Способ преступления является одним из квалифицирующих признаков преступления, одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию (ч. 1 ст. 73 УПК РФ) и, соответственно, важнейшим элементом криминалистической характеристики преступления. Сведения о способе преступления содержат большой объем криминалистически значимой информации, позволяющей сориентироваться в сути совершенного преступления и наметить оптимальные пути его раскрытия и расследования, установить и изобличить преступника.
В криминалистике способ преступления традиционно рассматривается в качестве источника сведений, необходимых для разработки средств, приемов и методов раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Значительное внимание ему уделяли родоначальники этой науки - Ганс Гросс, Э. Локар и др. В отечественной криминалистике он был предметом исследования таких видных ученых-криминалистов, как Г.Н. Мудъюгин, А.Н. Колесниченко, Г.Г. Зуйков, Р.С. Белкин, В.Н. Карагодин, И.М. Лузгин, В.П. Лавров и др. В основе своей они разделяют концептуальную позицию Г.Г. Зуйкова, определяющего способ преступления как систему объединенных единым замыслом действий преступника (и связанных с ним лиц) по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированных объективными и субъективными факторами и сопряженных с использованием орудий и средств[1].
Как следует из определения, в структуру способа преступления входят действия преступника по подготовке, совершению и сокрытию преступления. В зависимости от конкретной ситуации, намерений преступника и вида преступления, способ преступления может включать в себя как все перечисленные действия (т.е. быть полноструктурным), так и включать их отдельно и в разном сочетании (неполноструктурный способ).
Оскорбление лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, при проведении налоговых проверок или расследования по уголовному делу (как и в случае высказывания угроз) осуществляется в подавляющем большинстве случаев преступником непосредственно в ходе выполнения служебных мероприятий. Основной целью применения такого способа посягательства было оказание психологического воздействия на проверяющего, с целью унизить честь и достоинство сотрудника и, как результат - сорвать проведение служебных мероприятий. Отметим, что по изученным делам оскорбительные действия проверяемых лиц обычно носили весьма дерзкий, а порой агрессивный характер, причем свидетели-очевидцы, давая правдивые показания на следствии и в суде, осуждали поведение обвиняемых.
Умысел преступника может быть направлен не только на унижение чести и достоинства в неприличной форме, но и на воспрепятствование проведению проверочных действий, результатом чего может стать прекращение проверки, отвлечение внимания и т.п. Умышленное унижение чести и достоинства представителя власти оказывает негативное влияние на его физическое состояние («стресс»), потерпевший начинает испытывать отрицательные эмоции, проявляющиеся в чувстве собственной неполноценности, обеспокоенности, подавленности[2].
Наряду с оскорблением, а порой и одновременно с ним, преступник высказывает угрозы физической расправы или уничтожения (повреждения) имущества. Особо отметим, что в некоторых делах одновременно использовались оба приема посягательства, но следствие делало упор при доказывании вины, а соответственно, и в обвинительном заключении лишь на один из способов, который легче было доказать, хотя в показаниях свидетелей и потерпевших на первоначальной стадии расследования содержались указания на посягательство, совершенное с использованием двух способов. В последующем эти показания в тексте обвинительного заключения были скорректированы в соответствии с результатами последующих допросов, включая показания на очных ставках.
Угрозы убийством, применением насилия, а также угрозы иного характера являются одним из наиболее распространенных способов посягательств на лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения. Как правило, угрожая применением насилия представителю власти, виновный стремится воздействовать на его волю с тем, чтобы последний изменил своему служебному долгу, т.е. поступил вопреки своим должностным обязанностям.
Именно данный способ сочетает в себе два основных качественных признака - это скрытость высказывания угроз, их латентный характер, что обуславливает сложность доказывания, но при этом оказывается серьезное психологическое воздействие на лицо, в отношении которого такие угрозы высказаны. Это обстоятельство делает высказывание угроз одним из распространенных способов посягательства: данный способ использовался практически в каждом третьем случае. Квалификация по ст. 318 УК РФ осложняется еще и тем, что необходимо установить связь высказанных угроз со служебной деятельностью потерпевшего, что нередко отрицается подозреваемым (обвиняемым).
В результате исследования были выявлены следующие типичные приемы доведения до сотрудника угроз убийством, причинением вреда здоровью или повреждением (уничтожением) имущества: высказывание должностному лицу устных угроз лично или через средства связи; осуществление угроз путем демонстрации (силы, оружия, власти, связей и т.п.); направление письменных анонимных угроз (письма, записки, через Интернет и др.); высказывание угроз родственникам или иным близким лицам сотрудника; высказывание должностному лицу угроз через нанятых лиц[3].
