БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАНИНА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАНИНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основная социальная цель любого государства должна определяться в области повышения благосостояния граждан путем их вовлечения в активную экономическую деятельность. Целесообразно выразить эту цель в виде аксиоматического утверждения: «Богатство любого государства определяется уровнем благосостояния каждого жителя!».

Трансформационные процессы в российском обществе, становление рыночных отношений в 90-е годы XX века активизировали исследования малого предпринимательства.

Термин «предприниматель» впервые был введён в научный оборот ещё в XVIII веке Р. Кантильоном в его работе «Эссе о природе торговли вообще» (1755 г.), где он отделил функцию предпринимателя от функций капиталиста. В XIX веке представители классической политической экономии определили её как функцию координации факторов производства. [5]

Ввиду особых, не вполне благоприятных условиях национальной экономики в плане бизнеса, государство должно черпать идеи и возможности для дальнейшего развития производственного сектора, рассматривая не только традиционные, но и концептуально новые сферы деятельности, которые часто проявляются именно в сфере единичного производства. Одной из основных стратегических целей государства является вовлечение граждан в трудовой процесс.

Однако особенно угрожающим является тот факт, что в России большее развитие получает сырьевой и финансовый сектор, который стагнирует отечественную экономику, ввиду отсутствия активного развития различных секторов реального сектора экономики. Конкуренция производства осложнена наличием дешёвых товаров из других стран, поэтому необходимо находить новые пути развития и отрасли. Проблема занятости в России также нуждается в решении, ввиду чего государство старается активно воздействовать на стремление населения к трудовой деятельности, связанной с предпринимательством.

Попытка «догнать» развитые страны оборачивается для России колоссальными капитальными вложениями не только в модернизацию экономики, но и в формирование рыночной инфраструктуры. Последнее характеризуется высокой трудоёмкостью и высокой степенью риска. Риск же обусловлен усиливающим влиянием государства на рыночные процессы при этом не позволяя им, эволюционным способом самоорганизоваться и обнаружить оптимальные пути взаимодействия и взаимосвязей.

Именно по этой причине, любой бизнес, а уж тем более малый, обречены «резервировать» ту прибыль, которая должна быть направлена на расширение бизнеса и его диверсификацию. Возникает парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что стремление и реальная помощь государства по увеличению доли среднего и малого бизнеса во внутреннем валовом продукте никак не поддерживается реальными проектами самого бизнеса. Диспропорции в экономике, в свою очередь, предопределяют такие серьёзные и масштабные проблемы для государства, как безработица, рост криминализации населения, неэффективность подготовки и использования трудовых ресурсов, иждивенчество и нарастающий пессимизм населения.

Суть предлагаемого проекта - использовать движущие силы в обществе, как положительные, так и негативные, в ускорении процессов экономической социализации индивидов. Конструктивное рассмотрение тех явлений, которые имеют естественную составляющую, но воспринимаются до сих пор, как барьер к становлению эффективных рыночных механизмов.

Объектом исследования выступает рядовой гражданин, имеющий мотивационный вектор развития, но нейтрализующий этот вектор различными формами девиантного поведения.

Предмет исследования - ролевые установки индивида и его позиционирование в современных экономических отношениях.

Цель исследования (проекта) разработать модель альтернативной формы привлечения граждан к активной экономической деятельности посредством механизма микробизнеса.

Для достижения поставленной цели автор последовательно решает следующие задачи:

1. Рассмотреть общетеоретические и методологические основания для проектирования бизнеса.

2. Охарактеризовать объективную потребность в разнообразии форм экономического участия граждан в жизнедеятельности государства.

3. Оценить соотношение микробизнеса и коррупции.

4. Охарактеризовать роль государства в становлении микробизнеса.

5. Сформулировать базовые преимущества предлагаемой модели микробизнеса.

Основной гипотезой исследования выступает тезис о наличии необходимой общественной потребности в создании условий свободных экономических отношений и высокая степень заинтересованности личности к активной интеграции в экономическое пространство.

Предполагаемый экономический эффект от внедрения проектируемой модели выразиться в увеличении товарооборота, расширении номенклатуры продукции малых партий (уникальных изделий), повышение благосостояния населения при этом - значительное освобождение государственного бюджета от затрат на социальную поддержку населения.

