СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ КРОПОТКИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗАГС КАВКАЗСКОГО РАЙОНА УПРАВЛЕНИЯ ЗАГС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ КРОПОТКИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗАГС КАВКАЗСКОГО РАЙОНА УПРАВЛЕНИЯ ЗАГС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы, связанные с подготовкой подрастающего человека к будущей семейной жизни, являются общими проблемами социализации в целом и воспитательного процесса в частности. Современные специалисты по планированию семьи  работают не только для того, чтобы наши девочки и мальчики были воспитанными и послушными,- они работают над созданием нового поколения взрослых, цельных, уверенных в себе людей, могущих осознанно сделать свой выбор. В этой связи работа с подростками и молодежью - одно из основных направлений деятельности специалистов. Эта работа включает в себя реализацию различных проектов и программ, направленных на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание подростков и молодежи.

Обычно половое воспитание рассматривается как часть процесса формирования личности, который включает не только вопросы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты. Программы полового воспитания должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к семейной жизни и ответственного родительства.

Задачи полового воспитания:

            - формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному;

            - повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период;

             - обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений;

            - формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

            - формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного  отношения к раннему началу половой жизни.

Работа с подростками и молодежью в области полового образования на сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений, осуществление которого приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих ненужных проблем и станет залогом счастливой и полноценной семейной жизни в будущем.

Разрабатывая концепцию полового воспитания подростков, необходимо учитывать несколько основополагающих моментов: половое воспитание следует расценивать как часть процесса формирования личности; оно   включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты, поэтому ошибочно ассоциировать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем. Прежде всего, в его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, к принятию осознанного решения и обучение умению сказать «нет». Повышение информированности подростков по вопросам пола следует рассматривать в контексте повышения общей культуры, а также как превентивную меру в сохранении репродуктивного здоровья подрастающего поколения. В связи с этим сексуальное образование направлено не только на то, чтобы уберечь подростков от раннего начала половой жизни, но и на то, чтобы научить их осознанно и ответственно относиться к этой важной стороне человеческой жизни.

Сегодня в России сложилась тяжелая ситуация со здоровьем и благополучием подростков и молодежи. По мнению специалистов, основными причинами такого положения являются: полная безграмотность наших детей в вопросах межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного родительства, а также несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком. К сожалению, приходится признать, что рост сексуальной активности      молодежи - это реальность. Как следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к большому числу разводов.

Принимая во внимание сложившуюся в стране ситуацию с репродуктивным здоровьем и образом жизни подростков, Российская академия планирования семьи (РАПС) разработала программу полового воспитания и образования для подростков и молодежи. В программу включены разделы, посвященные взаимосвязи семьи и общества, а также юридические и законодательные вопросы в этой области.

Мы осознаем, что внедрение программ полового воспитания является очень ответственным и, несомненно, вызовет множество дискуссий. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран в этой области. Даже в странах, где половое образование существует многие годы, не удалось достичь полного единодушия по этому вопросу, несмотря на то, что в целом в обществе сформировалось позитивное и разумное отношение к половому воспитанию и признается его необходимость в интересах подростков и их здоровья. Вместе с тем признано, и мы полностью согласны с этим, что такие программы должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к семейной жизни и ответственному родительству.

Хотелось бы также отметить, что, вопреки широко распространенному мнению, внедрение программ полового воспитания не стимулирует сексуальную активность подростков и молодежи. Это подтвердил анализ более тысячи отчетов о таких программах, проведенный Всемирной организацией здравоохранения в 2008 году, который показал, что сексуальное воспитание и просвещение подростков не только не ведет к более раннему началу половой жизни, а, наоборот, приводит к более позднему обретению сексуального опыта, пониманию необходимости ответственного сексуального поведения, формированию положительного отношения к здоровому образу жизни и семейным ценностям.

