АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В современных условиях проблема благоустройства и озеленения является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются условия для здоровой, комфортной, удобной жизни как отдельного человека по месту проживания, так и всех жителей города, района, квартала, микрорайона.

Если рассматривать городское благоустройство территории как систему, то можно выделить четыре её составные части:

- инженерное благоустройство;

- социально-бытовое благоустройство;

- экологическое благоустройство;

- внешнее благоустройство.

В преддверии грядущего чемпионата мира по футболу, который предполагает проведение некоторых футбольных матчей на территории города Саранск, внешнее благоустройство города выходит на первый план. Потому что, туристы, посещающие Саранск в данный период, будут оценивать в первую очередь именно внешние характеристики города. Поэтому в настоящее время необходимо выделить все проблемы, которые есть в данной сфере и предложить оптимальные пути их решения.

В литературе и научных исследованиях не встречается четкого определения термина «внешнее благоустройство» территории. Попытаемся сформулировать его следующим образом.

Внешнее благоустройство территории - комплекс мероприятий, направленные на создание, содержание и ремонт системы освещения, озеленения территории, транспортных и пешеходных коммуникаций, малых архитектурных форм.

Внешнее благоустройство территории состоит из таких элементов как:

- организация движения транспорта и пешеходов;

- освещение;

- озеленение;

- оснащение территории малыми архитектурными формами;

Проанализируем каждый отдельный элемент благоустройства по городскому округу Саранск.

Изменения, происходящие в улично-дорожной сети, может подтвердить динамика количества дорожных знаков в г.о. Саранск. Ежемесячно устанавливается порядка 100 новых дорожных знаков (таблица 1).

 

Таблица 1 - Количество дорожных знаков, установленных на территории г.о. Саранск в период августа 2010 - март 2011 гг., единиц

Месяц

Август 2010

Сентябрь 2010

Октябрь 2010

Ноябрь 2010

Декабрь 2010

Январь 2011

Февраль 2011

Март 2011

Количество знаков, ед.

70

24

249

29

165

153

114

102

Постоянное благоустройство городского округа затронуло и систему наружного освещения, для характеристики которой можно рассмотреть динамику количества светильников наружного освещения в г.о. Саранск (таблица 2).

 

Таблица 2 - Количество светильников наружного освещения в г.о. Саранск в период март 2011 - октябрь 2011 гг., единиц

Месяц

Март 2011

Апрель 2011

Май 2011

Июнь 2011

Июль 2011

Август 2011

Сентябрь 2011

Октябрь 2011

Количество светильников, ед.

1983

2145

1882

2138

2507

2252

2328

2382

 

Динамику данного показателя можно объяснить тем, что постоянный ремонт дорожного полотна, который активно проявлялся в исследуемый период, заставляет на некоторое время убирать светильники наружного освещения и в дальнейшем устанавливать их ещё в большем количестве, чем было ранее. Также светильники устанавливаются в местах, где их отсутствие создаёт затруднение жителям города при передвижении в ночное время суток.

Степень озеленения высокая не только в г.о. Саранск, но и в других городах (таблица 3).

Таблица 3 - Сравнение степени озеленения городов в 2010 году

Город

Численность населения, тыс. чел.

Выделено денежных средств на озеленение, млн. руб.

Площадь посадки цветов, тыс. м2

В расчёте на 1 тыс. чел., м2

Количество посаженных цветов, тыс. шт.

В расчёте на 1 чел, шт.

Владивосток

591,8

45,0

19,3

32,6

700,0

1,2

Иваново

432,2

24,0

1,8

4,2

158,0

0,4

Самара

1158,1

42,0

18,0

15,5

770,0

0,7

Саранск

323,1

30,0

15,0

46,4

539,0

1,7

Иркутск

593,4

100,0

32,4

54,6

522,0

0,9

Москва

10101,5

1495,0

140,0

13,9

12500,0

1,2

Новосибирск

1425,6

145,0

86,5

60,7

3480,0

2,4

Анализ данных таблицы 3 показал, что больше всего растений можно увидеть в г. Новосибирск, что в некоторой степени объясняет первое место, которое занял город в 2007 году в конкурсе «Самый благоустроенный город России». Несмотря на то, что в таблице 3 по уровню денежных средств, выделяемых на озеленение, г.о. Саранск находится на предпоследнем месте, всё же по уровню озеленения он не сильно отстаёт от г. Новосибирска.

Несмотря на большое разнообразие объектов благоустройства, более подробно остановимся на организации мест для хранения личного автотранспорта жильцов многоквартирных домов.

