МОНИТОРИНГ РЫНКА ЗЕМЛИ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОНИТОРИНГ РЫНКА ЗЕМЛИ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мониторинг - это функция отслеживания и контроля реального положения динамики операций на рынке земли. Он  необходим для обеспечения согласования фактически достигнутых  результатов и того, что планировалось и ожидалось в период разработки экономического проекта и  принятия решения о его реализации. При этом очень важно учитывать, что именно требует социально-экономическая обстановка и тенденции её развития. На этой фазе происходит изменение и оценка последствий экономической и социальной модели рынка земли и сопоставление фактических результатов с теми, которые намечались получить. 

Мониторинг - как обратная связь позволяет постоянно корректировать и совершенствовать экономическую модель и её социальную направленность. В этом и заключается его цель.  Объектом его анализа выступает распределение, структура, содержание и технология оценочной стоимости, как в обмене, так и в пользовании землёй. Предмет исследования в мониторинге - внедрение и поддержание социальной направленности операций на земельном рынке.

С помощью мониторинга изучается  "выживание" новых предпринимателей, "жизнеобеспечивающих" изделий (или экономических программ) во времени. В социальных науках  изучается "выживание" социальных программ, (время на социальное или экономическое выпадение), поворот на 180 градусов в учреждениях и т.д. В целом - это управления качеством экономических проектов, через  изучение "выживания" частей системы под стрессом.  Мониторинг в нашей интерпретации и реализации - есть фактор продвижения и развития услуг, адекватных новой экономической доктрине либерального общества, его социально-экономическим требованиям на рынке земли.

Общий подход - как исследователя и разработчика в данной задаче - конструктор, аналитик, статистик и историк в региональной структуре рынка земли. Он разрабатывает инновации, способствует их продвижению, изучает их эффективность, вносит коррективы, адекватные социально-экономической динамике и  социальной диалектике.

Теоретиками и разработчиками системы мониторинговых исследований в России выступают такие авторы как Е.Антосенков, А.Ревайкин, Т.Гордакулова, Л.Юдина. Их работы в большей степени посвящены обоснованию и внедрению мониторинга деятельности промышленных предприятий. Среди исследований зарубежных авторов, изучавших проблему мониторинга, можно выделить работы Р.Марра, А. Флиастера,  А.Люти и А.Крана.

Мы исходим из предположения, что мониторинг рынка земли оптимизирует социально-экономические  программы в ситуации кризисного состояния общества  при его переходе от одного социального устройства к другому. Он выступает  фактором качественного выполнения социального заказа в экономике, как инструментов формирования адекватных современным задачам экономических программ, технологий и инноваций и позволяет  отслеживать все значимые процессы в их динамике и взаимосвязи.

Мониторинг рынка земли - целенаправленная деятельность органов управления по организационному, информационно-аналитическому, ресурсному и научно-методическому обеспечению. 

Управление рынком земли по определению всегда имеет рецептурный характер, при этом рецепты разрабатываются на основе научного расчёта, экономического опыта и должны подчиняться принципу целостности.  Поэтому управление им строится в соответствии с новыми экономическими ориентирами на основе формируемой в ходе реализации проекта комплекса оценочной стоимости земли в зависимости от её вида.

Процесс мониторинга предполагает его расчленение на относительно обособленные части. При его осуществлении необходим минимаксный подход: достигать необходимого эффекта при минимальных затратах - только то, что необходимо и за минимальную стоимость и минимальные организационные усилия. Направленность мониторинга патронируется  логикой спроса и должна быть подчинёна проблеме адекватности экономической доктрины в новых социально-экономических условиях. В его реализации уместен компьютерный подход, что оптимизирует не только документооборот, но и средства решения поставленной задачи. Это не исключает и бумажный вариант документооборота.

Одна из основных задач мониторинга земельного рынка - оценка управления развитием социально-экономической направленности на рынке земли. Это ряд последовательно проводимых через определённые промежутки времени исследований на едином методологическом уровне, программе и инструментарии, что позволяет органам управления своевременно реагировать на изменения и вносить адекватные коррективы.

Мониторинг должен строиться на определенных принципах: 1) принцип тождественности (между наблюдаемым объектом и системой мониторинга должно быть определенное тождество), мониторинг реализуется по подобию запланированного и реального объектов; 2) принцип единства и социально-экономической ориентированности в развитии общества; 3) принцип комплексности: наблюдения реализуются в целом, проводится анализ взаимосвязи всех наблюдаемых элементов; 4) выработка наиболее полных представлений  об изучаемом объекте; 5) отслеживание социально-экономических последствий и социальной направленности на рынке земли; 6) исследование  воздействия тенденций  на рынке земли на другие экономические показатели (корреляционный анализ) и экономические  ориентации; 7) информационная открытость; 8) снижение субъективности критериев оценки показателей; 9) снижение неопределенности экономических и социальных  целей; 10) формирование социальной политики в сфере рынка земли.

Инструментарий мониторинга реализуется как экспертиза: определить цели, отыскать минимаксные средства их достижения, разработать правила использования средств. В практике её организации  в процессе опытно-эксперимен­тальной работы условно выделяются три ее вида: внутренняя, вне­шняя, общественная.

Внутренняя экспертиза (в виде самоэкспертизы). Она представляет собой аналитическое обсуждение социальных и экономических  процессов на рынке земли, анализ его показателей и тренда. Здесь уместны формализованные методы. При этом учитываются мнения общественности по поводу развёртывающихся экономических тенденций.

Внешняя экспертиза. Специально созданная группа экспертов поэтапно исследует ход разви­тия процессов на рынке земли. Анализ предполагает не толь­ко описание фактов, но и поиск закономерностей, определение про­блем, постоянный прогноз, коррекцию и дальнейшее развитие рынка. Здесь уместны математико-экономические методы.

Общественная экспертиза - это опрос мнений по специально разработанным методикам; анализ экономической мотивации, потребностей, мнений, суждений представителей различных социальных групп, управленческого персонала, общественности.

Критерии управления рынком земли должны включать: актуальность: соответствие требованиям времени и экономической доктрине; учёт особенностей  развития на данном этапе экономической ситуации в стране и в мире; демократичность: опора на демократические принципы гражданского  общества, гуманность: уважение к экономической мотивации  личности и ее правам; экологичностъ: ориентация на максимальное сохранение земельного фонда государства; гармоничность и согласованность: «вписываемость» всех процессов на рынке земли в общую социальную  политику региона; валидность и результативность: возможность проверки экономических и социальных результатов на рынке земли.

Изложенное выше позволяет констатировать, что поиск и внедрение научно-экономических стандартов управления рынком земли должны сопровождаться разра­боткой научно обоснованной методики отслеживания социальной и экономической результатив­ности, создания единых средств кон­троля в регионах.

Таким образом, процедура разработки и внедрения мониторинга рынка земли  должна включать в себя следующие этапы:

1. Принятие решения о создании и его внедрении в административную структуру региона.

2. Создание в административной структуре  подразделения, осуществляющего мониторинг.

3. Организация семинаров по мониторингу рынка земли.

4. Разработка Положения о структурном подразделении мониторинга.

5. Создание системы информационных данных мониторинга.

6. Разработка документооборота и компьютерной программы мониторинга земли.

7. Сбор данных для ввода в программу.

8. Проверка работоспособности системы.

9. Совершенствование разработок по эксплуатации программы мониторинга.

Просмотров работы: 1