БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В хозяйственной деятельности России торговые организации по численности занимают одно из ведущих мест. А в сфере малых и средних коммерческих предприятий они по количеству стоят на первом месте.

Бухгалтерский учет на торговом предприятии - важнейшее звено формирования его экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления торговым процессом. Усиление роли бухгалтерии имеет большое значение не только для развития и процветания каждой конкретной торговой организации, но и для всей отечественной экономики.

Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В розничной торговой сети отпуск (продажа) товаров населению оформляется выдачей чека ККМ (контрольно-кассовой машины) и отражением выручки за день в книге кассира-операциониста.

Если торговля ведется с лотка, автолавки, ручной тележки и т.п. (мелкая розница), то стоимость проданного товара и выручку указывают в расходно-приходной накладной. Продажа товаров мелким оптом производится на основании письма-требования или заказа-отборочного листа унифицированной формы ТОРГ-8. Товар отпускается по товарной накладной унифицированной формы ТОРГ-12, а для оплаты товара выписывают счет. В товарной накладной делается отметка об отпуске и получении товара и ставится круглая печать торговой организации.

Синтетический учет розничной продажи товаров ведется на счете 90 «Продажи». По кредиту счета отражается продажная стоимость проданных товаров (включая НДС), а по дебету - себестоимость проданных товаров, расходы на продажу, НДС и акциз.

На основании отчета кассира ежедневно формируются проводки, отражающие объем выручки от продажи товаров.

По окончании месяца бухгалтер делает следующие записи:

- начисляется НДС (если предприятие является налогоплательщиком данного налога);

- списываете расходы на продажу за отчетный месяц.

Далее следует списать себестоимость товара и определить валовой доход от торговой деятельности. Отражение этих операций в розничной торговле зависит от выбранного организацией метода оценки товарных запасов (по покупным или продажным ценам).

Рассмотрим, как при разных методах определения учетной цены товара отражаются в учете операции по продаже товаров.

Учет ведется по покупным ценам. При использовании обычной ККМ (контрольно-кассовой машины) сумма на чеке указывает только на то, сколько продано товара по продажным (розничным) ценам. Никакой другой информации чек ККМ не несет. Товарные накладные с указанием количества и стоимости проданного товара в розничной торговле не оформляются. Поэтому информация о том, сколько продано за отчетный период товаров по учетным ценам, отсутствует.

Этот показатель можно только рассчитать по формуле:

Стоимость проданного товара в учетных ценах = остаток товара в учетных ценах на начало отчетного периода + товар в учетных ценах, поступивший за отчетный период - остаток товара в учетных ценах на конец отчетного периода.

Учетной ценой называется цена, по которой ведется учет товаров, в данном случае это покупная цена. Поступление товара в учетных ценах за отчетный период определяется по документам, на основании которых приходуется товар. Остаток товара в учетных ценах на начало и конец отчетного периода определяют по результатам инвентаризации (снятия остатков), которую придется проводить ежемесячно. При этом товарный остаток на конец текущего месяца будет соответствовать товарному остатку на начало следующего месяца.

Учет товаров по покупным ценам в розничной торговле не вызывает проблем при использовании соответствующих средств автоматизации. Производители товаров наносят на упаковку, товарные ярлыки или сам товар штрих-код, который несет в себе информацию о стране-изготовителе или продавце продукции, предприятии-изготовителе и о характеристиках товара (наименование, размеры и т.п.).

При поступлении товаров в магазин информация об их наименовании, отличительных признаках, количестве и покупной цене записывается в базу данных с помощью сканирующего устройства. При отсутствии штрих-кодов производителя информация заносится вручную, товару присваивается внутренний код. При продаже товара информация таким же образом заносится в базу данных. Покупатель предъявляет кассиру купленный товар, данные о котором считываются с помощью сканера. При этом на контрольно-кассовом чеке пробиваются наименование, количество, цена и стоимость проданного товара по розничным ценам. На основании данных о наименованиях и количестве проданного товара компьютерным способом формируется информация о стоимости проданного товара в учетных (покупных) ценах.

Учет ведется по продажным (розничным) ценам. При учете товаров по продажным ценам стоимость проданных товаров отражается в течение отчетного периода (месяца) по дебету и кредиту балансового счета 90 «Продажи» в одинаковой оценке, то есть по продажным (розничным) ценам. Ежедневно бухгалтер делает следующие проводки.

