Экологический кризис, к которому в настоящее время все ближе подходит современное общество является следствием ограниченности природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Постоянно растущее вмешательство человека в окружающую природную среду с целью обеспечения своих экономических потребностей наносит значительный вред природе.
Экологические проблемы актуальны не только отдельным каким-то странам, они свойственны всему миру. За время своего существования и особенно в XX веке человечество умудрилось уничтожить около 70 % всех естественных экологических систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности. Специалисты в данной области дают не утешительный прогноз о том, что через 30 - 50 лет начнется необратимый процесс, который приведет к глобальной экологической катастрофе.
Сегодня в России немало говорят об охране окружающей среды. Как минимум радует уже и то, что мы стали эту тему рассматривать как традиционную, а не исключительную. Наверное, всё-таки в нашем обществе сформировалось мнение о том, что без учёта современного состояния окружающей среды, без жёсткого следования экологическим стандартам у нас просто нет будущего.
Но, даже понимая всю остроту экологической проблемы, экономическое развитие страны фактически игнорирует экологический фактор. Конфликт экономических и экологических интересов состоит в том, что как государству, так и обществу необходимы, как экономическое развитие, так и обеспечение экологической безопасности.
В настоящее время государство обеспечивает экономический рост, прежде всего, за счет использования природных ресурсов, т.е. сначала мы хотим поднять экономику, а потом уже решать проблемы охраны окружающей среды. Я считаю, что это экономически не выгодно для страны. Доказательством этого может служить опыт стран Запада, где после реализации приоритета экономического развития пришлось истратить многие миллиарды долларов для улучшения экологической ситуации, например, Великих озер в США и Канаде. Актуальная сейчас для России задача удвоения ВВП ставит вопрос о том, "каким образом" она может быть решена при выборе той или иной стратегии развития.
Все это свидетельствует о том, что Россия должна как можно быстрее найти пути разрешения конфликта интересов экономического развития и обеспечения экологической безопасности. И для начала нам нужно устранить пробелы в экологическом законодательстве, чтобы в дальнейшем осуществлять единую государственную политику, учитывающую в рамной мере и экономические и экологические интересы.
Сегодня, можно сказать, что в целом природоохранные отношения регулируются целым рядом несвязанных, зачастую противоречащих друг другу законов. Механизмы экономического регулирования далеко не всегда подкреплены законодательно. И порой принятые законы не работают годами из-за отсутствия одного или нескольких подзаконных актов.
Если попытаться разобраться в сложившейся ситуации, то можно сделать вывод о том, что неэффективное решение вопросов в сфере охраны окружающей среды происходит по следующим причинам, которые являются, на мой взгляд, главными.
Во-первых, в настоящее время отсутствует чёткое разделение функций в сфере государственного контроля между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утверждённый постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 285, неполон.
В РФ функционирует более 100 тысяч юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых оказывает воздействие на окружающую среду. Но наибольшее негативное влияние на состояние качества окружающей среды оказывают только около 300 предприятий. В основном это энергетика, нефте- и газодобыча, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство.
Для того чтобы снизить административные барьеры, уменьшить численность контролирующих органов надо разделить полномочия по экологическому контролю между федеральными и региональными органами исполнительной власти, а именно: наиболее крупные предприятия природопользователей закрепить за органами федерального контроля, остальные объекты передать на местный, региональный уровень с соответствующим финансированием.
Во-вторых, кроме вопросов нормативно-правового регулирования экологического контроля существуют и другие проблемы - это вопросы экологического мониторинга и экологического нормирования.
Наибольшее количество вопросов вызывает действующая система нормирования в сфере охраны окружающей среды. Принятый в 2002 году Федеральный закон об охране окружающей среды установил, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, но нормативы качества окружающей среды в РФ так и не были разработаны.
В настоящее время используются разработанные в 40-50-е годы прошлого века санитарно-гигиенические и рыбохозяйственные нормативы. В большинстве случаев они, во-первых, практически невыполнимы и, во-вторых, не учитывают так называемое реальное или фоновое состояние окружающей среды, специфические особенности территорий и другие проблемы.
