ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российская Федерация представляет собой социально ориентированное государство, стремится максимально, исходя из существующих возможностей, защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, которое предусматривает социальное обеспечение таких категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из которых и является пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в  России проживает в настоящий момент свыше 39 миллионов пенсионеров (28,5 % от всего населения России), инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Следует отметить, что для нормального функционирования пенсионной системы на государственном уровне, необходимо также, чтобы в субъектах РФ пенсионное обеспечение было на высшем уровне. В качестве примера рассмотрим деятельность пенсионного фонда в городском округе Саранск Республики Мордовия.

По статистическим данным количество получателей пенсий в г. Саранске Республики Мордовия за период с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года приведено в таблице 1.

Численность получателей пенсий за данный период увеличилась на 2899 человек,  или на 3,1 %. Увеличение произошло, в основном, за счет новых назначений трудовых пенсий по старости - на 4,6 %.

Таблица 1 - Динамика роста численности пенсионеров*

Категория пенсионеров

на

01.01.10

на

01.01.11

на

01.01.12

Темп роста за данный период

(%)

Всего пенсионеров

94270

95701

97169

103,1

из них:

 

 

 

 

получатели трудовых пенсий

88236

89606

91008

103,1

- по старости

76888

78719

80454

104,6

- по инвалидности

8554

8169

7883

92,2

- по случаю потери кормильца

2794

2718

2671

95,6

получатели государственных пенсий

6034

6095

6161

102,1

* По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по РМ (Мордовиястат) по состоянию на 01.01.12г.

 

От общего количества получателей пенсий 88,4 % составляют пенсионеры, получающие трудовую пенсию, из них: 

1) 82,8 % - получатели пенсий по старости;

2) 8,1 % - получатели пенсий по инвалидности;

3) 2,8 % - получатели пенсий по случаю потери кормильца.

Получатели государственной пенсии  составили 6,3 %.

Как известно, в России нет такого понятия как минимальная пенсия, есть понятие средняя пенсия. Однако пенсионным законодательством установлено, что размер пенсии не может быть ниже прожиточного минимума. Так, в Республике Мордовия величина прожиточного минимума (минимальной пенсии) находится на отметке 4375 руб., а в целом по Российской Федерации составляет 4938 руб. Законодательством также закреплено то, что пенсионеры с размером пенсии ниже прожиточного минимума (минимальной пенсии),  могут рассчитывать на социальные доплаты до прожиточного минимума (минимальной пенсии). Размер доплаты определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленного в том или ином субъекте РФ (в данном случае - в Республике Мордовия), и суммой производимых ему выплат.

От общего количества пенсионеров на 01.01.2012 г. согласно статистическим данным по Управлению ПФР в г. Саранске Республики Мордовия 1518 человек, или 1,6 % пенсионеров, получают пенсию в размере от 2501 руб. до 3000 руб.; 2650 человек, или 2,7 %, - в размере от 3001 руб. до 3500 руб.; 1356 человек., или 1,4 %, - до 4000 руб.; 2745 человек., или 2,8 %, - от 4001 руб. до 4500 руб.; 88900 человек, или 91,5 %, - от 4501 руб. и выше. То есть, 5524 человека (5,7 % от общего количества пенсионеров) получают пенсию, величина которой ниже минимального прожиточного уровня пенсионеров Республики Мордовия.

За данный период средний размер пенсий в целом по всем видам получателей пенсий увеличился на 634,25 руб., или в процентном отношении на 8,7 %. По получателям трудовых пенсий увеличение составило 644,0 руб., или 8,7 %, государственных - 479,76 руб., или 9,4 % (таблица 2).

 

Таблица 2 - Динамика роста среднего размера  пенсии

Категории

пенсионеров

на   01.01.11

на   01.02.11

на   01.04.11

на 01.01.12

Увеличение среднего размера

пенсии в 2011 г.

(руб.)

(%)

По всем пенсионерам

7296,05

7904,66

7927,60

7930,3

634,25

8,7

из них:

 

 

 

 

 

 

пенсионеры, получающие трудовую пенсию

7444,64

8088,95

8085,26

8088,64

644,0

8,7

пенсионеры, получающие государственную пенсию

5111,60

5180,87

5581,62

5591,36

479,76

9,4

Средний размер пенсии в целом по всем видам пенсии за период с 01.01.2010 г. по 01.01.2012 г. увеличился на 1070,64 руб., или  на 15,6 %.

Из представленных выше данных можно сделать следующие выводы: пенсионная реформа, начавшаяся в новом тысячелетии приносит свои результаты: размеры всех пенсий (трудовых, по старости, по инвалидности и др.) увеличиваются. Однако, этого недостаточно. Темпы роста пенсий не соответствуют современным расходам пенсионеров.  Далеко не секрет, что люди беспокоятся о своей старости и пытаются какими-либо способами себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Нынешний президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил, что в ближайшее время необходимо достичь такого уровня пенсии в России, который был бы не ниже 40 % от прежнего заработка человека. Для сравнения: в США государственная пенсия в суммарных доходах пенсионера составляет только  40 %. Порядка 20 % доходов пенсионер зарабатывает партаймом (временной работой на неполный рабочий день), 18 % - это пенсия, спонсируемая бывшим работодателем в рамках индивидуального пенсионного плана.  Все остальные доходы проистекают из личных сбережений.

В России же ситуация такова, что 100 %  легальных доходов сегодняшних пенсионеров - это государственные пенсии, а все остальное- это торговля продуктами с собственного огорода. Такая ситуация не устаивает никого и нуждается в радикальной коррекции. Россия только вступает в полосу пенсионного самообеспечения. Создание в стране негосударственных пенсионных фондов, которые осуществляют инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяет гражданам по достижению пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии. Однако, как свидетельствует статистика, за 8 - летний период их функционирования большинство застрахованных лиц остались пассивными участниками пенсионной системы и не проявили заинтересованности в формировании своих пенсионных накоплений. Из почти 70 млн. человек, имеющих  к началу 2010 года пенсионные накопления, 63 млн. человек по- прежнему остаются в государственной управляющей компании. Причинами торможения развития в стране накопительного компонента пенсионной систем являются отсутствие гарантий сохранности пенсионных накоплений и недоверие граждан к негосударственным институтам, низкая доходность  накоплений по причине ограниченности инструментов инвестирования, непрозрачность и неэффективность работы НПФ и др.

Для преодоления проблем в сфере пенсионного обеспечения на современном этапе необходимо решить ряд задач, а в частности сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем;   упорядочить источники финансирования пенсий; развивать систему негосударственного пенсионного страхования, а также эффективно управлять пенсионными накоплениями и др.  Пенсионная система должна обеспечивать достойный уровень жизни граждан пожилого возраста, поэтому нашей пенсионной системе крайне необходимо выйти на принципиально новый уровень развития.

Просмотров работы: 9