ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве имеет немало особенностей и свою специфику. Ведь организация может выступать в роли как подрядчика или застройщика, так и инвестора. В такой ситуации главное - не утонуть в этих разноликих строительных расходах.

Как и на предприятиях других сфер деятельности, учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и учетной политикой. В качестве основного элемента нормативного регулирования в данном случае выступает ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.11.2008 № 134н (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2009 №35н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н) (далее - ПБУ 2/2008). При формировании же учетной политики необходимо учесть один нюанс: строительная фирма может выступать и в роли застройщика (заказчика) или инвестора, и в роли подрядчика. Причем в каждом случае учет расходов на строительство разный.

Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 дано определение застройщика. Им является фирма, которая обеспечивает на принадлежащей ей земле строительство, реконструкцию, капремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», разработанной каждой организацией для внутреннего пользования. При создании такого документа необходимо учесть специфику отрасли и самого предприятия, которое может выступать как в роли застройщика (заказчика), так и в роли подрядчика (генподрядчика, субподрядчика).

Особенность № 1: обособленные подразделения. - Одной из особенностей в этой сфере деятельности является то, что строительные объекты, принадлежащие одной и той же компании, могут быть расположены в различных регионах. Поэтому у предприятия могут возникать обособленные подразделения по месту нахождения строительных площадок.

В соответствии с требованиями Налогового кодекса организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения каждого такого подразделения. Также фирмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса обязаны сообщать в инспекцию о создании или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца. Указанное сообщение представляется в налоговую службу по месту нахождения организации.

Если в структуре организации есть обособленные подразделения, то приходится решать следующие организационные вопросы:

- определение специфики учета хозяйственных операций в этих подразделениях;

- определение лиц, ответственных за составление первичной учетной документации по операциям, осуществленным в данных подразделениях;

- установление порядка и сроков передачи первичной учетной документации в бухгалтерию головной организации для их своевременного отражения в учете.

В налоговом учете необходимо определить порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, уплачиваемому по месту нахождения каждого подразделения. А в учетной политике необходимо закрепить, какой показатель - численность работников или расходы на оплату их труда - будет участвовать в расчете доли прибыли каждого подразделения.

Особенность № 2: оформление «первички». - Для строительных организаций также очень важно при выполнении строительных и ремонтных работ оформить первичную учетную документацию в соответствии с нормативными требованиями.

Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации. Они должны содержать  обязательные реквизиты (ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»):

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Особенность № 3: инвентаризация. - Фирма должна в рамках учетной политики установить порядок и срок проведения инвентаризации имущества. Однако зачастую к этому процессу относятся формально, что нередко приводит к нелепым ошибкам.

Показательным здесь является эпизод, имевший место в одной строительной организации, когда акт инвентаризации материалов был подписан 1 января одним лицом, при этом имущество, перечисленное в документе, находилось в обособленных подразделениях, которые находись в разных городах, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Это явная оплошность. Во-первых, в соответствии с Трудовым кодексом 1 января является нерабочим днем, и проведение инвентаризации в этот день должно было быть оформлено приказом о привлечении работников к работе в выходной день с соответствующей оплатой или предоставлением иного дня отдыха. Все это необходимо оформить набором приказов.

Во-вторых, согласно такому документу выходит, что сотрудник, подписавший акт, в один и тот же день провел опись имущества в разных городах. Проделать такое явно затруднительно, а подобная неточность грозит тем, что акт может быть признан недействительным, потому что в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49, наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера.

Литература

  • 1. Адамов, Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве / Н.А. Адамов.- 2-е изд. - СПб. :Питер, 2009.-672 с.: ил. - (Серия «Бухгалтеру и аудитору);
  • 2. Адамов, Н.А. Калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств в строительстве / Н.А. Адамов // Строительство: налогообложение, бухучет - 2010.- № 1;
  • 3. Борисенко, Т.Н. / Т.Н. Борисенко, В.Д. Борисенко. - Строительство: бухучет, налогообложение, право. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2011.- 304 с. - (Приложение к журналу «Консультант», 31- 2011);
  • 4. Верещагин, С.А. Строительство: бухгалтерский и налоговый учет у инвестора, заказчика и подрядчика / С.А. Верещагин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Информцентр 21 века, 2010. -320 с.;
  • 5. Верещагин, С.А. Кто есть в строительстве / С.А. Верещагин // Налоговый вестник - 2010. - № 10;
  • 6. Пронина, Е.А. Подрядная строительно-монтажная организация: аудит производственных затрат / Е.А. Пронина // Аудиторские ведомости - 2009. - № 12;
  • 7. Пронина, Е.А. Деятельность подрядной организации: признание дохода и определение финансового результата / Е.А. Пронина // Аудиторские ведомости - 2010. - № 11;
  • 8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н);
  • 9. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 № 123-ФЗ, от 28.03.2002 № 32-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 191-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 27.07.2010 № 209-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 28.11.2011 № 339-ФЗ.
  • 10. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «(с изменениями от 18 мая 2002 г., 12 декабря 2005 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.)
  • 11. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.11.2008 № 134н (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2009 №35н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н)
Просмотров работы: 37