Социальный эффект выразится в росте самостоятельности и независимости рядового гражданина от политической и экономической конъюнктуры, появлении чувства стабильности, позитивных настроений, укреплении межличностный связей и отношений, приводящих к формированию чувства общности, единства и групповой принадлежности.

В настоящее время проект представляет собой теоретико-прикладное обоснование эффективности выносимых на обсуждение предложений. На следующих этапах, при наличии источника финансирования проекта, целесообразно провести масштабные пилотные исследовательские проекты, направленные на изучение потенциала регионального и общегосударственного рынка на предмет выявления ниш и расчёт экономического эффекта по каждой нише и каждому сегменту рынка.

В своей работе автор опирается на труды таких зарубежных экономистов, как Ф.Энгельс, Дж. Кейнс, М. Фридман, Ф. Хайек, Дж. Гэлбрейт, Р. Хейлбронер, Л. Тароу, П. Самуэльсон, К. Бэйн, П. Хоуэлс, Х. Армстронг, Дж. Тэйлор. С начала 90-х годов XX века отечественные учёные стали активно разрабатывать проблемы малого предпринимательства. Становление в России малого предпринимательства, его государственная поддержка, региональные особенности развития, зарубежный опыт исследуют в своих работах Е.Г. Анимица, В.Н. Архангельский, А. Блинов, В.Ф. Богачев, А.В. Виленский, Э.П. Горбунов, В.Г. Игнатов, Н.М. Иванова, Б.Н. Ичитовкин, Л.А. Колесникова, А. Костенко, Ю.Б. Кочеврин, М.Г. Лапуста, П.А. Мягков, И. Попов, С.А. Суханов, Т.А. Сафаров, Г.Г. Муфтиев и другие. Их работы посвящены экономическим проблемам малого предпринимательства, а также вопросам государственного регулирования и поддержки малого бизнеса. [5]

 

§1. Общетеоретические и методологические основания для проектирования бизнеса

Стратегия вовлечения граждан в бизнес рассматривается в двух вариантах: пассивном и активном. Первый предполагает создание поливариантных форм трудовой (профессиональной) социализации индивида, например, насыщение рынка труда разнообразными вакансиями по каждой профессиональной группе или методичное и регулярное повышение образовательного уровня (компетентности) работника через курсы повышения квалификации, переподготовку, ротацию и т.д.

Второй вариант (активный) направлен на создание необходимых условий для организации гражданами «собственного дела». Этот вариант наиболее адекватен и эффективен как для индивида, так и для государства. Первые получают неограниченное многообразие самореализации, государство же снимает с себя бремя финансовых затрат, обусловленных необходимостью долговременных вложений в каждого потенциального работника.

Остановимся подробнее на активной фазе развития государства. Именно она задаёт тот динамизм и экономический эффект, который многократно увеличивает резонанс процессов демократизации, независимости и, как следствие, устойчивости государства на внутреннем рынке и во внешнем пространстве.

В соответствии с законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» статьёй 3 п.1 субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Таким образом, поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с делением предприятий по численности в следующем виде (статья 4 п.2):

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек. [1]

Анализ документов показал, что предприятия в общем виде сгруппированы как крупные, средние, малые и микропредприятия. Т.е. охвачен сектор крупного промышленного производства и финансовых корпораций, средних производственных и посреднических компаний, малых, направленных преимущественно на торговую сферу и микропредприятий, работающих преимущественно в сфере консалтинга и финансов.

Однако в стране достаточно распространённым является так называемое «кустарное» производство, которое не регламентируется, не поддаётся ни одному из видов учёта. Такое «теневое» производство обладает следующими характеристиками:

  • - малое количество работников первичной группы (единоличное производство, семейный подряд);
  • - малый объём производства (штучные изделия, часто ручной работы);
  • - уникальность производимых товаров или производство в условиях строго ограниченных мощностях;
  • - низкий уровень окупаемости ввиду малых мощностей и высокой доли переменных расходов.

Подобные виды деятельности были известны с давних времён, они воплощались в ремесленничестве и малых крестьянских хозяйствах, однако, и по сей день они не утратили своей актуальности. Их можно условно обозначить как микробизнес.