На основании отчета кассира:

Дебет счета 50, субсчет «Касса организации»

Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

На основании товарного отчета:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Кредит  счета 41 «Товары».

При этом суммы первой и второй проводок совпадают. Такой порядок учета позволяет контролировать в течение месяца правильность отражения в учете объема продаж (кредитовый оборот по счету 90 «Продажи») и списания товаров материально-ответственными лицами (дебетовый оборот по счету 90 «Продажи»). До закрытия отчетного периода других проводок по балансовому счету 90 «Продажи» не делают.

По окончании месяца бухгалтер составляете предварительный баланс (без проводок закрытия) и сопоставляет кредитовый и дебетовый обороты по счету 90 «Продажи». Эти обороты должны совпадать. Себестоимость проданных товаров, которые учитываются по розничным ценам, определяется как разность между стоимостью товаров по продажным ценам и торговой надбавкой, относящейся к проданным товарам.

При списании товаров на реализацию следует списать начисленную торговую наценку на реализованный товар с применением метода «красное сторно», что отразится в учете следующими записями:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Кредит счета 42 «Торговая наценка» (сторно).

Если предприятие сдает выручку инкассатору, то в учете это отражается проводкой:

Дебет счета 57 «Переводы в пути»

Кредит  счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Организации розничной торговли могут производить также расчеты с покупателями с помощью пластиковых карт. Продажа товаров в таких случаях оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. В слипе указывают: имя держателя карты, номер карты, дату совершения покупки, израсходованную сумму, тип платежной системы (VISA, Master card и др.), адрес организации-продавца (магазина).

Слип заполняется в трех экземплярах: первый вручается покупателю, второй сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию с кассовым отчетом. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяет работник организации-продавца. Слипы сдаются инкассатору по реестру с указанием их числа и суммы. Реестр заполняют в двух экземплярах: первый - для инкассатора, второй - с распиской инкассатора остается у организации-продавца. Реестры со слипами сдаются в банк. Банк зачисляет на расчетный счет организации-продавца причитающиеся ей денежные средства за проданные товары. В документах на зачисление денег банк указывает даты реестров слипов и суммы денежных средств.

При продаже товаров по дате выписки слипа делается запись (на продажную стоимость):

Дебет счета 57 «Переводы в пути»

Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

При поступлении денежных средств на расчетный счет организации:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счета 57 «Переводы в пути».

Записи по счетам 90 «Продажи», субсчет «Выручка», 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж» и т.д. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж», на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

В последнее время розничные магазины используют различные формы продаж по дисконтным картам:

- дисконтные карты раздают во время проведения рекламной кампании, чтобы увеличить число постоянных покупателей. Обладатель дисконтной карты получает возможность пользоваться в течение определенного времени скидками в одном или нескольких магазинах, входящих в единую дисконтную систему;

- дисконтные карты выдают покупателям, которые за некоторый период времени приобрели в данном магазине товар на определенную сумму;

- дисконтные карты выдаются на приобретение товаров определенной фирмы.

Предоставление скидки по дисконтной карте - это уменьшение продажной (розничной) цены товара. До введения дисконтных карт торговая организация должна разработать систему документооборота и бухгалтерского учета продаж по дисконтным картам. Поскольку в настоящее время нет соответствующих нормативных документов, то методы и способы учета продаж по дисконтным картам следует утвердить в приказе по учетной политике организации.

Кроме того, магазинам с большим ассортиментом товаров (продовольственным, хозяйственным и т.п.), которые продают товары по дисконтным картам, следует ввести в форму реестра цен графу «Цена со скидкой по дисконтной карте». Тогда не будет необходимости производить уценку товара и составлять соответствующий акт на каждый вид товара. Порядок отражения в учете продаж по дисконтным картам для разных магазинов будет разным в зависимости от профиля магазина, объема товарооборота и метода оценки товарных запасов.

Если товар учитывается по продажным ценам, то в бухгалтерском учете на предоставленные скидки должна быть сделана проводка:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Кредит счета 42 «Торговая наценка» (сторно торговой надбавки по товарам, проданным со скидкой).

В практике учета организаций розничной торговли зачастую имеет место возврат товаров покупателями в случаях, предусмотренных законодательством. Порядок возврата (обмена) товаров, приобретенных по договору розничной купли-продажи, установлен гл. 30 ГК РФ и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». При учете операций по возврату товара необходимо оприходовать полученные от покупателей товары, откорректировать ранее сделанные записи по учету их продажи и отразить претензионные расчеты с поставщиками некачественного товара.