Проанализируем обеспеченность населения г.о. Саранск машино-местами.

Средний уровень обеспеченности машиноместами для хранения автомобилей населения г.о. Саранск составляет порядка 57 % от численности парка легковых автомобилей (норматив, не менее 90 %) (таблица 4).

 

Таблица 4 - Обеспеченность населения машиноместами в 2010 г.

Районы

Кол-во    
автомобилей в
индивидуальном
пользовании

Гаражные общества, кооперативы
и массивы
(кол-во
машиномест)

Платные  
автостоянки
(кол-во 
машиномест)

Внутридворовые
парковки  
(количество   
машиномест)

Общая    
обеспеченность
машиноместами

Пролетарский

18751

13556

1571

373

82%  (15500)

Ленинский

20210

6153

548

213

34%  (6914)

Октябрьский

19901

8272

1284

1843

57%  (11399)

Итого по

г.о. Саранск

58862

27981

3403

2429

57% (33813)

Из таблицы 4 видно, что самая высокая обеспеченность машиноместами наблюдается в Пролетарском районе (82 %). Это почти соответствует нормативу в 90 %. Такая высокая степень обеспеченности машиноместами объясняется тем, что данная территория в значительной степени занята промышленными предприятиями, что делает его малопривлекательным для проживания.

Обеспеченность машино-местами г.о. Саранск во многом зависит не только от усилий органов местного самоуправления в организации дополнительных машиномест, но также и от желания автовладельцев пользоваться теми машиноместами, которые уже есть. Данное утверждение могут подтвердить результаты социологического опроса, который проводился корреспондентами газеты «Столица-С» в г.о. Саранск с целью выяснить предпочтения автовладельцев при выборе места хранения своего автомобиля.

Согласно результатам опроса, опубликованным в газете «Столица-С» № 16 от 20.04.2010 г., было установлено, что:

- 71,1 % автовладельцев предпочитает хранить личный автотранспорт во дворе;

- 19,7 % - в собственном гараже;

- 6,6 % - на платной автостоянке;

- 2,6 % - где придётся [2].

Как видно из результатов проведённого опроса, основная масса автовладельцев предпочитает хранить свой автомобиль во дворе. Автовладельцы объясняют это тем, что такие машиноместа очень доступные в плане удобства размещения автомобиля и бесплатные.

Теперь обратим внимание на стоимость машиноместа. Для того чтобы поставить автомобиль в гараж, для начала, данный гараж нужно купить. Стоимость приобретения гаража колеблется от 120 до 550 тыс. р. в зависимости от местоположения и функциональных характеристик. Если ставить автомобиль на платную автостоянку, то за сутки придётся заплатить 60-80 р., что составляет 24-29 тыс. р. в год. Такая высокая стоимость сдерживает спрос на места организованного хранения автотранспорта.

Учитывая то, что «гостевые» автостоянки являются доступными как в плане размещения, так и в плане цены (бесплатные), получается, что они имеют явное преимущество перед другими организованными местами хранения автомобиля и поэтому выбор автовладельцев вполне очевиден.

Выясним, как сильно будет увеличиваться количество автомобилей в будущем.

Согласно «Местным нормативам градостроительного проектирования г.о. Саранск» уровень автомобилизации к 2015 г. составит 295 - 343 легковых автомобилей на 1000 жителей, находящихся в личном пользовании граждан (таблица 5) [3].

 

Таблица 5 - Оценка потребности в организованных местах хранениях личного автотранспорта на расчётный период в г.о. Саранск на период 2011 - 2015 гг.

Расчетный
период, год

Количество
автомобилей, ед.

Численность
населения, чел.

Уровень   
автомобилизации
(на 1000 чел.), ед.

Дополнительно 
требуемое
количество 
машино- 
мест

2010

58862

316065

186

19498

2011

68232

315437

217

8218

2012

77816

313783

248

8566

2013

87282

312841

279

8760

2014

96678

311872

310

8099

2015

106619

310847

343

9207

Таким образом, в городском округе в настоящее время ощущается острый дефицит мест хранения легкового автотранспорта, который будет обостряться по мере роста автомобилизации. Основными факторами, сдерживающими развитие системы постоянного хранения автотранспорта, являются следующие:

- отсутствие необходимого резерва территории для размещения автостоянок и гаражей;

- отсутствие эффективных экономических и правовых механизмов поддержки развития системы постоянного хранения автотранспорта;

- территориальная доступность.

Для решения данной серьёзной проблемы можно воспользоваться строительством многоэтажной парковки, которая будет находиться в муниципальной собственности, и, в идеале, должна располагаться в каждом районе г.о. Саранск.