Можно с уверенностью предположить, что внедрение таких  программ в условиях России, где нет собственного опыта в этой области, должно происходить поэтапно, и считаем, что начинать эту работу следует со старшеклассников (подростков 14-18 лет), поскольку ситуация именно с этой возрастной группой сегодня является наиболее тревожной в плане здоровья и нравственности. Однако это не исключает того, что некоторые вопросы (гигиена, здоровый образ жизни, анатомические, психофизиологические изменения в подростковом периоде) следует начать освещать уже 12-14-летним подросткам.

Одним из важнейших условий успешной реализации программ полового воспитания считается тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками.

В процессе внедрения таких программ возможны различные уточнения и корректировки как по форме, так и по содержанию. Кроме того, по-видимому, специалистам, которые будут заниматься вопросами полового воспитания, следует самостоятельно определять последовательность изучения разделов и тем, продолжительность занятий, объем предлагаемой информации, форму изложения материала, а также количественный и половой состав групп учащихся (мальчики и девочки раздельно или вместе) с учетом их возраста, уровня знаний, национальных, религиозных и других особенностей.

Следует учитывать реалии нашего времени и ту важнейшую роль, которую продолжает играть школа в образовании, воспитании, социальном и нравственном развитии ребенка, формировании его личности. Именно ей должна принадлежать ведущая роль в проведении полового воспитания.

Так же важно отметить  участие родителей в половом воспитании своих детей, хотя сегодня далеко не все родители готовы говорить на эти темы. Целесообразно обратить внимание специалистов, которые будут заниматься этой работой, на обязательность информирования родителей о проведении занятий с их детьми. Взгляды и пожелания родителей наряду с отношением общества к вопросам полового воспитания, региональными, культурными, национальными и другими особенностями, а также мнения и пожелания самих подростков должны быть непременно учтены при разработке и внедрении программ.

Вместе с тем, очевидно что принимать участие в этой работе должны не только школа и семья, но и такие организации, как молодежные центры, медико-педагогические центры и др. Важно, чтобы школы работали в тесном контакте с учреждениями, в которых молодые люди могли бы получить индивидуальное анонимное консультирование по возникающим у них проблемам, что невозможно сделать в школе.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть,  что в программу должны войти не только основы медицинских и гигиенических знаний, но и сведения по некоторым историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информация по вопросам здоровья и здорового образа жизни. Важно также отметить, что программы полового образования и воспитания не должны быть изолированными, их следует интегрировать в программы здорового образа жизни и подготовки к созданию здоровой семьи.

Семейные ценности современных молодых людей создаются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, в том числе и негативных. Нестабильность браков, рост числа неполных семей, увеличение количества людей, не состоящих в браке, - все это неблагоприятно влияет на формирование представлений о семейной жизни у молодежи и снижает привлекательность брака в их глазах. Отсюда возникает необходимость целенаправленной и всесторонней подготовки юношей и девушек к вступлению в брак. Но для того, чтобы действовать успешно, нужно знать отношение молодых людей к семейной жизни, добрачному сексуальному поведению, мотивы заключения брака, степень их подготовленности к выполнению супружеских и родительских обязанностей и так далее.

На базе Кропоткинского отделения ЗАГС Кавказского района нами было проведено исследование с использованием тестов, направленных на выявление взаимопонимания в молодой семье, желание будущего супруга иметь полноценную семью с детьми, выявлению прочности отношений в будущей семье, готовности девушки к вступлению в брак и созданию семьи. 

В тестировании приняла участие 41 молодая пара (возраст до 25 лет), подавшая заявление на регистрацию брака. С каждой парой была проведена беседа с заполнением анкеты молодоженов и  построением диаграммы семейных отношений, позволяющей предположить конфликтные зоны будущих супружеских отношений.

Анализ результатов тестирования показал, что значительная часть вступающих в брак не готова к совместной жизни, не намерена приспосабливаться к другому человеку,  идти на уступки, не желает менять свои привычки и стиль жизни, подчиняться законам брака.