Данную сферу государство должно рассматривать с нескольких позиций:

  • - как потенциальная возможность самозанятости населения;
  • - как сфера уникального производства, которая может послужить прототипом новых инновационных видов производства;
  • - как потенциальный задел для микропредприятия и малого бизнеса.

Не следует смешивать понятия микробизнес и микропредприятие, которое выделяется в составе малого предпринимательства. Отличительной особенностью микропредприятий является установленная численность [2], объём выручки (не более 60 млн.руб. без НДС) [3], ежегодное статистическое наблюдение (в отличие от ежеквартального у малого и среднего бизнеса).

В качестве основных отличительных и доминирующих свойств микробизнеса следует выделить следующее:

  • - минимальное вмешательство государства в деятельность предприятий;
  • - уведомительная форма государственной регистрации; [1]
  • - отсутствует необходимость приобретения юридического адреса, т.к. предприниматель организует свой бизнес на территории проживания;
  • - низкие стартовые вложения в бизнес и низкая величина риска в случае неудачи;
  • - необязательность платежей в налоговые органы, страховой и пенсионный фонды (выплаты производятся по результатам деятельности и возможностей предпринимателя);
  • - абсолютная свобода в сферах бизнеса и уведомительная отчетность перед контролирующими структурами;
  • - гибкость в изменении профиля бизнеса в течение любого периода;
  • - добровольность вхождения на рынок и такая же свобода выхода с рынка и др.

Таким образом, микробизнес позиционируется как начальная ступень вовлечения населения в программу самозанятости. Он не обладает бременем микропредприятий: нет жёсткой отчётности, отсутствуют регулярные проверки, упрощённые системы регистрации и отчислений. Опыт введения микробизнеса уже апробирован в некоторых странах, например в Латвии, где принят закон о микробизнесе, регулирующий деятельность микропредприятий и порядок уплаты ими микроналога. Показателями данного вида деятельности является численность до 5 человек и не более 70000 латов прибыли. Программа поддержки микропредприятий включает в себя внедрение единой фиксированной ставки налога для микропредприятий - это 9% от оборота, возможность учреждение ООО с малым уставным капиталом, упрощение административных и бухгалтерских процедур. [12]

Выпускники Тюменских вузов попадают в возрастную категорию 20-29 лет и ежегодный прирост безработных этой категории составляет более тысячи человек (табл.1).

Таблица 1

Оценка и прогноз численности незанятого населения Тюменской области (без автономных округов) по методологии  МОТ, в разрезе возрастного состава  на 2011-2013 годы

прогноз

Всего

в том числе в возрасте, лет

15-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-72

2011 г.

54670

5549

9224

11555

15969

9959

2407

2012 г.

55027

5491

9617

11811

15792

10070

2246

2013 г.

55396

5505

9718

11916

15826

10201

2230

К самым востребованным специальностям (по состоянию на 2009г. - авт.) можно отнести менеджеров по продажам, а также работников в сфере торговли, на склад и перевозки - 12,1% и 11,3% от всех открытых вакансий. Высока потребность в специалистах в области строительства и архитектуры (7,4%). Потребность в специалистах по бухгалтерскому учёту составила 6,7%, в сфере обслуживания - 5,3%. [8]

А вот предложения на рынке труда распределилось следующим образом. Большинство соискателей желали бы трудиться в качестве бухгалтера (12,7% или 7873 заявленных резюме), 8,8% соискателей (5464 человека) разместили резюме в рубрике «Транспорт и сервис», а 7,2% (4442 человека) - в рубрике «Торговля, склад и перевозки», 6,9% (4294 человека) интересуются работой менеджеров по продажам, в сфере строительства и архитектуры желали бы трудиться 3839 соискателей (6,2%) [7]. Ситуация за 2010г. практически не изменилась. Безработных почти в пять раз меньше, нежели существует открытых вакансий. Самые нужные профессии здесь: специалисты образования, медицины, строители, неквалифицированные рабочие.[9]

В рамках пилотного проекта "S&L" (Student & Life) в октябре 2011 года на базе кафедры Маркетинга и муниципального управления проведён опрос обучаемых пятого курса (специалитет) специальностей «Маркетинг», «Реклама» и «Экономика труда». Метод опроса - массовое анкетирование, выборочная совокупность составляет 104 человека. Целью исследования является характеристика выпускников гуманитарного профиля по критерию востребованности на региональном рынке труда.

