БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В современной России оптовая торговля является крупной отраслью экономики. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.

Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и др.

 Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженностей продавцов и покупателей. Все это относится к хозяйственным операциям.

Для обеспечения нормальной деятельности торговая организация должна иметь торговое оборудование, холодильники, склады, помещения для торговли, транспортные средства и пр. Чтобы обзавестись таким имуществом, необходимы средства - источники формирования имущества. К ним относятся вклады собственников, займы, кредиты, прибыль организации, целевое финансирование, безвозмездные поступления, задолженность поставщикам и покупателям. За счет этих источников формируется не только основной, но и оборотный капитал организации.

И наконец, основным фактором торгового процесса является труд, то есть вклад людей в производство в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

 Управление торговой организацией невозможно без постановки эффективной системы бухгалтерского учета, основанной на соблюдении правил ведения бухгалтерского учета, связанных с товарно-материальными операциями и установленных законодательными и нормативными актами. К этим правилам относятся:

1) единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии (в оптовой торговле по покупным ценам, в розничной по продажным либо по покупным ценам);

2) выбор варианта оценки товарных запасов при их отпуске в реализацию (метод себестоимости каждой единицы; метод средней себестоимости; метод ФИФО);

3) определение порядка отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) с использованием и без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

4) установление границ между основными средствами и средствами труда в обороте;

5) обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности путем проведения инвентаризации ТМЦ и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. При этом устанавливаются порядок и сроки проведения инвентаризации ТМЦ;

6) разработка форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, связанных с движением ТМЦ, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

7) разграничение материальной ответственности за сохранность ТМЦ и своевременное заключение договоров о материальной ответственности.

Задачами бухгалтерского учета в торговой организации являются:

а) учет всего имущества организации в количественно-суммовом выражении, то есть по количеству в натуральных единицах и стоимости в денежных единицах. Правильно налаженный учет имущества обеспечивает его сохранность и рациональное использование;

б) учет источников формирования имущества организации (обязательств организации);

в) описание всех хозяйственных процессов, происходящих в торговой организации. Это описание производится с помощью бухгалтерских проводок: каждому хозяйственному явлению соответствует одна или несколько бухгалтерских проводок;

г) учет количества и качества затраченного в торговой и управленческой деятельности труда. Количество труда измеряется в часах, днях, месяцах. Качество труда оценивается в денежном выражении;

д) формирование полной и достоверной информации о результатах деятельности торговой организации. Эта информация необходима для оперативного руководства и управления организацией. Анализ текущей деятельности торговой организации, принятие правильных управленческих решений способствует получению удовлетворительных финансовых результатов, предотвращению негативных явлений в коммерческой деятельности, выявлению внутрипроизводственных резервов и их эффективного использования, обеспечению финансовой устойчивости организации.

 Кроме руководителя и менеджеров организации пользователями указанной информации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, иные заинтересованные лица.

Законодательство о бухгалтерском учете выдвигает следующие требования к ведению учета в оптовой торговле:

  • бухгалтерский учет должен быть сплошным. Это означает, что необходимо учитывать все имущество и все хозяйственные операции организации, не допуская выборочности;
  • бухгалтерский учет должен быть непрерывным во времени, то есть отражать хозяйственные операции непрерывно в хронологическом порядке изо дня в день;
  • бухгалтерский учет должен быть строго документальным: хозяйственные операции можно отражать только на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства.

Организация бухгалтерского учета в оптовой торговле ¾ это система построения учетного процесса. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:

 1) первичный учет;

 2) регистры бухгалтерского учета;

 3) документооборот;

 4) инвентаризация;

 5) отчетность.

 Учетный процесс организует главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю организации. При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы и уровни подчиненности.

 Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней унифицированы, при необходимости разрабатываются и утверждаются организацией в приказе об учетной политике.

Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам.

 Предметом бухгалтерского учета в оптовой торговле является хозяйственная деятельность торговой организации.

Составными частями предмета бухгалтерского учета являются объекты бухгалтерского учета. К ним относятся:

 1) имущество (активы организации);

 2)обязательства организации (источники формирования имущества);

 3) хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования. К основным средствам относятся средства труда, срок службы которых превышает 12 месяцев. Это может быть холодильное оборудование, контрольно-кассовые машины, торговые прилавки, весы.

