ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКОННОСТИ СЕГОДНЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАКОННОСТИ СЕГОДНЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Законность и правопорядок занимают важное место среди других методов и средств государственного управления. Только законность и правопорядок способны обеспечить достойную жизнь общества и его граждан. Как показала история одной силы недостаточно для осуществления этих целей.

Ещё римские юристы провозглашали широко известные постулаты: « Государством должен править закон», «Закон превыше всего», «Закон выше любой должности». Все эти изречения несут глубокий смысл, опыт, мудрость. Пожалуй, трудно не согласиться с Платоном, который считал, что в плохом государстве над всеми стоят правители, а в разумном - над всеми стоят законы. И что закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. А к отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.[1] Система римского права явилась юридической базой законности в сфере регулирования имущественных отношений, которая впоследствии реформировалась в более цивилизованные формы, постепенно наполнявшиеся реальным равенством перед законом всех участников общественных отношений.

В настоящее время мы живём в стране с демократическим режимом,  где демократия невозможна без законности и правопорядка. Т. к. законность это противоположность произвола, деятельности основанной не на нормах права. Сегодня именно закон является формой выражения воли народа - единственного источника власти.[2] Важно чтобы правовые нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Вся система законодательных мероприятий имеет важное значение для высокого юридического статуса человека. Она необходима для развития демократии, являясь её гарантом. Именно законность должна полностью исключать произвол и беззаконие, надёжно гарантировать юридическую защищённость личности.

Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой другой - экономической, социальной, политической, морально-психологической. Также всем очевидно, что вопросы законности и правопорядка касаются не только рядовых членов, но и властных структур.[3] Законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы. На сегодняшний день России, как никогда нужны законность и правопорядок. Потому что реальная картина такова, законов много, а законности нет.

Как известно, в нашем обществе пренебрежительное отношение к закону складывалось долгие годы. Формально провозглашённый принцип обязательности закона корректировался целой системой исключений из правил, зависящих от занимаемой должности, разного рода заслуг и т. п. Такой подход породил безнаказанность и продолжает открывать дорогу к злоупотреблениям, даже преступлениям. У некоторых руководителей вошло в привычку рассматривать закон как помеху на пути реализации своих личных или своеобразно понимаемых общественных интересов. Пренебрежительное отношение к закону пагубно влияет на нравственную атмосферу в обществе. А она и так сегодня сведена к минимуму.[4]

Особого внимания заслуживает проблема соотношения закона и так называемой целесообразности. Т.е. некоторые руководители присвоили себе право, исходя из собственных представлений об интересах страны или руководимой ими территорий, решать вопрос о том, стоит ли им исполнять тот или иной закон или не стоит.

Конечно, закон и целесообразность совпадают не всегда. Но обход закона и пренебрежение им недопустимо. Даже в том случае когда закон действительно плох, или например устарел. Важно понимание того, что закон может отменить или изменить только уполномоченный на то государственный орган.

В научной и учебной литературе приводятся различные формулировки понятия «законность». Это одно из наиболее сложных понятий правоведения. Почему? Т. к. эти определения могут быть сведены к представлениям о законности как о «комплексном политико-правовом явлении, отражающем правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства»;[5] «точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов, иных нормативно-правовых актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами»;[6] «правовом режиме жизнедеятельности  общества, в рамках которого осуществляется принятие и обеспечивается реализация законов и других правовых актов».[7] Таким образом законность может рассматриваться как юридическое состояние, как принцип юридической деятельности и как принцип правового режима, обеспечивающего законопослушное поведение субъектов правоотношений.

Именно поэтому законность, как никакой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остро социальное, практическое значение.  От состояния, уровня и понимания законности  складывается жизнь миллионов наших граждан. Которые наряду с государственными органами, должностными лицами и общественными формированиями выступают субъектами законности. А объект законности - это поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Но несмотря на свою многогранность, законность имеет простое и краткое определение. Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.[8] Это всеобщее требование, поскольку оно обязательно для всех участников общественных отношений, а государство добивается его реализации различными средствами, в том числе и пресекая незаконные действия. Ключевым словом в данном определении  выступает соблюдение. Именно в нём смысл и суть. Нет соблюдения - нет законности. Принцип законности - важный элемент правового государства. Конституция закрепляет этот принцип[9] и ряд правил, призванных способствовать стабильному режиму законности.

Под принципами законности понимают наиболее существенные, глубинные черты в которых раскрываются социальное и функциональное назначение законности, её роль и место в обществе, а также связь с правом, политикой, культурой. Основные принципы законности это:

a) Принцип верховенства закона.

Означает приоритет Конституции РФ. Т. е. все нормативные акты, издаваемые в России, не должны противоречить её Конституции и законам и потому называются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и других ведомств. Целью и смыслом этих подзаконных актов является практически, конкретизировано реализовывать положения законов.Однако важно оговорить и понимать, что господство закона не означает его всесилие. Т.е. это не означает, что право - панацея от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон - и любая острая проблема будет решена.[10]

В реальности серьёзным препятствием на пути утверждения верховенства закона являются издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, которое зачастую противоречит закону и лишает граждан тех прав, которые им предоставлены законом. Практика перекраивания и извращения законов не только не допустима с правовой точки зрения, но и наносит вред практически. Т.к. порождает бюрократизм, безответственность, коррупцию.

b) Принцип единства.