Уверенность в будущем трудоустройстве с одной стороны демонстрирует готовность производственно-экономических объектов к приёму специалистов с высшим образованием, с другой - конкретизирует ориентиры самих обучаемых (рис.1).

            Очевидно, что стопроцентной востребованности ожидать и не следовало, однако столь низкий показатель (5,77%) тех, кого ожидают в ближайшее время на производстве - удивляет. О конкретном месте трудоустройства в основном заявляют девушки. Большую уверенность в трудоустройстве выражают мужчины (28,57%), бюджетной формы обучения (20%).

Ожидают вероятные проблемы с трудоустройством четверо из десяти опрошенных независимо от форм подготовки (бюджетная или договорная). Испытывают острую необходимость в поддержке со стороны 11% девушек, обучающихся на бюджетной форме (13,3%). Отсюда вероятно предположить о незаинтересованности основного заказчика данных специалистов - государство, обучающего за деньги федерального бюджета специалистов, но при этом, не проявляя заинтересованности в их дальнейшей профессиональной социализации.

Основным мотиватором при выборе будущего места работы выступает материальное вознаграждение за труд (рис.2).

Характерно, что юноши в большей степени сосредотачиваются на максимально возможном уровне заработной платы (42,86%). Каждый четвёртый выпускник (25%) согласен на стабильную работу пусть и с небольшой заработной платой, чуть меньше (23,08%) в качестве основного приоритета выбирают интересную (творческую) работу.

Самым тревожным результатом исследования является тот факт, что ни один из опрошенных студентов не пожелал работать по специальности! Это может означать угасание заинтересованности в профессиональной реализации личности с тем багажом знаний, который она приобрела за все годы обучения и невостребованность данных профессий на рынке труда, о чём было указано выше.

По результатам опроса сформулируем следующие выводы:

Иждивенческие настроения в среде обучающейся молодёжи по гуманитарным направлениям выражены слабо. В основном студенты ориентированы на собственные силы.

Студенты в процессе обучения не достаточно ясно осознают основные функции будущей профессии, не чувствуют себя готовыми к соответствующей работе, поэтому не акцентируют внимания на соответствии места работы специфике получаемого образования.

Молодые люди весьма критично подходят к будущему трудоустройству, стараясь охватить как можно больший диапазон возможного применения трудового ресурса, подобное явление вызвано нестабильностью рынка труда и производственной конъюнктуры.

Стремление к высокому материальному обеспечению и быстрому карьерному росту с одной стороны, отражает юношеский максимализм и высокие потребности. С другой стороны, служит концептуальными рамками, сужающими вероятный выбор сферы профессионального применения.

Получение перспективного рабочего места, обеспечение карьерного роста и руководящих позиций возможно, если молодёжь вступает в сферу активной предпринимательской деятельности. В связи с этим, была проведена оценка востребованности потенциала создания своего доходного дела. Интерес исследователей прежде всего был направлен на степень готовности к открытию собственного дела и условиях, при которых, молодые люди предпочли активную экономическую позицию (рис.3).

В качестве подстраховочного варианта малый бизнес рассматривают 16,23% опрошенных, а категорически отрицают такую возможность 1,92%.

Готовность, частичную (34,62%) или полную (5,77%) выражают порядка сорока процентов респондентов (40,39%). Причём, что вполне объяснимо, юноши более активны в этом направлении будущей деятельности.

Данные показывают, что подавляющая часть респондентов предполагает возможным открытие собственного дела, имеет намерение пробовать свои силы в данной сфере. При этом молодые люди отметили необходимые условия, способствующие на их взгляд созданию благоприятных условий для выхода на рынок.

Наиболее важным условием, по мнению респондентов, является финансовая поддержка со стороны (55,8 %). в данную категорию, прежде всего, входят различные виды субсидий, кредитования, вепнчурных инвестиций. К сожалению, приходится признавать тот факт, что современные «льготные» программы кредитования не могут обеспечить молодёжь средствами для открытия своего дела. При условии наличия качественного бизнес-плана, кредиты выдаются под достаточно высокий процент, учитывая, что зачастую у молодых людей нет достаточного залогового имущества. Например, от 500 тыс. до 1 млн. рублей на беззалоговой основе выдаются под 19% и лишь на 24 месяца. [11] Лишь небольшая доля адекватных бизнес-проектов способна привести к необходимой окупаемости и норме прибыли, позволяющей не только вернуть долг и обеспечить заработную плату, но и выплатить проценты банку.

