Итогом развития новых правовых отношений на землю в Краснодарском крае с начала осуществления земельной реформы являются определенные количественные показатели становления института частной земельной собственности, который служит основой развития рыночных процессов в сфере земельно-имущественных отношений.
Вместе с тем детальный анализ состава и структуры земельных отношений, динамики их изменений, состояния земельного фонда области, его трансформации, организации и принципов функционирования системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами региона, выявил широкий спектр проблем, требующих незамедлительного системного разрешения. К таким проблемам относятся:
- рост негативных явлений, влияющих на качественное состояние и потребительские свойства фонда земель области (ухудшение качества сельскохозяйственных угодий, истощение почв, процессы эрозии и зарастания древесно-кустарниковой растительностью, загрязнение промышленными и бытовыми отходами и т. д.);
- нестабильное состояние земельного рынка, характеризующееся низким уровнем приватизационных процессов - особенно на землях крупных поселений, недостаточным развитием взаимовыгодных арендных отношений вследствие высоких административных барьеров на краевом и муниципальных управленческих уровнях;
- недостаточное и несвоевременное финансирование из различных бюджетов решения основополагающей задачи по созданию государственного кадастра объектов недвижимости (объединенных земельного кадастра и кадастра объектов градостроительной деятельности) и государственной кадастровой оценки земель как фундамента государственного и муниципального управления земельными ресурсами и экономического регулирования земельно-имущественных отношений, а также основы по совершенствованию системы налогообложения земельных участков и объектов недвижимости;
- низкие темпы разграничения государственной собственности на землю на федеральную, областную и муниципальную;
- неразвитость информационных обменов между всеми участниками земельных отношений, государственными и муниципальными структурами власти и управления;
- слабые темпы роста сбора земельных платежей;
- острая необходимость проведения плановой инвентаризации земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, которая помимо информационной основы создания кадастра объектов недвижимости снизит затраты на проведение заявительной инвентаризации земельных участков граждан и юридических лиц;
- однобокий и некомпетентный подход ряда управленческих структур к системе управления земельными ресурсами, выстраиваемый по остаточному принципу.
Перечисленные проблемы и ряд других не менее значимых негативных моментов в сфере земельных отношений края являются следствием невнятной земельной политики, которая ранее осуществлялась различными государственными и муниципальными структурами, занятыми управлением и распоряжением земельными ресурсами региона.
Отсутствие комплексных подходов в системе регионального управления и правового обеспечения реформирования земельных отношений подчеркивает необходимость реструктуризации этой системы, введения четкого разграничения полномочий органов государственной власти области, местного самоуправления и всех участников, вовлеченных в единый управленческий процесс.
Созданная система, работающая по принципу "одного окна", не охватывает всего комплекса земельно-имущественных отношений. Выходом из этой ситуации может стать региональная (краевая) целевая программа "Реформирование земельных отношений, развитие земельного рынка, совершенствование системы и структуры управления земельными ресурсами в Краснодарском крае в 2009-2015 годах". Региональная целевая программа должна быть разработана с учетом анализа состоявшихся преобразований форм собственности на землю, выработки экономических и административных механизмов управления, мер правового, нормативного, методического и организационного характера, с учетом систематизации накопленного управленческого опыта в этой сфере.
Главной целью программы должно стать повышение эффективности управления земельными ресурсами края на различных уровнях, привлечение инвестиций в промышленное и сельскохозяйственное производство региона, внедрение новых, более действенных механизмов в управленческий процесс, усиление государственного влияния на функционирование всех форм земельной собственности при строгом соблюдении прав и законных интересов участников земельных отношений.
При этом реализация программы не потребует больших затрат краевого и муниципальных бюджетов, так как ее экономический эффект будет базироваться на существующем потенциале земельных ресурсов, дебюрократизации и прозрачных процедурах при перераспределении земельных участков и изменении состава и структуры органов управления и распоряжения земельным фондом края. Этот эффект будет заметен уже в первые годы после принятия программы.
Программные мероприятия должны быть органично включены в общую стратегию развития региона, учитывать принятые федеральные и региональные целевые программы и иметь четкие критерии контроля за ходом их выполнения. Они будут играть не последнюю роль в реализации таких национальных проектов, как "Доступное жилье" и "Поддержка сельского хозяйства".
Реализация программы в случае ее принятия в течение ближайших десяти лет позволит Краснодарскому краю, обладающему огромным земельно-ресурсным потенциалом, стабилизировать социально-экономическую ситуацию и превратить край в регион устойчивого развития.