СИСТЕМНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СИСТЕМНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс системного становления российского рынка земли представляет собой неустойчивое взаимодействие функций и структурных элементов, сложившихся в хозяйственной системе централизованного типа, с функциями и структурными элементами, из которых формируется хозяйственная система рыночного типа.

Специфические характеристики данного процесса обусловлены следующими основными факторами:

- позиционированием земли как ресурсной кладовой «экономики пространства», что обусловливает тенденцию к сдерживанию рыночной трансформации земельных отношений и формированию специфической экономической идеологии, смысл которой сконцентрирован в известном тезисе «рынок земли есть распродажа Родины»;

- динамичной интеграцией экономики России в состав глобального мирового хозяйства, формирующей потребность в ускорении рыночных преобразований в сфере земельных отношений и обеспечении необходимой глобальной конкурентоспособности всех сфер национальной экономики;

- региональной поляризацией хозяйственного пространства страны, обусловливающей существенные разрывы в параметрах становления и развития региональных земельных рынков; при этом необходимо учитывать различные аспекты такой поляризации - финансовые, природные, этно-экономические;

- лагом во времени между формированием финансового рынка, рынков капитала и промышленных факторов производства, с одной стороны, и между формированием рынка земли, с другой стороны; данное обстоятельство обусловливает двоякие последствия - с одной стороны, потребность в ускорении становления рынка земли и создании условий для дальнейшего сбалансированного развития всех сфер национальной экономики, а с другой стороны, низкий уровень потенциала рыночного реформирования сферы земельных отношений.

Исходя из основных принципов системного подхода, а также, учитывая выделенные факторы специфических характеристик системного становления российского рынка земли, можно сделать вывод о том, что среди экономических противоречий системного становления указанного рынка необходимо разграничивать:

- функциональные противоречия системного становления российского рынка земли;

- структурные противоречия системного становления российского рынка земли.

Для раскрытия функциональных противоречий системного становления российского рынка земли востребованы эвристические возможности теории институциональных матриц, ориентированные на разграничение двух альтернативных институциональных оснований и, соответственно, способов функционирования и развития социально-экономических систем (К. Поланьи, С. Кирдина и др.).

Опираясь на ключевые положения теории институциональных матриц, правомерно предположить, что содержание функциональных противоречий системного становления российского рынка земли заключается во взаимодействии между двумя противоположными способами функциональной организации отношений данного рынка:

- редистрибутивным способом, для которого характерны ориентация соответствующих функций на потенциал государственного вмешательства и постоянное использование государственных ресурсов для функционирования рынка земли;

- трансакционным способом, для которого характерны ориентация соответствующих функций на саморегулирование рыночного взаимодействия и собственные ресурсы участников рынка земли.

При этом генетическая связь формирующегося рынка земли со сферой земельных отношений прежней централизованной экономики, а также воздействие факторов глобального финансового кризиса объективно поддерживают и усиливают редистрибутивный способ функциональной организации отношений рынка земли; в свою очередь, интеграция национальной экономики России в состав мирового хозяйства и воздействие факторов экономического роста объективно подкрепляют трансакционный способ функциональной организации отношений данного рынка.

Взаимодействие между двумя противоположными способами функциональной организации отношений рынка земли формирует нормальные функции и дисфункции, образующие противоположные стороны экономических противоречий системного становления рынка земли. При этом дисфункции образуются под воздействием доминирующих институтов.

Среди нормальных функций формирующегося российского рынка земли необходимо выделить:

- базовую обменную функцию, обеспечивающую практическое осуществление сделок с землей;

- регистрационно-учетную функцию, заключающуюся в отражении всех фаз прохождения сделки с землей и возникающих при этом прав участников;

- финансово-инвестиционную функцию, которая обеспечивает привлечение необходимых для функционирования рынка денежных ресурсов, в том числе и кредитного характера;

- маркетинговую функцию, заключающуюся в изучении рынка и последовательной подготовке сделки с землей; 

- инфраструктурную сервисную функцию, которая обеспечивает общие основы деятельности всех участников рынка земли (функционирование торговых площадок, доступ к информации, коммуникации и др.).

К дисфункциям формирующегося российского рынка земли необходимо отнести следующие трансформированные функции:

- бартерную дисфункцию, заключающуюся в проведении безденежного обмена земли на какие-либо активы, характерную для хозяйственных условий 90-х гг. ХХ века и получившую новый импульс развития в условиях глобального финансового кризиса 2008 года;

- дисфункцию резервного инвестирования в землю, обеспечивающую легализацию рентных доходов и их сохранение и, в то же время, отчуждающую землю от дальнейшего участия в рыночном обороте;

- сегментирующую дисфункцию, заключающуюся в создании, увеличении и защите специальных барьеров, обусловливающих формирование монопольной ренты в определенных сегментах рынка земли (например, с помощью утверждения специальных региональных режимов использования участков).   

Обобщение результатов анализа некоторых характеристик функциональной организации формирующегося рынка земли позволяет определить доминирующие функциональные противоречия системного становления регионального рынка земли России:

- противоречие между ростом объема рынка земли и ограниченностью функционального содержания отношений данного рынка (маркетинговая, инфраструктурная и финансово-инвестиционная функции в своем развитии явно отстают от потребностей растущего рынка земли); 

- противоречие между ростом объема рынка земли и развитием дисфункций, препятствующих эффективному и устойчивому взаимодействию между профессиональными участниками рынка, инвесторами, собственниками земли и государственными органами, регулирующими данный рынок. 

