Мониторинг - как обратная связь позволяет постоянно корректировать и совершенствовать экономическую модель и её социальную направленность. В этом и заключается его цель. Объектом его анализа выступает распределение, структура, содержание и технология оценочной стоимости, как в обмене, так и в пользовании землёй. Предмет исследования в мониторинге - внедрение и поддержание социальной направленности операций на земельном рынке.
С помощью мониторинга изучается "выживание" новых предпринимателей, "жизнеобеспечивающих" изделий (или экономических программ) во времени. В социальных науках изучается "выживание" социальных программ, (время на социальное или экономическое выпадение), поворот на 180 градусов в учреждениях и т.д. В целом - это управления качеством экономических проектов, через изучение "выживания" частей системы под стрессом. Мониторинг в нашей интерпретации и реализации - есть фактор продвижения и развития услуг, адекватных новой экономической доктрине либерального общества, его социально-экономическим требованиям на рынке земли.
Общий подход - как исследователя и разработчика в данной задаче - конструктор, аналитик, статистик и историк в региональной структуре рынка земли. Он разрабатывает инновации, способствует их продвижению, изучает их эффективность, вносит коррективы, адекватные социально-экономической динамике и социальной диалектике.
Теоретиками и разработчиками системы мониторинговых исследований в России выступают такие авторы как Е.Антосенков, А.Ревайкин, Т.Гордакулова, Л.Юдина. Их работы в большей степени посвящены обоснованию и внедрению мониторинга деятельности промышленных предприятий. Среди исследований зарубежных авторов, изучавших проблему мониторинга, можно выделить работы Р.Марра, А. Флиастера, А.Люти и А.Крана.
Мы исходим из предположения, что мониторинг рынка земли оптимизирует социально-экономические программы в ситуации кризисного состояния общества при его переходе от одного социального устройства к другому. Он выступает фактором качественного выполнения социального заказа в экономике, как инструментов формирования адекватных современным задачам экономических программ, технологий и инноваций и позволяет отслеживать все значимые процессы в их динамике и взаимосвязи.
Мониторинг рынка земли - целенаправленная деятельность органов управления по организационному, информационно-аналитическому, ресурсному и научно-методическому обеспечению.
Управление рынком земли по определению всегда имеет рецептурный характер, при этом рецепты разрабатываются на основе научного расчёта, экономического опыта и должны подчиняться принципу целостности. Поэтому управление им строится в соответствии с новыми экономическими ориентирами на основе формируемой в ходе реализации проекта комплекса оценочной стоимости земли в зависимости от её вида.
Процесс мониторинга предполагает его расчленение на относительно обособленные части. При его осуществлении необходим минимаксный подход: достигать необходимого эффекта при минимальных затратах - только то, что необходимо и за минимальную стоимость и минимальные организационные усилия. Направленность мониторинга патронируется логикой спроса и должна быть подчинёна проблеме адекватности экономической доктрины в новых социально-экономических условиях. В его реализации уместен компьютерный подход, что оптимизирует не только документооборот, но и средства решения поставленной задачи. Это не исключает и бумажный вариант документооборота.
Одна из основных задач мониторинга земельного рынка - оценка управления развитием социально-экономической направленности на рынке земли. Это ряд последовательно проводимых через определённые промежутки времени исследований на едином методологическом уровне, программе и инструментарии, что позволяет органам управления своевременно реагировать на изменения и вносить адекватные коррективы.
Мониторинг должен строиться на определенных принципах: 1) принцип тождественности (между наблюдаемым объектом и системой мониторинга должно быть определенное тождество), мониторинг реализуется по подобию запланированного и реального объектов; 2) принцип единства и социально-экономической ориентированности в развитии общества; 3) принцип комплексности: наблюдения реализуются в целом, проводится анализ взаимосвязи всех наблюдаемых элементов; 4) выработка наиболее полных представлений об изучаемом объекте; 5) отслеживание социально-экономических последствий и социальной направленности на рынке земли; 6) исследование воздействия тенденций на рынке земли на другие экономические показатели (корреляционный анализ) и экономические ориентации; 7) информационная открытость; 8) снижение субъективности критериев оценки показателей; 9) снижение неопределенности экономических и социальных целей; 10) формирование социальной политики в сфере рынка земли.
Инструментарий мониторинга реализуется как экспертиза: определить цели, отыскать минимаксные средства их достижения, разработать правила использования средств. В практике её организации в процессе опытно-экспериментальной работы условно выделяются три ее вида: внутренняя, внешняя, общественная.
Внутренняя экспертиза (в виде самоэкспертизы). Она представляет собой аналитическое обсуждение социальных и экономических процессов на рынке земли, анализ его показателей и тренда. Здесь уместны формализованные методы. При этом учитываются мнения общественности по поводу развёртывающихся экономических тенденций.
Внешняя экспертиза. Специально созданная группа экспертов поэтапно исследует ход развития процессов на рынке земли. Анализ предполагает не только описание фактов, но и поиск закономерностей, определение проблем, постоянный прогноз, коррекцию и дальнейшее развитие рынка. Здесь уместны математико-экономические методы.
Общественная экспертиза - это опрос мнений по специально разработанным методикам; анализ экономической мотивации, потребностей, мнений, суждений представителей различных социальных групп, управленческого персонала, общественности.
Критерии управления рынком земли должны включать: актуальность: соответствие требованиям времени и экономической доктрине; учёт особенностей развития на данном этапе экономической ситуации в стране и в мире; демократичность: опора на демократические принципы гражданского общества, гуманность: уважение к экономической мотивации личности и ее правам; экологичностъ: ориентация на максимальное сохранение земельного фонда государства; гармоничность и согласованность: «вписываемость» всех процессов на рынке земли в общую социальную политику региона; валидность и результативность: возможность проверки экономических и социальных результатов на рынке земли.
Изложенное выше позволяет констатировать, что поиск и внедрение научно-экономических стандартов управления рынком земли должны сопровождаться разработкой научно обоснованной методики отслеживания социальной и экономической результативности, создания единых средств контроля в регионах.
Таким образом, процедура разработки и внедрения мониторинга рынка земли должна включать в себя следующие этапы:
1. Принятие решения о создании и его внедрении в административную структуру региона.
2. Создание в административной структуре подразделения, осуществляющего мониторинг.
3. Организация семинаров по мониторингу рынка земли.
4. Разработка Положения о структурном подразделении мониторинга.
5. Создание системы информационных данных мониторинга.
6. Разработка документооборота и компьютерной программы мониторинга земли.
7. Сбор данных для ввода в программу.
8. Проверка работоспособности системы.
9. Совершенствование разработок по эксплуатации программы мониторинга.