 Нематериальные активы не имеют физической основы, но имеют стоимостную оценку и приносят доход организации. К ним относятся, например, исключительные права владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров, деловая репутация организации.

 Под вложениями во внеоборотные активы понимают затраты организации на объекты, которые будут в последующем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или нематериальных активов.

 Материальные оборотные средства - это товары, предназначенные для продажи, хозяйственный инвентарь (сроком службы менее 12 месяцев), тара, упаковка, чековая лента и прочие расходные материалы, расходы на продажу на остаток товара, расходы будущих периодов.

 К денежным средствам относятся наличные деньги в кассе торговой организации, денежные документы, деньги на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, переводы в пути.

 Финансовые вложения ¾ это инвестиции в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций, долговые ценные бумаги, вклады по договору простого товарищества, предоставленные другим организациям займы.

 Средства в расчетах ¾ это дебиторская задолженность покупателей за проданные товары, поставщиков товаров по полученным авансам, покупателей и поставщиков по предъявленным претензиям, работников организации по подотчетным суммам, возмещению материального ущерба, предоставленным им организацией займам и др.

Основные хозяйственные процессы торговой организации ¾ покупка и продажа товара. Эти процессы состоят из множества хозяйственных операций, связанных с товарным и денежным оборотом. Кроме основных торговых операций необходимо выполнять управленческие функции, содержать, обслуживать и ремонтировать помещения, оборудование, инвентарь, обеспечивать снабжение электроэнергией, теплом, водой и т. д. Эти хозяйственные операции направлены на обслуживание торгового процесса. Как мы видим, все хозяйственные операции взаимосвязаны и являются объектами бухгалтерского учета.

Оптовая торговля ¾ это перепродажа товаров, приобретенных исключительно для этой цели.

 Оптовая торговля может осуществляться через оптовые склады и базы, оптовые рынки, оптовые торговые центры.

 Торговлю через оптовые склады и базы осуществляют средние и крупные торговые организации с большим объемом товарооборота.

 Оптовый рынок ¾ это место проведения оптовых торговых операций. Предпочтение оптовым рынкам отдают малые и средние торговые организации, которые специализируются на перепродаже товаров небольшими партиями.

 Оптовые рынки организуются в форме юридического лица, которое предоставляет за плату торговое место на рынке оптовым организациям.

 Торговая организация заключает договор аренды торгового места с администрацией оптового рынка. Договор может быть долгосрочным, краткосрочным или поденным. Торговая организация получает торговую секцию, подготовленную для эксплуатации и оснащенную необходимым оборудованием. Оптовый рынок предоставляет торговой организации также и складское помещение (место для хранения товаров). На территории оптового рынка функционируют вспомогательные службы, которые обеспечивают подвоз и выгрузку товаров, охрану территории, вывоз мусора, обеспечение весоизмерительными приборами, тепло, энерго и водоснабжение, связь. К продаже на оптовом рынке допускаются только товары, прошедшие проверку качества. Оптовые рынки имеют собственную специализированную службу товарных экспертиз. Правилами оптового рынка может быть предусмотрена возможность розничной торговли. Для этого выделяются специальные торговые секции, и определяется время допуска населения для приобретения товаров.

 Оптовый торговый центр - это сочетание магазина и склада, которое предоставляет покупателю возможность на принципах самообслуживания приобретать оптовые партии товара. В оптовом торговом центре оборудован торговый зал, в котором на стеллажах, полках, витринах размещается товар в упакованном виде, готовый для оптовой продажи, а также выставлен образец этого товара. В оптовом торговом центре можно сочетать оптовую торговлю с розничной. Для осуществления розничной торговли необходимо иметь кассовый аппарат.

 Организация торгового процесса через оптовый торговый центр наиболее подходит для малых и средних предприятий, которые специализируются на продаже отдельных товарных групп в большом ассортименте (например, одежды и обуви, строительных материалов, бытовых приборов и т. д.).

Отношения, возникающие между продавцом (оптовой торговой организацией) и покупателем, оформляются договором.

 Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). В соответствии с нормами гражданского права договор считается заключенным, если сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Бухгалтерский учет на торговом предприятии - важнейшее звено формирования его экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления торговым процессом. Он способствует совершенствованию оперативного и долгосрочного планирования, а также формированию информационной базы для анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования ее финансового результата, позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия.

Просмотров работы: 61