Следующим наиболее спорным является вопрос определения конкретного характера угроз и их последствий. Как ранее отмечалось, это угрозы убийством, причинением вреда здоровью и применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, умышленным уничтожением имущества (ст.ст. 296 и 318 УК РФ). Угрозы же иного характера, либо высказанные завуалировано, например, «зарою», «я с тобою разберусь», «хлопну», «тебе конец», «ты заказан» и др., на практике не считаются уголовно наказуемыми - при отсутствии иных действий преступника, направленных на их реализацию. В то же время существуют угрозы, а также, в сочетании с ними, иные действия преступника, способные негативно воздействовать на волю представителя власти и добиться желаемого виновным результата: например, угрозы распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, или иных сведений, которые способны причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего; угрозы создания неблагоприятных условий служебной деятельности потерпевшему или его близким; угрозы создать трудности в расследовании дела, исходящие от лиц, с которыми потерпевший связан процессуальными отношениями; действия, направленные на сговор с представителем власти, который за вознаграждение совершит должностное преступление или правонарушение; незаконное получение информации, связанной с осуществлением правосудия или расследованием дела; похищение, уничтожение или повреждение материалов дела, вещественных доказательств; пикетирование зданий суда. По мнению В.В. Намнясева, такие угрозы следует квалифицировать по ст. 294 УК РФ; при этом представители контролирующих и правоохранительных органов остаются не защищенными от такого рода угроз[4]. По нашему мнению, при отсутствии официальных разъяснений по поводу применения ст. 294 УК РФ, следственным и судебным органам квалифицировать такие действия как уголовно наказуемые деяния будет весьма затруднительно. В случае наступления последствий таких угроз - такие действия будет квалифицироваться как самостоятельные преступления (например, клевета, ложный донос, злоупотребление полномочиями, дача или получение взятки и др.).
Применение насилия. Вместе с угрозами и оскорблениями почти в каждом четвертом случае посягательства преступником было применено насилие в отношении лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения. Как правило, оно совершается в целях воспрепятствовать служебной деятельности указанных лиц: не допустить их на территорию или в помещение организации, сорвав тем самым проверочные мероприятия; не допустить обнаружения и изъятия доказательственной информации в ходе проведения проверки; не допустить документирования выявленных фактов налоговых правонарушений (вырывание документов, насильственное выталкивание из помещений и др.).
Применение насилия к лицам, выявляющим и расследующим налоговые правонарушения, в большинстве таких дел осуществлялось посредством применения преступником физической силы. Как правило, применение физической силы заключается в ударах руками по лицу и телу, толчках в корпус, удушении, захватах и т.п., без причинения вреда или с причинением легкого вреда здоровью потерпевшего.
Необходимо отметить, что оказание противодействия лицам, выявляющим и расследующим налоговые правонарушения, с огнестрельным оружием в руках нехарактерно. Исключение составляют случаи, когда интересы проверяемых лиц настолько значимы, а суммы скрываемых налогов настолько велики, что принимается решение о физическом устранении сотрудника. В таких случаях использование средств поражения, в том числе огнестрельного оружия, уже не исключение, а правило.
Клевета, ложный донос - достаточно распространенные в практике, но редко квалифицируемые способы преступных посягательств в отношении лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения. Это распространение клеветнических сведений (в том числе и через средства массовой информации), компрометация (шантаж) сотрудников, а также сообщение заведомо ложного доноса в вышестоящие и надзирающие инстанции. Однако использование таких способов в редких случаях квалифицируется следователем как самостоятельное преступление по ст.ст. 129, 298 и 306 УК РФ. По изученным делам такая квалификация зафиксирована лишь в 4,5% дел. Данные способы посягательства характеризуются высокой латентностью, а вместе с тем и высокой эффективностью негативного воздействия.
Основные цели применения данных способов, преследуемые преступником:
1) склонить тем самым сотрудника к принятию незаконного решения в пользу лица, совершившего налоговое правонарушение, отказу от ранее сделанных сотрудником выводов;
2) опорочить сотрудника, зачастую сфабриковав обвинения в его отношении;
3) затянуть расследование, отвлечь внимание следователя от расследования по факту посягательства на проверку ложного доноса;
4) придать делу официальный характер, привлечь к нему внимание общественности, распространяя ложные сведения в отношении отдельных сотрудников, компрометируя их тем самым, и дискредитируя налоговые и правоохранительные органы в целом.