Сложившаяся система нормирования воздействия на окружающую среду субъективна и создаёт возможности для неограниченного загрязнения окружающей среды.
Экологическое нормирование должно быть основано на применении наилучших существующих технологий (НТС). Они способны одновременно задать ориентиры и стать основой оценки успешности реализации программ инновационного развития, что, конечно же, повысит конкурентоспособность российских предприятий в соответствии с международными стандартами и нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
Очевидно, что система экологического нормирования требует совершенствования путем принятия нормативно-правовых актов, необходимых для внедрения нового порядка нормирования воздействия на окружающую среду, в том числе в части закрепления за субъектами РФ полномочий по нормированию воздействия объектов регионального уровня.
Одной из проблем является и недостаточное количество данных об экологическом ущербе. Если сравнить нас с другими странами, то здесь у нас, существуют огромные пробелы. В стране до сих пор не создана комплексная система государственного экологического мониторинга, во многих регионах этой системы просто нет, а в ряде случаев там, где она существует, она очень старая.
По официальным данным, в целом по России около 40 процентов городского населения проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы. Кроме того в 34 субъектах Российской Федерации наблюдения проводятся только в одном, двух, трех городах. Поэтому ситуация требует от государства вполне четких и адекватных мер. Необходимо завершить кодификацию законодательства об охране окружающей среды. И здесь основными задачами должны стать такие как:
Во-первых, необходимо продолжить работу по совершенствованию системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, перейти на так называемые принципы наилучших существующих технологий.
Во-вторых, следует максимально заинтересовать в этой работе бизнес. Предприятия должны видеть выгоду от перехода на современные технологии, перехода на программы модернизации производств, на внедрение современных очистных систем. Тема не новая, но общий подход остается прежним: соблюдение экологических норм, то есть экологически правомерное поведение, должно поощряться. С другой стороны, экологические нарушения должны влечь жесткую ответственность с применением соответствующих штрафных санкций.
В-третьих, усилить ответственность за экологические правонарушения.
В-четвертых, совершенствовать механизмы возмещения вреда окружающей среде.
Кроме того следует обязать нарушителей оперативно ликвидировать загрязнения, в том числе самые сложные загрязнения, такие, как нефтяные. Государству нужно думать о том, чтобы её объекты находились в идеальном состоянии. Россия должна осознавать свою ответственность и делает всё, чтобы работы на арктическом шельфе, в Каспийском море, в Охотском море, в других местах осуществлялись в строгом соответствии с международным правом и международными экологическими стандартами.
Исполнение экологического законодательства должно стать нормой поведения, обязанностью каждого члена общества перед будущим поколением. Ведь, последствия от экологических катастроф носят устрашающий характер.
Поэтому России нужно быстрее принимать экологические законопроекты, перенимать европейские нормы и менять само отношение к природе. На мой взгляд, это будет первым шагом на пути к устойчивому развитию России, где все интересы государства и общества учитываются в равной степени. Ведь устойчивое социально-экономическое развитие территории, высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при поддержании соответствующего состояния окружающей среды и рациональном использовании ресурсов, а для этого необходимо сформировать и последовательно осуществлять соответствующую экологическую политику.
Список литературы
1. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году / Министерство природных ресурсов и экологии РФ. - Москва, 2010
2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: [пособие для уч-ся старших классов общеобразовательных учреждений]: рек. Упр. развития общ.сред. образования Минобразования России / Т.А. Демина. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 143 с.
3. Экологическое состояние территории России: [учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. зав.] / под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 128 с.
4. Эффективность природоохранных мероприятий / Под ред. Т.С. Хачатурова, К.В. Папенова; МГУ им.М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 223 с.
5. Об охране окружающей среды: федер. закон Рос. Федер. от 1 января 2002г. №7-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декаб. 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002.- №2 - ст.133.