ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение устойчивого развития любого региона, высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Региональная экономика не может устойчиво развиваться, не сократив существующее социальное неравенство и не перестав разрушать окружающую среду. Задача ближайших лет состоит в том, чтобы перевести это понимание в конкретные действия по решению данной проблемы и совершить, наконец, переход к устойчивым формам развития и рациональному образу жизни. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Здесь, на наш взгляд, определяющее значение имеет система экологического контроля.

Экологический контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды основывается на целом комплексе законодательных нормативно актах: Конституции РФ, федеральных законах РФ (например: ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О недрах», ФЗ «О животном мире» и др.), указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Экологический контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды также регулируется многими международными конвенциями и соглашениями, которые направлены на гармонизацию эколого-экономических взаимоотношений и  связаны с деятельностью международных организаций:

- международных организаций в системе ООН: КУР (Комиссия ООН по УР), ЮНЕП, ЭСКАТО, ПРООН, ЕЭК ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, ФАО и др.;

- международных межправительственных организаций: ЕС, Совета Европы, ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) СБЕР (Совет Баренцева/Евро-Арктического региона) и др.;

- международных неправительственных организаций: ВВФ, МСОП, Черноморское экономическое сотрудничество, АКОПС, Балтика-21 (Повестка дня на XXI век для региона Балтийского моря) и др.;

- финансовых организаций: Всемирного банка, МВФ (Международный валютный фонд), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), ГЭФ (Глобальный экологический фонд) и др. [1]

В апреле 1996 г. Всероссийским съездом по охране природы была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В ней говорится, что «следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей» [2].

Понятие «устойчивое развитие» характеризует качественно новый этап эволюции эколого-экономических отношений, проявляющийся в новых закономерностях взаимодействия экономического развития и состояния окружающей природной среды в условиях экономического и экологического кризиса. При этом сам переход к устойчивому развитию подразумевает применение системного подхода, основаного на скоординированности действий и природоохранной переориентации всех институтов государства:

- политической системы, вовлекающей социум в природоохранную систему;

- правовой системе, основанной на принципах правового государства;

- экономической системе, ориентированной на менее энерго- и ресурсоемкое производство и справедливое распределение;

- социальной системе, обеспечивающей бесконфликтную ситуацию;

- международной системе, предоставляющей обществу экологическую информацию;

образовательной системе, формирующей экологическое сознание общества;

- технологической системе, ориентированной на высокие и биосферосовместимые технологии, и др. [1]

Концепция устойчивого развития содержит ряд важных принципов. Их количество варьируется в зависимости от точки зрения различных ученых. Тем не менее, суть концепции устойчивого развития составляют «принцип справедливости между поколениями», «принцип устойчивого использования природы и окружающей среды», «принцип объединения окружающей среды и развития» и «принцип права на развитие». Для понимания концепции устойчивого развития эти четыре принципа представляют особо важное значение и тесно связаны друг с другом

Такая постановка вопроса предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики России при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, разработку и реализацию программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, дальнейшую интеграцию этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. При этом проблемы, решаемые в каждом регионе, должны обязательно предусматривать:

- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

- выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

- реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем;

- важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации;

- программные и прогнозные документы федерального уровня должны служить ориентиром при разработке региональных программ перехода к устойчивому развитию и вместе с соответствующими правовыми актами и нормативами определять экономические условия их реализации [1].

Т.е., положения «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» еще раз подчеркивают тесную взаимосвязь устойчивого развития территории от ее экологического положения. Для обеспечения надлежащего экологического состояния, в данном аспекте, актуальным остается вопрос применения механизма экологического контроля.

Рассмотрим, каким же образом освещен вопрос экологической составляющей устойчивого развития территории через систему экологического контроля

Экологический контроль в целом есть ведомственная проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами, экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. В то же время следует отметить ограниченность влияния государства на социальные процессы в обществе. Государство, как собственник природных ресурсов, может брать на себя столько прав, сколько это необходимо для обеспечения рационального, комплексного использования и охраны этих богатств в сложившихся материальных условиях. Государство устанавливает общий порядок и, не вмешиваясь во внутренние процессы, контролирует исполнение установленного порядка.

Выделяют следующие виды экологического контроля: производственный, ведомственный и общественный.

Правовой основой производственного экологического контроля является закон РФ «Об охране окружающей среды», а также специальные правовые акты, определяющие права и обязанности хозяйствующих субъектов. В них предусматривается общее положение - основные цели и задачи, права и обязанности предприятия определяются в их уставах, следовательно, полномочия, задачи органов производственного контроля определяются уставом предприятия [3].

