РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Миграция является одним из важнейших источников формирования населения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.

Современное российское общество характеризуется наличием отрицательного естественного прироста населения и сокращением трудовых ресурсов страны и, следовательно,  возрастающей ролью миграции как источника поддержания и роста численности населения России. Несовершенство законодательства и проводимых мер в области миграции, сопровождающееся оттоком трудоспособного, высококвалифицированного в различных сферах  местного населения и притоком зачастую неквалифицированной рабочей силы, увеличение доли нелегальной миграции,  - все это требует немедленного регулирования. Основная цель миграционной политики - рациональное размещение населения с точки зрения эффективного развития экономики и самого населения, улучшение его качественного состава, равномерное развитие отдельных регионов, сглаживание социально-экономической дифференциации в условиях жизни населения.  На сегодняшний день проводимая миграционная политика в России на всех уровнях имеет много недостатков. Прежде всего, они связаны с отсутствием комплексного многоцелевого миграционного планирования. В результате возникают дисбаланс миграционных потоков, концентрация мигрантов в тех регионах, где их пребывание противоречит экономическим, демографическим, социальным и геополитическим интересам Российской Федерации.

В Республике Мордовия процессы миграции происходят довольно интенсивно. Но общая совокупность входящих и выходящих потоков миграции складывается в отрицательный для республики результат. Помимо влияния на численность постоянного населения, сложившаяся ситуация с миграцией имеет ряд негативных моментов. Среди них - влияние на возрастную структуру населения, его профессиональный и образовательный состав. Происходящие изменения естественного движения и численности населения позволяют сделать вывод, что Мордовия не сможет обеспечить стабильность численности населения, а также удовлетворить потребность в трудовых ресурсах, опираясь лишь на внутренние демографические ресурсы. Одним из способов восполнения убыли населения, в том числе и дефицита трудовых ресурсов, является привлечение населения трудоспособных возрастов извне.

За последние десять лет в Республике Мордовия сокращалось общее количество как прибывающего, так и выбывающего населения (таблица 1). Тем не менее, в республике преобладает выезжающее за пределы РМ население, о чем наглядно свидетельствует отрицательный миграционный прирост в регионе. Хотя все больше отмечена тенденция снижения соотношения количества убывших иностранных граждан к прибывшим, что предположительно связано с вступлением в силу изменений в законодательство РФ, в части касающейся осуществления миграционного учета.

 

Таблица 1 - Общие итоги миграции в Республике Мордовия, человек[1]

Годы

Прибывшие

Выбывшие

Миграционный прирост (убыль)

2000

14444

17045

- 2601

2001

13829

17694

- 3865

2002

8705

11309

- 2604

2003

10569

13027

- 2458

2004

10844

13332

- 2488

2005

9621

11990

- 2369

2006

9506

12080

- 2574

2007

10927

12589

- 1662

2008

9247

11655

- 2408

2009

8733

10314

- 1581

2010

9845

11999

- 2154

В Мордовию в настоящее время прибывает в основном население из стран СНГ, причем подавляющее большинство из них не имеет высшего образования, и приоритет в работе отдает низкоквалифицированным специальностям. Наряду с этим, достаточно высок отток из Мордовии трудоспособного и образованного населения республики. Целью данной миграции в основном является поиск сезонной работы с более высокой заработной платой. Основными задачами для региона, в связи с естественной убылью населения и сокращением трудовых ресурсов, является восполнение недостатка посредством миграции, а также повышение миграционной привлекательности территории, улучшение условий проживания на ней с целью сокращения выезда населения из республики.

В настоящее время в Республике Мордовия принимаются меры по регулированию миграционных потоков. Осуществление мероприятий в данной области происходит, прежде всего, в рамках программно-целевого подхода. Это относится к Государственной программе, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». В Мордовии разработан проект Республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом на 2008 - 2012 гг. Работа над проектом программы, которая велась и ведется НИИ Регионологии, Государственным комитетом по труду и занятости населения, Министерством социальной защиты населения и Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия, до сих пор не закончена. Правительство Российской Федерации несколько раз возвращало проект из-за недостаточной проработки отдельных параметров программы. На сегодняшний день, доработанный с учетом замечаний, проект направлен в Министерство регионального развития  России для дальнейшего согласования.

C целью улучшения демографической ситуации в республике действует Республиканская программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия на 2008-2012 годы, принятая в 2008 году. Основная ее цель - создание благоприятных условий для естественного расширенного воспроизводства населения республики. В Республиканской программе по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия на 2008-2012 годы одной из важнейших подпрограмм является «Миграция». Реализация подпрограммы «Миграция» предусматривает ряд мероприятий:

а) содействие переселению семей из других регионов России в переезде и обустройстве в сельской местности республики.

б) информационное сопровождение добровольного переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, в СМИ.

в) проведение исследований с целью уточнения возможностей территорий по приему и трудоустройству соотечественников, проживающих за рубежом и изъявивших желание добровольно переселиться в республику.