Означает соблюдение законов всеми на всей территории страны. Законность должна быть всероссийской. Данный принцип можно рассматривать в территориальном и субъектном плане. Во-первых нужна твёрдая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, целостность государства. Недопустимо, чтобы каждый регион, город имели свою республиканскую, городскую законность. Но с другой стороны субъекты федерации должны проявлять разумную инициативу и не ущемлять права граждан также как и интересы государства. Другими словами представители местного самоуправления обязаны знать своё место, которое очерчено в законодательстве кругом вопросов относящихся к ведению органов МСУ.

К сожалению, сегодня в России нет единой законности, общеюридическое поле размыто. Причиной является человеческий фактор, жадность, падение нравственности и отсутствие правового воспитания.

Во-вторых законы должны быть применены к деятельности всех субъектов общественных отношений. Основным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Если в законах выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных  мер со стороны государства. Данный принцип требует такого развитого, совершенного законодательства, при котором все общественные отношения регулируются законом, а не произволом или количеством наличных в кармане у отдельно взятых граждан.

c) Принцип целесообразности законности.

Означает невозможность каждым исполнителем закона оценивать его с точки зрения нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности (идеологической, политической, прагматической) недопустимо.[11]

Однако вполне возможна ситуация бездействия закона или его неактуальности. В этом случае его необходимо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать. Отсюда вытекает обязанность соответствующих органов устранять возможные расхождения права и реальной жизни.

d)Принцип защиты прав и свобод человека.

Суть данного требования заключается в закреплении приоритета личных прав по отношению к интересам публичного характера.[12] В ст. 18 Конституции подчёркивается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».[13] Это означает полную гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности граждан и государства.

 Т. е. необходимо наличие развёрнутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может столкнуться гражданин. В каждом конкретном случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых гражданин мог бы с успехом и без особых сложностей защитить свои права и законные интересы.

Кроме того говоря о принципе взаимной ответственности, мы говорим прежде всего о возрождении доверия граждан к государству, об их заинтересованности в его делах, от чего во многом зависит судьба государства.

Однако всегда ли это имеет место? Гарантировались ли раньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере да. Гарантированы отчасти политические, юридические, экономические и т. д. Но далеко не в отношении всех граждан. Это становится очевидным особенно тогда, когда речь идёт о гарантиях права на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на получение образования и мед. обслуживания.

Гарантии прав и свобод граждан России значительно ослабляются. «Рядовой» гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по « коридорам власти», и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идёт об удовлетворении законных прав и интересов.[14]

e) Принцип законности и культурности.

Законность есть зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Данный принцип означает обусловленность законности знанием законов, необходимым уровнем правосознания, правовой образованности, воспитанности, правовой культуры. Правовое воспитание - это система мер формирующая установку уважения права и цивилизованных способов решения споров. Правосознание - это совокупность правовых представлений, взглядов, идей, и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни.[15]

Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Сочетание знания правовых принципов и разумных конформистских убеждений - мощный фактор стабильности, упорядоченности в правовой системе.[16]

Итак, законность это обязательное условие стабильности и устойчивости общества. Сегодня вопрос законности актуален и значим как никогда, потому что общество остро нуждается в её наличии.

Однако в вопросе законности, как и во всём есть положительные и отрицательные стороны. И не стоит видеть это понятие только в негативном свете. Так же как например научно-технический прогресс открыл дорогу развитию производства, повышения уровня жизни людей, но и породил самые серьёзные экологические проблемы. Эта противоречивость определяется различиями и противостоянием индивидуальных, групповых, классовых, межгосударственных интересов. Само по себе развитие основано на борьбе таких противоречий, нарушающих устойчивость мира.

Отражённые проблемные места в законности решаемы. И одним из важных шагов в решении этих проблем является желание увидеть и признать их. И уже в дальнейшем добиваться, чтобы законодательство неуклонно исполнялось всеми. А как следствием станет невозможным в нашем государстве любые формы произвола, своеволия, вседозволенности. Потому что законность всегда включала в себя две стороны: наличие качественных, полноценных законов и их реальное претворение в жизнь.



[1]Курганов С.И., Кравченко А.И.  Социология для юристов: Учеб. Пособие для вузов. - М.: 1999.С. 9.

[2] Конституция РФ. Ст.3

[3] Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и права: Учебник. - М.:Юристъ,2002. С.406.

[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: 2009. С.125.

[5] Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. - М., 2001.С. 437.

[6] Лазарев В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. - М., 2000. С. 145.

[7] Сальников М.В., Ромашов Р.А. Основы теории государства и права: Учебник. СПб., 2002. С. 145.

[8] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.  -  М.: Юрист, 2002. С. 408

[9] Конституция РФ ст. 15 часть 2

[10] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник: М.: 2009 С.126

[11] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - Юристъ, 2002.С 414

[12] Ромашов Р.А. Теория государства и права. - СПб.: Питер, 2008 С. 234

[13] Конституция РФ ст. 18

[14] Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Основы государства и права: Учебник - М., 2008 С.70

[15] Ромашов Р.А. Теория государства и права. - СПб.: Питер, 2008 С.246

[16] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: 2004 С 559

Просмотров работы: 716