На втором месте по значимости респонденты отметили государственную поддержку. (38,5 %) Несмотря на рост внимания к молодёжи со стороны государства: была создана Концепция государственной молодёжной политики, общих положений для реальной помощи молодым специалистам не достаточно. Необходим выделенный концептуально новый подход к организации бизнеса молодёжью.

 

§2. Объективная потребность в разнообразии форм экономического участия граждан в жизнедеятельности государства

Российская действительность требует постепенного, завуалированного вовлечения граждан в сферу производства, поэтому данная система подверглась определённой корректировке. Следует отметить, что микробизнес также в корне отличается от индивидуального предпринимательства. В нём отчисления на социальное страхование идут только исходя из МРОТ, взятого на начало соответствующего года (в виде фиксированного платежа), даже если деятельность не велась. Это серьёзный недостаток, так как  наблюдается тенденция роста выплат со стороны предпринимателя - в 2010 - 12002.76 руб., в 2011 - 16159.56 руб. [2]  Из-за разницы учёта НДС (отгрузка) и налогов на доходы (оплата) для ИП необходимо ведение двойного учёта. Микробизнес, подразумевая, что платежи представляют собой добровольные взносы по усмотрению микропредпринимателя, позволяет прекратить деятельность или сменить её профиль без бюрократических проволочек и дополнительных затрат, к тому же, в случае временной нетрудоспособности, предпринимателю нет необходимости платить взносы.

Данная идея подтверждается мнениями экспертов в области развития экономики и производства. Так Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, утверждает, что в условиях кризиса необходимо развитие микробизнеса, когда три, пять человек, как в 90-е годы, организуют какое-то, даже самое примитивное дело. Но оно способно их прокормить в условиях безработицы. [12]

Эксперт отмечает, что развитие микробизнеса нужно именно сейчас. Причем методы его развития должны быть предельно простыми. При этом он подчёркивает, что налоги, проверки, многочисленные отчёты - убивают начинающийся бизнес, не давай ему возможности встать на ноги. [13]

О необходимости освободить микрокрокомпании от уплаты налогов и от всех проверок заявил также директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров, По его словам, сейчас Минэкономразвития совместно с представителями малого бизнеса разрабатывают соответствующие предложения, которые будут направлены в Правительство. [6]

В первом приближении общая целевая установка микробизнеса направлена на то, чтобы человека увлечь процессом самостоятельного зарабатывания денег, когда он может попробовать себя в разных сферах и подобрать ту, которая адекватна его способностям и возможностям.

Включается психологический феномен игры (азарта) с одной стороны и необходимость расчёта, планирования, рационального распределения прибыли и т.д.

Происходит самообучение поведению в нестандартных условиях экономических взаимоотношениях с клиентами, конкурентами, контрагентами. Очевидно, что приобретается не только опыт, но и появляются постоянные экономические связи, формируется спрос на продукцию (услуги) данного предпринимателя.

В итоге, он уже не в состоянии удовлетворить спрос и вынужден увеличивать объемы производства путем расширения количества участвующих в его бизнесе работников, т.е. - необходимость приобретения статуса малого бизнеса с оформлением официального статуса. [13] При этом у новоявленного предпринимателя (теперь уже малого бизнеса) накоплены собственные средства на расширение производства, имеется портфель постоянных заказов, сформирован положительный имидж на рынке.

В роли предпринимателя микробизнеса выступает конкретный человек, член семьи, без права найма работников, соответственно человек отвечает только за собственные усилия. Речь идёт о собственном физическом (интеллектуальном) труде, который формирует рыночную стоимость данного труда. Предлагаемая бизнес-модель по активизации экономической деятельности человека представлена на рисунке 4.Какие выгоды наблюдаются за такой формой экономической занятости для государства:

  • 1) решается проблема самозанятости населения [10];
  • 2) расширяется ассортимент товаров (уникальных, пользующихся возможно разовым спросом или спросом сезонным);
  • 3) создаются условия для заинтересованности граждан в наиболее полном использовании своих способностей, опыта, знаний, творчества;
  • 4) возникают естественные предпосылки для роста бизнеса и увеличения соответственно, налогооблагаемой базы государства;
  • 5) чрезвычайно низкие (практически нулевые) затраты со стороны государства на организацию данной формы бизнеса.