г) подготовка информационных материалов о возможности и условиях переезда на территорию республики соотечественников.

д) осуществление регулирования потоков трудовой миграции с учетом квалификации иностранных работников и потребностей районов республики в конкретных специальностях.

е) осуществление интеграции мигрантов в социум, формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей.

ж) координация деятельности образовательных учреждений Республики Мордовия и регионов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения по развитию национального образования и организация сотрудничества.

и) квотирование мест для подготовки специалистов мордовских национальных школ и учреждений культуры субъектов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Республики Мордовия.

к) организация стажировок, краткосрочных курсов повышения квалификации для специалистов учреждений образования и культуры, студентов и учащихся, проживающих в регионах с компактным проживанием мордовского населения, на базе учреждений высшего профессионального образования Республики Мордовия.

На данный момент отмеченные направления подпрограммы «Миграция» не реализуются в полной мере.

Миграционная привлекательность Мордовии сейчас обеспечивается механизмами межгосударственного и межрегионального сотрудничества в сфере образования. Поэтому особо важным моментом в сфере миграции выступает так называемая образовательная миграция, т.е. привлечение для обучения в регион студентов из других субъектов, а также стран. Основной механизм образовательной миграции - заключение соглашений между Правительством Республики Мордовия и правительствами регионов с компактным проживанием мордвы, а также межведомственных соглашений с регионами о сотрудничестве в области образования.

В Республике Мордовия действуют также механизмы социальной адаптации учебных мигрантов. Государственный комитет Республики Мордовия по занятости населения может обращаться с ходатайствами в учебные заведения о предоставлении льгот при поступлении в учебные заведения лицам, имеющим статус вынужденных переселенцев. В рамках федеральной миграционной программы «Дети семей вынужденных переселенцев и беженцев» оказывается материальная помощь и обеспечивается отдых детям в летних оздоровительных учреждениях.

В Мордовии принят Закон Республики Мордовия от 1 декабря 2004 г. № 93-З «О государственной поддержке национально-культурных автономий», а также соглашения с рядом регионов, которые направлены на межрегиональное сотрудничество и этнокультурную миграцию.

На основе действующих направлений, которые реализуются в настоящее время в регионе, а также в связи анализом текущего положения в сфере миграции в Республике Мордовия, можно сформулировать несколько предложений:

а) Как было описано ранее, происходящие в Мордовии миграционные процессы оказывают влияние на трудовую ситуацию в регионе. Для оптимального распределения трудовых ресурсов необходимо:

- провести стратификацию районов республики, выделение тех из них, которые испытывают  наибольший дефицит и нехватку рабочей силы;

- отраслевую стратификацию, выделение приоритетных отраслей, в которых труд иностранных рабочих мог бы дать максимальный эффект для региона;

- профессиональную стратификацию, то есть выделение наиболее востребованных и незаполненных по отраслям вакансий.

В соответствии с выявленной ситуацией на региональном рынке труда и на основе потребностей районов республики могут быть определены перечни дефицитных профессий и специальностей для упрощенного привлечения к трудовой деятельности. Такие перечни целесообразно утверждать как по Мордовии в целом, так и в отношении отдельных муниципальных образований. Важным моментом является привлечение высококвалифицированных специалистов в республику, что за последний год не было реализовано. Привлечение в регион извне предпринимателей, инвесторов должно осуществляться в совокупности с мероприятиями, направленными на повышение инвестиционной привлекательности региона.

б) Необходимо продолжать работу по противодействию нелегальной миграции. Наряду с жесткими мерами контроля, для республики возможно применение частично, в рамках эксперимента, процедур амнистии к нелегально прибывшим лицам.

в) Формирование толерантного отношения местного населения к приезжим. В настоящее время средствами массовой информации отчасти происходит сглаживание негативных тенденций. Наряду с этим требуется эффективная работа правоохранительных органов,  возможное привлечение специалистов по социальной работе с мигрантами с последующим содействием адаптации и интеграции мигрантов в обществе, борьба с ксенофобией возможна также через формирование необходимых общественных институтов в Республике Мордовия.

г) В связи с тем, что выезд населения из Республики Мордовия в основном связан с неудовлетворенностью социально-экономическими условиями жизни в регионе, то меры, которые способствовали бы уменьшению выезда населения за пределы республики, должны быть тесно взаимосвязаны с общими направлениями социально-экономического развития региона.

д) Республика Мордовия стремится к привлечению на обучение в ВУЗах региона иностранных студентов, а также студентов из других регионов. Приток обучающихся, прежде всего, достигается формированием определенного имиджа самого региона, повышение рейтинга Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, как высшего учебного заведения, дающего качественное образование на внутреннем и международном рынках научно-образовательных услуг, за счет научно-исследовательской деятельности университета, высокого профессионализма научно-преподавательского состава.



[1] Миграция населения Республики Мордовия: статистический сборник № 903. - Саранск: Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы  государственной статистики по Республике Мордовия, 2011. - 134 с.

Просмотров работы: 5