Строительство многоэтажной парковки позволит:

-  убрать все автостоянки, тем самым освободить значительное территориальное пространство;

- объединить большую часть транспортных средств в одном специально-оборудованном месте;

- повысить степень защищённости транспортного средства;

- улучшить экологическую ситуацию в пределах дворовых территорий;

- добавить развивающемуся городу немного эстетического вида;

- создать дополнительный источник доходов для местного бюджета.

Парковка будет представлять собой 5-и этажное здание закрытого типа из железобетона. Общая площадь для размещения машин будет составлять 6300 м2. Парковка рассчитана на 300 машин, по 60 машин на каждом этаже. Парковка будет оснащена 3 одноместными грузовыми лифтами. Также будет пассажирский лифт и лестница для перемещения людей между этажами и выхода из парковки.

На первом этаже будет располагаться автомойка. На втором будет автомастерская. На третьем этаже магазин автозапчастей. На четвёртом пункт размещения обслуживающего персонала. На последнем пятом буфет.

Паркинг будет оборудован соответствующей системой освещения, системой вентиляции, отопительной системой и системой пожаробезопасности. В паркинге также будет установлен пассажирский лифт.

Определив все необходимые расходы для строительства паркинга, в итоге получается следующее. Общие затраты на строительство паркинга и его оснащение будут составлять 76 млн. руб., что в переводе на одно машиноместо получается порядка 250 тыс. руб. Причём обслуживание одного машиноместа ежемесячно будет составлять минимум 240 руб.

Теперь самая важная часть данного проекта. Все машиноместа, которые будут образованы в результате реализации проекта необходимо продавать автовладельцам близлежащих многоквартирных домов. Может возникнуть вопрос относительно высокой цены одного машиноместа. Если вспомнить, что средняя цена обустроенного гаража составляет 350 тыс. руб., то цена в 250 тыс. р. должна быть довольно привлекательной для автовладельцев. Если, вместе с этим, учитывать также ещё и отличную территориальную доступность паркинга, то можно с уверенностью сказать, что он находится вне конкуренции.

Несмотря на это не каждый автовладелец готов потратить такую сумму денег на организацию места для своего автомобиля. Поэтому мы предлагаем направить 4,5 млрд. р., выделенные на реализацию городской целевой программы «Об организации хранения автотранспорта на территории городского округа Саранск на 2010-2015 годы», которая была рассмотрена выше, на частичное погашение данной суммы.

Мы считаем, что каждый автовладелец должен самостоятельно организовывать место для своего автомобиля. Но, вместе с этим, мы понимаем, что не у всех есть такая возможность. Поэтому мы предлагаем такой вариант решения проблемы, который устроит как автовладельцев, так и органы местного самоуправления. То есть, предлагаем продавать одно машиноместо по цене в 150 тыс. р., а остаток в 100 тыс. р. уплачивать, используя вышеуказанные средства. Этих средств должно хватить на создание 45 тыс. новых машиномест, которые повысят степень обеспеченности автовладельцев г.о. Саранск организованными машиноместами до 80%.

Сама идея строительства многоуровневых паркингов является эффективной, но лишь в том случае, если машиноместа будут пользоваться достаточным спросом. Цена машиноместа в 150 тыс. р. привлечёт многих автовладельцев, но их привычка оставлять свой автомобиль возле дома может привести к тому, что придомовые территории не будут полностью освобождены от автомобилей, расположенных в неположенном месте.

Для решения данной проблемы имеет смысл законодательно запретить ставить автомобиль на стоянку на придомовой территории за пределами «гостевых» автостоянок.

Подведём краткий итог всему вышесказанному.

Если реализовать все мероприятия, предложенные нами выше, то это позволит достичь следующих результатов.

Во-первых, повыситься эффективность реализации городской целевой программы.

Во-вторых, уровень обеспеченности автовладельцев машиноместами увеличиться до 80%.

В-третьих, местное законодательство, регулирующее размещение автотранспортных средств на придомовых территориях, станет более совершенным.

 

Библиографический список:

 

1. Денисов В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. - СПб. : МАНЕБ, 2004. - 98 с.

2. Тюркин Д.В. Автостоянки в Саранске будут и многоуровневые / Д.В. Тюркин // Столица С. - 2010. - №16. - С.8.

3. Решение Совета депутатов г.о. Саранск от 21 октября 2010 г. №614 «Об утверждении городской целевой программы «Об организации хранения автотранспорта на территории г.о. Саранск на 2010 - 2015 годы».

Просмотров работы: 49