Возникает резонное сомнение в экономической заинтересованности государства в таком бизнесе, который не приносит доход в казну. На что имеются резонные возражения: во-первых, де-факто такой бизнес уже существует (подпольно, нелегально, неофициально) и в контексте рассматриваемой темы автор предлагает юридически оформить такую социально-экономическую ситуацию, чтобы предоставить возможность отдельным (в идеале всем) гражданам «легализовать» свой бизнес (об этом ниже); во-вторых, в настоящее время у граждан присутствуют резонные опасения по созданию собственного малого бизнеса в той части, что для многих это нетипичная форма самореализации, поэтому необходимо снять психологические барьеры к предпринимательской деятельности.

Суть «легализации микробизнеса» подразумевает уведомление государственных органов о создании микробизнеса, с последующим присвоением регистрационного номера, внесения в соответствующие реестры, получение налоговых идентификационных номеров. Как уже говорилось выше, предприниматель сам определяет размер прибыли, которая облагается налогом при этом его имя появляется в «реестре благонадёжных налогоплательщиков» (получая качественный статус - рейтинг в данном реестре, что характеризует его с положительной стороны). Данный реестр представляется на официальных сайтах государственных органов и представляет собой определенные гарантии для потенциальных потребителей товаров и услуг у данного предпринимателя. Рейтинг составляется исходя из объема перечисленных налогов и частоты налоговых поступлений. Первое утверждает о мощности данного бизнеса, второе - о стабильности положения фирмы на рынке. Для регистрации такого предприятия необходимо лишь посетить и заполнить простые формы на специальном сайте, где будут собираться данные по действующим предприятиям микробизнеса. Суть такой регистрации будет заключаться в том, что на этом же сайте будут показаны отметки о заплаченных взносах, длительности деятельности.

§3. Микробизнес и коррупция

Автор, опираясь на анализ литературы полагает, что бизнесмен, получающий пусть небольшой, но стабильный ежемесячный доход, не обремененный необходимостью регулярного отчёта о деятельности, не испытывающий давления со стороны государственных контролирующих органов (санэпидеминстанции, госпожнадзора, налоговой инспекции, трудовой инспекции, страховых компаний и т.д.) [4], освобождается от необходимости давать взятки за всевозможные разрешительные документы, будет простимулирован в развитии законопослушного экономического поведения («чистого бизнеса»).

Приобретя полезный опыт и финансовый результат в самостоятельном зарабатывании денег на уровне микробизнеса будет иметь возможность максимально упрощенной процедуры перехода на новую ступень бизнеса - малый бизнес (возможно, полуавтоматической перерегистрации). Государство получает уверенного в своих целевых установках, экономически состоятельного и авторитетного предпринимателя.

Наиболее перспективным в данном проекте является возможность роста от нулевого состояния предприятия, до крупного, в случае его успешного прохождения всех ступеней.

Данный проект предполагает особое участие органов содействия предпринимательству. Помимо уже существующих мер по созданию, ведению и расширению деятельности необходимо создание примерного реестра перспективных отраслей, с которых могли бы начать те люди, которые имеют желание и намерение реализовать потенциал, но находятся в идейном тупике. Для снижения риска гибели микробизнеса необходим мониторинг интересов потребителей и возможностей отечественной экономики. Этот мониторинг может войти в компетенции исследовательских институтов и бизнес-инкубаторов.

Таким образом, создаётся система из инициатора (будущего, действующего микро-предпринимателя), консультационных органов, органов слабой отчётности, реестра благонадёжности, центров по мониторингу и анализу, системы ступенчатого роста (перехода из одного объёма производства в другой), системы оперативного входа-выхода. Все перечисленные элементы призваны поднять не только предпринимательскую инициативу, но и выработать новые более гибкие и оперативные стратегии ведения бизнеса, создать новые отрасли, создать целую прослойку инициативных людей.

Другим весьма актуальным направлением станет развитие микроэкспорта. Т.е. содействие и предоставление единичному производству возможностей продавать свои изделия на внешнем рынке, посредством интернет-аукционов и т.п. Микроэкспорт как явление может быть воспринят с двух позиций:

  • - как способ привлечения зарубежных покупателей, что способствует притоку денежных средств в страну;
  • - как способ выявления наиболее востребованных уникальных товаров, которые могут быть поставлены на серийное производство или стать основой для создания нового производства.