Особенно чувствуется у молодых людей недостаток представлений о совместной семейной жизни, о воспитании и развитии ребенка. Это характерно для пар, которым необходимо снижение брачного возраста.

Молодые пары характеризуются различным уровнем психологической готовности к семейной жизни - от незрелых инфантильных представлений (легкомысленное отношение к браку, неумение разобраться в собственных чувствах и чувствах партнера,  влияние неосознаваемых мотивов предпочтения и влечения, полное незнание специфики предбрачного общения) до  продуманных серьезных рассуждений.

Ведь завышенные добрачные ожидания - едва ли не главная причина ссор. И все же надежда на безоблачное семейное счастье живет во многих молодых людях. Нужно отказаться от нереальных, слишком романтических ожиданий, попытаться хотя бы в основных чертах обсудить с партнером свои ожидания от будущей семейной жизни, а, главное, быть готовым к тому, что семейная жизнь - это не бесконечный праздник, а сложная работа. Самое главное в семейной жизни - терпимость к недостаткам, привычкам, особенностям другого человека. Надо всегда помнить о том, что все мы не без греха. Здесь уместно вспомнить совет французской писательницы Скюдери: «Вступающие в брак должны смотреть во все глаза до свадьбы и держать их полузакрытыми после свадьбы».

По итогам проведенных исследований было выявлено, что 27 пар, несмотря на результаты тестирования, решили заключить брак; 10 пар по совету специалистов согласились пройти курс «Школа молодой семьи», с целью удостовериться в осознанности своего выбора; 3 пары решили разобраться в правильности своего выбора самостоятельно и 1 пара решила не заключать брак.

Статистика загса свидетельствует о том, что процент развода особенно высок среди молодых семей, он колебался от 40 до 60%. Возросло количество несовершеннолетних, вступающих в брак. Социальным работником был выявлен низкий уровень психологической культуры в семье - это недостаточное знание психологических особенностей друг друга, неумение строить правильные отношения, психологическая несовместимость.

 Исходя из вышесказанного нами предлагается внедрить в г. Кропоткине программу «Молодая семья» по подготовке к семейной жизни вступающих в брак. При отделе загса предлагается организовать кабинет планирования семьи, координацию деятельности которого будет осуществлять специалист по социальной работе.

 Основными целями работы кабинета являются: ориентация молодых людей на сознательный выбор спутника жизни, стабилизация взаимоотношений супругов в молодых семьях, укрепление семьи.

При подаче заявления на регистрацию брака молодой паре предлагается обратиться в кабинет планирования семьи, где молодые люди могут     получить консультации следующих специалистов: психолога, юриста, врача и педагога.

Молодая пара имеет возможность вместе с психологом прояснить свои представления о различных сторонах семейной жизни, одновременно определить приоритеты в добрачных ожиданиях. Психолог способствует обсуждению партнерских позиций по ведению домашнего хозяйства, профессиональному росту и реализации свободного времени. Зная, где именно супружеский союз наиболее уязвим, муж и жена постараются соблюдать «противопожарные» меры. В процессе такой беседы выявляются взгляды на семейную жизнь, требования к будущему спутнику и к себе.

На базе женской консультации девушкам предлагается пройти углубленное обследование на предмет различного рода инфекций и патологий, на базе городской клинической больницы молодожены могут пройти комплексное обследование организма для выявления предрасположенности будущих детей к различным заболеваниям и патологиям.

В организации работы школы «Молодая семья»  предполагается участие отдела по делам молодежи, отдела загса, управление образования, женской консультации. В программу школы молодой семьи предлагается включить четыре встречи в месяц: «Проблемы современной молодой семьи», дискуссионная программа «Умеем ли мы общаться?», «Планирование семьи», «Законодательство о браке и семье». При этом использовать различные формы проведения занятий: диспуты, дискуссии, круглые столы, лекции, инсценировки, видео - просмотры, анкетирования, практикумы и тренинги.