Осуществление ведомственного и производственного экологического контроля является существенным условием в обеспечении охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и, несомненно, этот вопрос является предметом отдельного изучения.

Нынешние министерства, акционерные общества, предприятия частной формы собственности обязаны осуществлять контроль за использованием природных ресурсов в пределах своих полномочий. Круг форм и методов ведомственного и производственного экологического контроля значительно уже, чем государственный надведомственный контроль. Задачи и цели осуществления ведомственного и производственного экологического контроля также определяются государством. Именно специально уполномоченный государственный орган должен определить, по каким параметрам, какими способами и методами будет осуществляться ведомственный и производственный экологический контроль, какой должна быть форма отчетности ведомственных и производственных служб.

Отличительным признаком ведомственного контроля является то, что сфера его действия распространяется только на подведомственные объекты, указания обязательны для исполнения должностными лицами и работниками уполномоченных объектов.

Производственный экологический контроль ставит своей задачей обеспечить выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды в пределах отдельного производства или предприятия. Данный вид контроля производится в том случае, если деятельность предприятия оказывает вредное воздействие на окружающую среду и ее отдельные компоненты.

Общественный контроль в отличие от государственного не имеет обязательной силы, его заключения носят рекомендательный характер, но государственные органы обязаны реагировать на деятельность общественных экологических организаций. Кроме того, общественный контроль представляет собой одну из форм участия общественности в деле охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Его цель состоит в оказании содействия государственным органом в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в выявлении, предупреждении и установлении вредных воздействий на окружающую среду и ее отдельные объекты.

Регулирование природопользования осуществляется с помощью механизма административно-правовых форм управления через систему нормативно-технических документов. Важнейшими из них являются экологические нормативы, правила и стандарты, которые разрабатываются на основе природоохранного законодательства с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. Стандарты качества природной среды - единые требования, правила и нормативы, отвечающие современному уровню научно-технического прогресса и предъявляемые к организациям в целях охраны природы на основе правильного соотношения экологических и экономических интересов.

Поскольку сущность экологического контроля состоит в выявлении и  пресечении нарушений законодательства, нормативов и стандартов качества в области охраны окружающей среды, то, на наш взгляд, здесь необходимо рассмотреть и нормативно техническое обеспечение контроля качества природной среды.

Значительное внимание вопросам нормирования в области охраны окружающей среды уделяется в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Данному вопросу посвящена глава V. «Нормирование в области охраны окружающей среды». В частности, данная глава содержит следующие положения:

- нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности:

- нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

- нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды.

Особое значение имеют стандарты для управления промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, объединениями, организации мероприятий по контролю за использованием природных ресурсов. Соблюдать стандарты обязаны все предприятия, организации и граждане. Конечная цель управления - обеспечение всех экологических требований для человека, т.е. управление качеством среды связано с мероприятиями по здравоохранению.

Выделяют основные и вспомогательные разновидности стандартов. Основные стандарты устанавливают экологические и производственные хозяйственные нормативы. Например, нормативы в виде предельно допустимых нагрузок на природно-территориальный комплекс (ПДН), предельно допустимых концентраций (ПДК), предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ), размеров санитарно-зашитных зон и др.

Вспомогательные стандарты качества окружающей среды необходимы для реализации основных стандартов. Например, стандарты экологической терминологии и экологически организационные (ГОСТ 17.2.2.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» и др.).

Перечисленные документы являются базовыми в области экологического контроля и содержат много новых положений, которые необходимо учитывать в природоохранной деятельности. Однако, далеко не все аспекты экологической составляющей устойчивого развития территории в них освящены. Между тем, проблемы охраны окружающей среды в наше время являются весьма актуальными и, к сожалению, далекими от разрешения. В результате социально-экономического развития общества в XX в. возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества в результате беспрецедентного причинения вреда окружающей природной среде. Устранение сложившихся противоречий возможно в рамках такого экономического развития, которое не разрушает природную среду. Именно на такое социально-экономическое развитие ориентирована концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Важнейшими направлениями этого перехода являются строгое ограничение хозяйственной деятельности, которая наносит невосполнимый ущерб окружающей среде, совершенствование экономических механизмов природопользования и охраны окружающей природной среды, разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций / Под ред. Н.М. Мамедова. - М.: СТУПЕНИ, 2002. - 240 с.

2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 1 апреля 1996 № 440 - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

3. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федер. закон [принят Гос.Думой 20 декабря 2001 г.; одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2001. - №7-ФЗ. - Ст. 1, 3, 55, 63-68.

Просмотров работы: 2026