Организации розничной торговли учет расчетов с покупателями по возврату товаров, как правило, осуществляют на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в следующей последовательности:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами - отражается возникновение задолженности перед покупателями на сумму возврата;

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Кредит счета 41 «Товары» - корректируется методом «красное сторно» ранее сделанная запись по цене реализации товаров с НДС на сумму возвращенных покупателями товаров;

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - корректируется методом «красное сторно» сумма прибыли от продажи в части, относящейся к возвращенным покупателями товарам;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 50 «Касса» - отражается выплата покупателям денежных средств;

Дебет счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

Кредит счета 41 «Товары» - учитывается возврат некачественного товара поставщику по цене приобретения. Реализация товаров может быть осуществлена и на основе бартерного (товарообменного) договора. Если товары получены организацией безвозмездно (по договору дарения) или обнаружены в результате инвентаризации (как излишки), их фактическая себестоимость определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 5/01). При этом для целей налогообложения рыночная стоимость определяется с учетом требований ст. 40 НК РФ.

В учете данные операции отражаются проводкой:

Дебет счета 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»

Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» - отражена стоимость безвозмездно полученных товаров по стоимости, определенной исходя из действующих рыночных цен на подобные товары.

Право собственности на обмениваемые товары, согласно договору, переходит к обеим сторонам после выполнения ими своих обязательств. В данной ситуации оценка товаров, переданных в обмен на полученные товары, была произведена организацией исходя из продажных цен на это имущество (условно будем считать их приближенными к рыночным). Соответственно, и оприходование товаров осуществлено по этим ценам. Также необходимо обратить внимание, что в фактическую себестоимость товаров, полученных по договорам дарения, в качестве взноса в уставный капитал либо по бартеру, включаются также фактические затраты организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования. Следует иметь в виду, что стоимость безвозмездно полученного имущества в ряде случаев включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (пп. 8 ст. 250 НК РФ, ст. 251 НК РФ).

Организации розничной торговли могут продавать населению товар в кредит и осуществлять комиссионную продажу как новых, так и бывших в употреблении товаров.

В таблице представлена типовая корреспонденция счетов по реализации и бартеру товаров.                      

Содержание операций

Дебет

Кредит

1. Отражена выручка от продаж в розницу

50 «Касса организации»

90 субсчет «Выручка»

2. Начислен НДС по окончании месяца (для предприятий, являющихся плательщиками НДС)

90 субсчет «НДС»

 

68 субсчет «НДС»

3.Списаны расходы на продажу за отчетный месяц

90 субсчет «Себестоимость продаж»

44 «Расходы на продажу»

4.Списаны реализованные товары (учет ведется по продажным ценам)

90 субсчет «Себестоимость продаж»

41 «Товары»

5. Списана начисленная торговая наценка на реализованный товар

90 субсчет «Себестоимость продаж»

42 «Торговая наценка»

6. Сдана выручка инкассатору

57 «Переводы в пути»

90 субсчет «Выручка»

7. Получен положительный финансовый результат

90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

99 «Прибыли и убытки»

8.Отражен отрицательный финансовый результат

99 «Прибыли и убытки»

90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

9. Торговое предприятие получило товары по бартерному договору, но право собственности на них еще не перешло         

002 «Товарно-материальные, ценности принятые на ответственное хранение»

-

10. Поставка своих товаров в обмен на полученные товары

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

90 субсчет «Выручка»

 

11. Оприходование полученных товаров на баланс (без учета НДС):

41 «Товары»

002

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

12. Отражен в учете НДС за полученные товары (для предприятий, являющихся плательщиками НДС)

19 «НДС»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

13.Закрыты расчеты между сторонами

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

14.Принят к вычету НДС, выставленный поставщиком (для предприятий, являющихся плательщиками НДС)

68 субсчет «Расчеты по НДС»

19 «НДС»

15.Списана себестоимость реализованных товаров

90 субсчет «Себестоимость продаж»

41 «Товары»

16. Начислен НДС по реализованным товарам (для предприятий, являющихся плательщиками НДС) 

90-3

68 субсчет «Расчеты по НДС»

 

17. Отражена прибыль от реализации товаров:

90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

99 «Прибыли и убытки»

 

Просмотров работы: 141