Предполагается, что высокая заинтересованность молодых супружеских пар в получении специальных знаний позволит увеличить количество слушателей в школе молодой семьи.

Предлагается разработать и предусмотреть в учебных планах специалистами  отдела по делам молодежи, отдела загса, управление образования, женской консультации, учебно-воспитательных заведений курс подготовки подростков к созданию семьи. Разработать соответствующие методические указания. Разработать цикл лекций для учащейся молодёжи по вопросам предотвращения венерических заболеваний и их профилактики. Разработать и ввести цикл лекций по вопросам планирования семьи для студентов вузов. Разработать и издать пособия по вопросам подготовки молодёжи к семейной жизни. Осуществить мониторинг развития процесса и механизма планирования семьи. Обеспечивать бесплатно средствами контрацепции через центры планирования семьи подростков и женщин с противопоказаниями беременности. Пропаганда мер по планированию семьи.  Обеспечить введение в учебно-воспитательных заведениях элементов концепции полового воспитания детей и учащейся молодёжи.

Необходимо пропагандировать через центр планирования семьи здоровый образ жизни, проводить разъяснительную работу относительно полового воспитания, необходимости добрачного медико-генетического консультирования, предусматривая:

- создание научно-популярных медицинских фильмов;

- организацию кабинетов изучения природных методов контрацепции;

- издание популярной санитарно-просветительской литературы для населения;

- организацию сети консультационных пунктов «телефон доверия» для подростков и молодёжи.

На наш взгляд также необходимо разработать и издать пособие «Будущей матери». Бесплатно обеспечивать ими всех беременных через систему женских консультаций.

Целью настоящей разрабатываемой программы является помощь семьям и отдельным лицам в решении вопросов, связанных с деторождением, сохранением здоровья родителей и детей, благосостоянием семьи, выбором рациональных интервалов между рождением детей, а также усвоением ответственного детородного поведения.

Основными задачами разрабатываемой программы являются:

- формирование государственных структур, которые будут заниматься  планированием семьи;

- исследование медицинских и социально-гигиенических проблем планирования семьи и их практическое воплощение; реализация научных разработок по вопросам планирования и репродукции современной семьи; проведение мониторинга развития процесса и механизма планирования семьи;

- подготовка медицинских и педагогических работников в сфере планирования семьи; создание с этой целью системы подготовки кадров для центров планирования семьи;

 - обеспечение потребности населения в средствах и методах контрацепции;

- создание материальной базы для полного удовлетворения потребности населения в лечении бесплодия;

- предотвращение нежелательной беременности и сокращение числа  беременностей, связанных с большим риском;

- расширение современных норм отношений между мужчиной и  женщиной, семейной жизни и детородной деятельности; повышение демографической культуры населения, в частности, культуры планирования семьи; осуществление мер по улучшению информирования о современных средствах цивилизованного планирования семьи;

- регулирование детородной активности человека;

- создание информационной системы обеспечения населения знаниями по вопросам современного сексуального и репродуктивного поведения и контрацепции, привлечение СМИ к освещению проблем планирования семьи и сексуальной культуры, семейно-брачных отношений, усовершенствование системы подготовки детей, подростков, молодёжи к семейной жизни, обеспечение высокого качества рекомендаций, информации, образования в сфере планирования семьи.

Реализация этой программы даст возможность:

 - обеспечить каждой семье рождение желательного количества здоровых детей;

 - улучшить демографическую ситуацию и повысить сексуальную культуру населения;

- предполагается снизить количество абортов, уровень детской заболеваемости и смертности, а также материнской смертности;

- повысить уровень духовных и моральных ценностей семьи.

Таким образом, заинтересованность молодых супружеских пар в получении специальных знаний позволит увеличить количество слушателей в школе молодой семьи, что приведет к уменьшению числа разводов, рождению только желанных детей, уменьшению количества абортом, повысить уровень духовных и моральных ценностей семьи.

Просмотров работы: 14