В процессе системного становления структура рынка земли остается неустойчивой, вместе с тем, в ней проявляются некоторые тенденции, обусловленные как генетической связью формирующегося рынка с земельными отношениями централизованной экономики, так и детерминантами рыночной экономики. В работе проведен анализ соотношений между основными сегментами рынка земли - сельскохозяйственным, строительным, рекреационным, промышленным и др.

Определяя структурные противоречия системного становления российского рынка земли, необходимо исходить из того, что в их основе лежит взаимодействие двух противоположных способов структурной организации элементов рыночной структуры:

- вертикальной субординации отношений, в которой обладающее властными полномочиями верхнее звено определяет формы деятельности подчиненных ему нижних структурных звеньев;

- горизонтального (конкурентного; кооперационного; трансакционного обезличенного; трансакционного специфицированного и др.) взаимодействия.

Доминирование института власти над институтом собственности в хозяйственной системе России обусловливает устойчивую асимметрию структурной организации основных рынков в пользу вертикальной субординации отношений. При этом суть дела не только в генетической связи формирующегося рынка с централизованной экономикой советского периода, но и в том, что данный способ структурной организации наиболее адекватен институционально-хозяйственной системе «экономики времени», которая выходит далеко за пределы советского периода.

Асимметрия структурной организации рынка земли в пользу вертикальной субординации отношений обусловливает следующие структурные противоречия системного становления данного рынка:

- противоречие между ростом рынка земли и уровнем развития горизонтальных связей между его участниками; характерным проявлением этого противоречия выступает феномен «перехода региональной земли под контроль вертикально интегрированных структур».

- противоречие между ростом рынка земли и потенциалом управления и регулирования, которым обладает вертикаль власти; характерным проявлением обострения данного противоречия выступает феномен «перегрузки верхних звеньев власти и управления».

Обобщение результатов анализа функциональных и структурных противоречий системного становления российского рынка земли позволяет следующим образом определить специфические факторы, действие которых обостряет указанные противоречия системного становления:

- доминирующее воздействие рентной стратегической ориентации развития экономики России, которое обусловливает монополизацию отдельных сегментов рынка земли, выведение земли из активного рыночного оборота, хищническое отношение к земельному фонду;

- многообразие дисфункций в транзитивной институционально-хозяйственной системе рынка земли, которое обусловливает подавление нормальных функций рынка, уход внешних инвесторов и снижение общей эффективности его функционирования;

- дефицит инструментов и ресурсов регулирования земельного рынка на региональном и местном уровне, который рельефно проявился в условиях глобального финансового кризиса;

- наличие высоких административных барьеров между отдельными подразделениями рынка земли (аграрным, строительным, природно-рекреационным и др.), которое обусловливает избыточную сегментацию рынка и рост трансакционных издержек его участников;

- отсутствие механизмов экономической ответственности собственников и пользователей за социальные последствия деструктивной эксплуатации земли, которое не позволяет осуществить необходимую санацию земельных отношений и вернуть в активный рыночный оборот те участки, которые достались неквалифицированным и недобросовестным собственникам и пользователям.

Разрешение противоречий системного становления российского рынка земли предполагает использование активных инструментов, обеспечивающих синтез противоположных сторон указанных противоречий и создание качественно новых функций и способов структурной организации рынка земли.

При этом разрешение противоречий становления выступает в качестве исходного пункта формирования противоречий развития рынка земли, присущих устойчивому воспроизводственному процессу в развившейся до системной целостности совокупности отношений данного рынка; данное обстоятельство означает, что институционально-хозяйственная система рынка земли перестает быть транзитивной, входит в процесс последовательной смены циклов и фаз воспроизводства.

Искомые инструменты разрешения противоречий по своей природе относятся к группе бинарных, поскольку должны обладать двойным созидательным потенциалом:

- решения функциональных и структурных задач процесса становления российского рынка земли;

- коррекции институциональных параметров, обусловивших саму постановку таких задач (создание дисфункций, формирование асимметрии и др.).

Обобщение результатов анализа функциональных и структурных противоречий формирующегося российского рынка земли позволяет предложить следующие инструменты разрешения противоречий системного становления данного рынка:

А. Региональный земельный банк с участием государства и субъектов рынка земли, который позволит обеспечить формирующийся рынок земли дефицитными финансово-инвестиционными ресурсами, а также консолидировать финансовые операции с землей как товаром: оценку; залог; ипотеку; эмиссию земельных акций и облигаций; формирование инвестиционных пулов и др. 

Б. Независимая оценка социальных последствий эксплуатации земли собственниками и пользователями, обеспечивающая полный учет указанных последствий и реализацию принципа адекватной социальной ответственности собственников и пользователей земельных участков перед различными формами общности людей: местным сообществом, населением региона и т.п.

В. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке земли, ориентированное на санацию торгового пространства, повышение эффективности деятельности профессиональных участников данного рынка, а также защиту самого рынка от рисков и угроз, обусловленных низкой квалификацией и оппортунистическим поведением отдельных участников.

Г. Правовой режим несостоятельности собственника, владельца и пользователя земли, позволяющий достаточно оперативно в судебном порядке провести отчуждение земли у тех субъектов ее присвоения, которые в своей деятельности по отношению к земле не способны обеспечивать соответствующие нормы закона и наносят ущерб своим контрагентам.

Д. Региональный фонд регенерации земельных ресурсов. Данный инструмент тесно связан с инструментом правового режима несостоятельности, поскольку в региональном фонде регенерации земельных ресурсов целесообразно сконцентрировать участки земли различного назначения, отчужденные по решению суда у прежних собственников или пользователей, нуждающиеся в санации и восстановлении своего качества, а также регенерации природного и социально- экономического потенциала земли.

Просмотров работы: 2