Актуальность микроэкспорта также выражается в распространении русской культуры и продуктов творчества за пределы страны, что в свою очередь является положительным элементом в отношении взаимодействия с представителями других стран. Так как выход на международный рынок с уже разработанными и широко распространёнными товарами затруднён или невозможен, ввиду особенностей национального хозяйства или наличия конкурентов, использующих демпинг, то сейчас наша страна может делать ставку на развитие производства продуктов и питания и уникальных товаров.

 

§4. Роль государства в становлении микробизнеса

Важным моментом данного проекта является то, что на начальных этапах государство не вкладывает деньги в развитие бизнеса, ограничиваясь лишь консультативными услугами. Таким образом, выдержавший проверку чистой конкуренции (при отсутствии бремени проверок и отчётности) бизнес имеет больше шансов стать успешным малым бизнесом. Соответственно государство вкладывает деньги уже не в чистый лист, не в неотработанный бизнес план, а в реально функционирующую систему, нуждающуюся в расширении деятельности и объёма выпуска.

Для микробизнеса государство даёт возможность чистой конкуренции идей. Так как многие проекты в самом начале имеют весьма абстрактные формы, то сложно такую организацию поставить в рамки развитой экономики. Уведомительная регистрация позволит органам власти выявить наиболее популярные отрасли, отрасли с наибольшей выживаемостью предприятий, общие тенденции развития микробизнеса. Также не стоит питать иллюзии, что все организации микробизнеса будут развиваться в более зрелые формы бизнеса. Однако населению даётся шанс зарабатывать на жизнь легальным способом, не подвергаясь преследованию со стороны надзорных органов. Рост благосостояния приведёт к росту потребления, что в свою очередь, поднимет спрос на продукцию и стимулирует более крупные формы бизнеса наращивать производство. С другой стороны, могут открыться принципиально новые области развития бизнеса, которые смогут стать моделями для построения новых организованных форм предпринимательства.

Анализируя цели государственной политики в области развития малого с среднего предпринимательства, то микробизнес удовлетворяет большинству из них:

  • - деятельность микробизнеса в регионах может способствовать становлению конкурентоспособных отраслей в зависимости от специфических особенностей субъектов Российской Федерации;
  • - «лёгкие» условия в области налогообложения и отчётности создадут благоприятные условия функционирования данных организаций;
  • - при помощи консультативных органов и специального портала возможно обеспечение выхода товаров штучного производства на международный рынок, что может стимулировать приток средств из-за рубежа;
  • - значительно увеличится количество субъектов предпринимательства, наиболее активные и успешные микропредприниматели могут создать свой орган, участвующий в действии органов власти, отражающий общее состояние микропредпринимательства и вносящий свои предложения в дальнейшее развитие данного направления;
  • - обеспечивается развитие легальной самозанятости населения;
  • - увеличивается доля производимых товаров (работ и услуг), расширяется сегмент единичного производства и услуг первой необходимости;
  • - увеличение доли уплаченных субъектами предпринимательства налогов, как следствие создания новых предприятий на базе микробизнеса и роста оборота у более крупных видов бизнеса ввиду увеличения спроса со стороны населения.

Синтезируя обработанный материал и опираясь на собственный опыт, автор проекта предлагает концептуальную схему экономической активизации граждан (см. рис.). В данной схеме указан положительный эффект как для индивида в частности, так и всего общества. В основу позитива заложен социально-психологический и экономический феномен. Экономически активный человек выгодно отличается от пассивного работника (в данном случае речь идёт не только о безработных, но и официально трудоустроенных) тем, что максимально реализует свой трудовой потенциал, применяя креативность, нестандартность и адаптивность к условиям внешней среды (спросу на продукцию и услуги).

Причём названные феномены находят своё отражение и в конечном эффекте для государства: снижение лиц, демонстрирующих девиантные формы поведения (алкоголизм, наркомания, тунеядство, иждивенчество и т.д.); увеличение наполняемости товарного рынка и рынка услуг; занятие ниш в экономическом секторе, требующих штучность производства или гибкость в удовлетворении потребностей клиента; повышение налоговых поступлений и параллельное сокращение финансирования программ социальной и экономической поддержки малоимущих вследствие повышения их благосостояния.

