Рассмотрим концептуальное содержание институциональной исследовательской платформы применительно к земельным отношениям. Методологическая база последней задана следующими принципами экономического исследования:
- использование всех видов ресурсов в хозяйственном обороте и поведение экономических субъектов эффективно организуются и систематизируются на основе использования инструментальных возможностей институтов;
- институты являются сформированными в рыночном пространстве точками упорядочивания и преодоления хаоса; к таким точкам естественно тяготеют как ресурсы, так и экономические субъекты;
- сами институты трактуются, во-первых, как некоторые структурные организации, в основе которых лежит контракт об обмене деятельностью и ее результатами, а во-вторых, как нормы движения ресурсов и поведения экономических субъектов, установленные формально или в качестве традиций и привычек;
- институты по своей природе не директивны; они не навязывают субъектам строго обязательные формы поведения и способ движения ресурсов, а предоставляют выбор из совокупности возможных форм и способов;
- институциональный подход внутренне противоречив, поскольку институты с одной стороны, стабильны (что обеспечивает устойчивость и упорядоченность экономической системы), а с другой стороны, подвержены переменам, реформированию (что обеспечивает развитие экономической системы);
- существуют три основных уровня институционального восхождения - индивидуальные субъекты экономических отношений, институциональные соглашения, на основе которых формируются те или иные системные субъекты, и общая институциональная среда, то есть нормативное поле поведения всех без исключения субъектов;
- институты имеют свою цену и в этом отношении их функционирование может быть оправданным и неоправданным; цена любого института есть затраты ресурсов в целях его создания и функционирования.
Необходимо отметить, что земельные отношения представляют собой относительно новую область приложения для институционального подхода; это тем более справедливо для российской экономической науки. Исходный пункт институционального анализа отношений в сфере земельного рынка составляет собственность на землю, ее нормативное оформление и защищенность.
С. Витте особо подчеркивал ведущую для России роль институции государственности по причине огромной протяженности страны, ее многонациональности, высокой степени дифференциации культуры и обычаев, норм поведения и традиций. Характерно, что С. Витте и П.Столыпин много сделали для институционализации земельного рынка и укрепления земельной собственности.
После 1917 года в институциональных исследованиях земельных отношений России наступил длительный перерыв. Сложившаяся в конце 20-х годах административная система хозяйствования в таких исследованиях не нуждалась, а ее земельная составляющая стала инструментом тотального огосударствления. В ней, естественно, сложились свои институты, но они не имели никакого отношения к институтам рыночного типа.
Институциональные земельные исследования возобновились лишь после 1991 года. На их ходе сказываются как инерция административного хозяйствования и мышления, так и сугубо гносеологические и методологические трудности. Остановимся на последних.
Представляется, что эффективная реализация институционального подхода к исследованию земельных отношений предполагает установление специфики последних применительно к методологии и инструментарию новой институциональной теории. Выделим в этом плане следующие характерные черты земельных отношений:
- особая роль в жизни людей как всеобщая основа жизни;
- консервативность земельных отношений;
- коллективистские традиции российских земельных отношений;
- способность земельных отношений к внутренней самоорганизации, опирающуюся на интеллектуальный потенциал субъектов данных отношений.
Совокупность приведенных выше характеристик формирует естественную основу для последовательной институционализации земельных отношений. Земельный рынок по своей природе тяготеет к институтам как «центрам упорядочения», поскольку последние обеспечивают его нормальное развитие в условиях нарастающей информационной неопределенности.
При этом важно подчеркнуть, что процесс институционализации не происходит стихийно, автоматически и одномоментно. В теоретико-методологическом плане важно сколько-нибудь отчетливо представлять возникающую в ходе институционализации общественную форму ценностей. Эта форма по сути представляет собой институциональную систему как определенный «...набор взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений», которые конституируют «структуру стимулов для экономических агентов, максимизирующих свои целевые функции».