КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассмотрим концептуальное содержание институциональной исследовательской платформы применительно к земельным отношениям. Методологическая база последней задана следующими принципами экономического исследования:

- использование всех видов ресурсов в хозяйственном обороте и поведение экономических субъектов эффективно организуются и систематизируются на основе использования инструментальных возможностей институтов;

- институты являются сформированными в рыночном пространстве точками упорядочивания и преодоления хаоса; к таким точкам естественно тяготеют как ресурсы, так и экономические субъекты;

- сами институты трактуются, во-первых, как некоторые структурные организации, в основе которых лежит контракт об обмене деятельностью и ее результатами, а во-вторых, как нормы движения ресурсов и поведения экономических субъектов, установленные формально или в качестве традиций и привычек;

- институты по своей природе не директивны; они не навязывают субъектам строго обязательные формы поведения и способ движения ресурсов, а предоставляют выбор из совокупности возможных форм и способов;

- институциональный подход внутренне противоречив, поскольку институты с одной стороны, стабильны (что обеспечивает устойчивость и упорядоченность экономической системы), а с другой стороны, подвержены переменам, реформированию (что обеспечивает развитие экономической системы);

- существуют три основных уровня институционального восхождения - индивидуальные субъекты экономических отношений, институциональные соглашения, на основе которых формируются  те или иные системные субъекты,  и общая институциональная среда, то есть нормативное поле поведения всех без исключения субъектов;

- институты имеют свою цену и в этом отношении их функционирование может быть оправданным и неоправданным; цена любого института есть затраты ресурсов в целях его создания и функционирования.

Необходимо отметить, что земельные отношения представляют собой относительно новую область приложения для институционального подхода; это тем более справедливо для российской экономической науки. Исходный пункт институционального анализа отношений в сфере земельного рынка составляет собственность на землю, ее нормативное оформление и защищенность.

С. Витте особо подчеркивал ведущую для России роль институции государственности по  причине огромной протяженности страны, ее многонациональности, высокой степени дифференциации культуры и обычаев, норм поведения и традиций.  Характерно, что С. Витте и П.Столыпин много сделали для институционализации земельного рынка и укрепления земельной собственности.

После 1917 года в институциональных исследованиях земельных отношений России наступил длительный перерыв. Сложившаяся в конце 20-х годах административная система хозяйствования в таких исследованиях не нуждалась, а ее земельная составляющая стала инструментом тотального огосударствления. В ней, естественно, сложились свои институты, но они не имели никакого отношения к институтам рыночного типа.

Институциональные земельные исследования возобновились лишь после 1991 года. На их ходе сказываются как инерция административного хозяйствования и мышления, так и сугубо гносеологические  и методологические трудности. Остановимся на последних.

Представляется, что эффективная реализация институционального подхода к исследованию земельных отношений предполагает установление специфики последних применительно к методологии и инструментарию новой институциональной теории. Выделим в этом плане следующие характерные черты земельных отношений:

- особая роль в жизни людей как всеобщая основа жизни;

- консервативность земельных отношений;

- коллективистские традиции российских земельных отношений;

- способность  земельных отношений к внутренней самоорганизации, опирающуюся на интеллектуальный потенциал субъектов данных отношений.

Совокупность приведенных выше характеристик формирует естественную основу для последовательной институционализации земельных отношений. Земельный рынок по своей природе тяготеет к институтам как «центрам  упорядочения», поскольку последние обеспечивают его нормальное развитие в условиях нарастающей информационной неопределенности.

При этом важно подчеркнуть, что процесс институционализации не происходит стихийно, автоматически и одномоментно. В теоретико-методологическом плане важно сколько-нибудь отчетливо представлять возникающую в ходе институционализации общественную форму ценностей. Эта форма по сути представляет собой институциональную систему как определенный «...набор  взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений», которые конституируют «структуру стимулов для экономических агентов, максимизирующих свои целевые функции».

Просмотров работы: 3