Государство должно обеспечить (гарантировать) безопасность функционирования такой формы экономической деятельности и создать предпосылки для расширения бизнеса с целью его перехода в новое качество - малый бизнес, где все существующие требования со стороны государства будут реализованы в полном объёме.

Следует также учесть немаловажный фактор - приобретение бизнес-опыта в процессе индивидуальной деятельности. Возможность индивида «искать своё место в бизнесе» при этом, практически не рискуя серьёзными финансовыми средствами, т.к. в данном варианте приобретение оборудования, инструмента, оснастки осуществляется за счёт получаемой прибыли бизнесмена.

 

Заключение

Подводя итог первому этапу исследовательского проекта следует отметить его актуальность для всех субъектов общественной жизни, ожидаемый экономический эффект и высокую рентабельность данного вида бизнеса. Основными (базовыми) принципами предлагаемой модели являются: свобода входа на рынок и выхода с него; легализация теневого бизнеса; практическая заинтересованность в результатах экономической деятельности; оптимизация усилий и временных затрат, отводимых на бизнес-деятельность; минимальный финансовый риск; независимость от контролирующих структур; широкий спектр товарного производства и предлагаемых услуг; преемственности уровней бизнеса (естественная трансформация микробизнеса в малый бизнес); зарабатывание имиджа, постоянной клиентуры на низком уровне; самостоятельное определение величины налогооблагаемой базы; отсутствие коррупционной составляющей в бизнесе; элементарная адаптивность в действующее правовое поле.

В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95 % - в ФРГ до 99.7 % - в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих).[5] Процедура вовлечения российских граждан в активную экономическую деятельность, по мнению автора, обеспечивается рассматриваемой моделью, обеспечивающей многомерный поиск собственной ниши, постепенность вхождения на рынок, наличие эксклюзивной составляющей в бизнесе.

Интервьюирование, проведённое автором проекта с обывателями показало, что каждый десятый заинтересован в такой схеме, а каждый третий, так или иначе (нелегально) изредка занимается таким бизнесом.

Таким образом, следует констатировать факт присутствия основ (экономической мотивации) уже в настоящем социуме, речь идёт в первую очередь о легализации и систематизации данного вида деятельности населения Российской Федерации.

 

Список литературы

  • 1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.07 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // [электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=102186
  • 2. Федеральный закон № 212-фз от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // [электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108397
  • 3. Постановление Правительства России № 556 от 22.07.2008 г «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // [электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78660
  • 4. Аналитика малого предпринимательства Рынок микрофинансовых услуг в городе Москве и перспективы его развития http://www.giac.ru/content/document_r_48876BA2-2F14-45CE-9AEB-CF94C9206FA8.html
  • 5. Библиофонд Малое предпринимательство России http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=123249
  • 6. Главбух практический журнал для бухгалтера Микропредприятия предлагают освободить от налогов http://www.glavbukh.ru/news/8717
  • 7. Итоги мониторинга рынка труда за 2010 год. Служба занятости Тюменской области [Электронный ресурс] // режим доступа: http://trud.admtyumen.ru/zan_to/monitoring/itogi.htm
  • 8. Ксения КОЛЧАНОВА, руководитель отдела маркетинговых исследований ГК «Маркетинг-Консультант». Спрос и предложение на рынке труда Тюмени [Электронный ресурс] // режим доступа: http://72.ru/labour/140145.html
  • 9. Новости рынка труда [Электронный ресурс] // режим доступа: http://trudobzor.ru/?p=1807
  • 10. Портал города Барнаул Унификация понятий малого и среднего бизнеса http://www.vip-barnaul.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11449&Itemid=181
  • 11. Портал ООО «Промсвязьбанк» [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.psbank.ru/small&mediumbusiness/
  • 12. Портал поддержки малого и среднего предпринимательства Гонтмахер Е. http://www.mbm.ru/newsitem.asp?id=75473
  • 13. Совет предпринимателей малого и среднего бизнеса Микробизнес и микропредприятие http://www.vdcr.ru/content/view/1799/180/

* Научный руководитель к.с.н., доцент Грошев И.Л.

Просмотров работы: 10