Для распространения клеветы и сообщения заведомо ложного доноса характерны следующие формы: сообщение заведомо ложного доноса в вышестоящие или надзирающие инстанции; направление анонимно письменных документов, содержащих клеветнические сведения (лично, родственникам, в прокуратуру, в другие органы государственной власти); распространение клеветнических сведений о сотруднике через СМИ; устное распространение клеветнических сведений о сотруднике среди родственников, соседей, сослуживцев, руководителей сотрудника.
Основная проблема, возникающая при расследовании уголовных дел о клевете или заведомо ложном доносе, связана с тем, что ни потерпевший, ни его руководство, ин сотрудники органов внутренних дел не хотят принимать необходимые меры, связанные с возбуждением уголовных дел, считая данные преступления малозначительными, а расследование таких фактов - только отнимающим время, силы и средства. Сотрудник (потерпевший) в случае возбуждения дела испытывает множественные трудности, связанные с вызовом на допросы и иные следственные действия, отстранением от исполнения служебных обязанностей, осложнением отношений с руководством и др. Иначе говоря, он длительное время находится в состоянии психологического дискомфорта, которое порой может даже вызвать развитие или обострение различного рода заболеваний. Такие действия наносят моральный вред потерпевшему, но возмещение морального вреда, как правило, отсутствует даже в тек случаях, когда преступники за такие действия были осуждены.
В главе 32 «Преступления против порядка управления» отсутствует не только ответственность за умышленное уничтожение, повреждение имущества представителя власти, но даже и диспозиция, аналогичная ст. 296 УК РФ, сформулированная выше.
При этом упускается из вида тот факт, что основным объектом преступных посягательств на лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, выступает отправление правосудия (ст.ст. 295, 296, 298 УК РФ) или осуществление управленческой деятельности государственных органов (ст.ст. 317, 318, 319 УК РФ); в зависимости от должностного положения потерпевшего сотрудника и выполняемых им служебных обязанностей, а не жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество указанных сотрудников (это дополнительный объект посягательства).
Статья 167 УК РФ не предусматривает такого квалифицирующего признака, как умышленное уничтожение, повреждение имущества в связи с исполнением служебных обязанностей указанной категорией лиц.
В настоящее время, осознавая особую значимость проблемы, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. № 647 «О возмещении судьям, должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов или членам их семей ущерба, причиненного уничтожением или повреждением их имущества в связи со служебной деятельностью». Однако это решение лишь части проблемы.
Все изложенное позволяет нам высказать предложение о необходимости включения в УК РФ двух статей, предусматривающих специальную уголовную ответственность за умышленное уничтожение, повреждение имущества должностных лиц в связи с отправлением ими правосудия, предварительного расследования или осуществлением управленческой деятельности:
Статья 2961. Умышленное уничтожение или повреждение имущества лиц, осуществляющих правосудие или производство предварительного расследования.
1. Умышленное уничтожение или повреждение имущества судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом - ...
2. Те же деяния, совершенные в отношении имущества прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта - ...
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия - ...
В заключении отметим, что способ преступного посягательства на лиц, выявляющих и расследующих налоговые правонарушения, характеризуется наличием в большинстве случаев, наряду с совершением преступления, действий преступника по его сокрытию.
Знание особенностей способа преступного посягательства позволяет определить механизм преступления, выявить типичные следы-отражения, возникающие в результате его применения, выдвигать следственные версии, а также определить оптимальные направления нейтрализации противодействия расследованию.
Способ преступления занимает центральное место в системе криминалистической характеристики. В то же время способ во многом связан с другими элементами криминалистической характеристики (обстановкой совершения преступления, личностью преступника, личностью потерпевшего). Предметом рассмотрения в следующем параграфе и будет обстановка совершения преступления по делам анализируемой нами категории.
[1] См.: Зуйков Г.Г. Развитие криминалистического учения о способе совершения преступления и проблема способа сокрытия преступления // Повышение эффективности расследования преступлений: Сб. науч. тр. Иркутск Изд-во ИГУ, 1986. С. 50; Зуйков Г.Г. Поиск преступников по признакам способов совершения преступлений. М.: ВШ МВД СССР, 1970. С. 84.
[2] Чернов Ю.Г. Стресс без страха. М., 1988. С. 8.
[3] По результатам исследования М.Г. Фетисова, высказывание угроз убийством или применением насилия в устной (словесной) форме имело место по 64% изученных им дел / Фетисов М.Г. Проблемы уголовно-правового обеспечения безопасной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Дисс. ... канд. юрид. наук Ростов-на-Дону., 1999. С. 97.
[4] Намнясев В.В, Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования в российском уголовном праве. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Волгоград, 1999. С. 8, 16.