СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНИХ И МАЛЫХ ГОРОДОВ: ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС? - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНИХ И МАЛЫХ ГОРОДОВ: ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 В современной России  более 70% населения составляют горожане. Население каждого города представляет собой социально-территориальную общность, выполняет определенные субъектные функции по отношению ко всей государственной социальной системе. В настоящее время в малых и средних городах проживает значительная часть населения. Закономерно, что проблемы социального развития малых городов имеют свои особенности, без глубокого исследования которых нельзя повысить эффективность управленческих решений, направленных на оптимизацию жизнедеятельности населения этих городов. Поэтому в центре нашего исследования и оказывается одна из таких общностей - население малых и средних городов Краснодарского края, как субъект жизнедеятельности и воспроизводства внутренних и внешних социальных взаимосвязей.

При определений понятий малый и средний город следует учитывать такие критерии, как величина (численность населения), количество и масштабы функций города (основная деятельность большинства жителей), архитектурно-планировочная среда, развитие социальной и рыночной инфраструктуры, мощность сетей коммунально-бытового, торгового, культурного, образовательного, информационного обслуживания, потребность в транспорте.

В географии городов и Градостроительном кодексе принята следующая официальная классификация поселений:

• малые города (до 50 тысяч жителей);

• средние города (50 - 100 тысяч жителей);

• большие города (100 - 250 тысяч жителей);

• крупные (250 - 500 тысяч жителей);

• крупнейшие (0,5 - 1 млн. жителей);

• миллионники (> 1 млн. жителей).

Большие города, особенно мегаполисы, характеризуются как места «благополучного проживания» с высоко развитым промышленным производством. В них скапливаются значительные финансовые средства, а население имеет высокие, по сравнению со среднестатистическими данными по России, доходы. В такие города население малых городов стремится приехать на заработки. Доходы же самих горожан позволяют им не только прокормить семью, но и выделять значительные денежные средства на покупку нематериальных услуг - досуг, информацию, более высокий уровень образования и т.д. Городские власти уделяют внимание не только острым социальным проблемам населения, но и стремятся к престижу города, который иногда выражается в излишней роскоши. Такие города отличаются быстрым ростом бизнес-, торговых, образовательных и развлекательных центров. В ряде «пролетарских» городов (не «миллионеров») жизнь протекает гораздо прозаичней и однообразней. Все приведенные характеристики подходят и для них, но проходят в них замедленно. Вообще время является показательным критерием отличия жизни в больших и малых городах.

Фиксирование особых форм социокультурной среды того или иного типа поселения происходит на основе интеграции ряда объективных составляющих: пространственных, архитектурно-планировочных, параметра благоустроенности и развитости коммунального хозяйства, демографических показателей, культурно-рекреационных и образовательных возможностей и т. д.

Современные малые и средние города являются, как правило, центрами обширной сельской периферии и концентрации производства (очаг добычи сырья и его переработки, многопрофильные отрасли, локальные рынки, экономический, научный, технический, рекреационный, демографический потенциалы). Но они могут развиваться также как культурно-деловые центры, центры туризма, услуг, научно-исследовательские центры.

Особое положение занимают города с градообразующим предприятием. Жизнь в каждом из них имеет свои особенности, но, в общем, все они характеризуются общей бедностью, низким уровнем доходов населения, безработицей и острыми социальными проблемами. Падение производства на градообразующем предприятии приводит к резкому обострению социальных проблем горожан, к упадку самого города. Жители начинают чувствовать себя социально ущемленными. На первый план выходят главные социальные проблемы - безработица, пьянство, наркомания, жестокие преступления. Жители таких городов либо деградируют, либо пытаются уехать в более благополучные районы на заработки или на постоянное жительство.

В других малых городах, не очень отличающихся от деревень, социальные проблемы выражены не так остро. Жизнь горожан в них не отличается от жизни  деревенских жителей.

Малые города-«пригороды» полностью ориентированы на районные и областные центры. Население такого города продолжает поддерживать связь с деревней, но получает городские профессии, адаптируется к городской жизни. Социальные проблемы таких городов обусловлены низкой культурой населения (в понимании городского жителя).  Может быть распространено пьянство, наркомания и преступность. Но в то же время все это осуждается и население надеется, что их дети будут другими, настоящими благополучными горожанами.

Становление рыночной экономики и введение системы муниципального самоуправления послужило толчком к развитию и формированию новых подходов к системе стратегического и прогностического планирования, содержащей замысел долгосрочного социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе формирующихся на основе малых и средних городов. Прогнозы социально-экономического развития и комплексные планы развития разрабатываются во многих малых и средних городах.

Рассмотрение специфических особенностей социализации человека в малом и среднем городе необходимо осуществлять, исходя из анализа объективных параметров микросоциума, границы которого, по мнению специалистов, совпадают с границами самого города. Микросоциум - это действующая общность, включающая семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные организации и контркультурные организации, а также различные неформальные группы жителей. При этом очевидно, что влияние микросоциума на процесс социализации детей, подростков, юношей зависит как от его объективных характеристик, так и от субъективных характеристик самого человека. В структуре объективных параметров микросоциума малого города, взятой из социально-педагогических источников за основу изучения малого и среднего города как социокультурного феномена, выделяется такая характеристика, как социально-психологический климат, определяющийся соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни и ценностной направленностью в поведении. Однако в ходе научного исследования социальной составляющей микросоциума малых и средних городов мы неоднократно сталкивались с необходимостью изучения особенностей некоторых социальных явлений и феноменов, специфика которых выходит за рамки круга проблем, включенных в характеристику понятия социально-психологический климат.

В соответствии с этим было решено ввести иной, более общий параметр - социальный климат, включающий в себя понятие социально-психологического климата (или микроклимата), а также имеющий в себе другие, весьма важные для понимания провинциального микросоциума социальные процессы и явления. В социально-педагогическом плане социальный климат предполагает рассмотрение его как комплекса социальных явлений и отношений, влияющих на социализацию личности, находящейся в зоне его действия. В отличие от социально-психологической атмосферы (термин социальной психологии), характеризующейся ситуативностью, социальный климат - это относительно устойчивый социальный феномен. Рассмотрим те социальные процессы и феномены, которые формируют и определяют социальный климат провинциального микросоциума.

Чтобы иметь адекватное представление о социальном климате микросоциума, необходимо иметь в виду особенности образа жизни его населения. Категория «образ жизни» весьма часто встречается в гуманитарных исследованиях, поскольку охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальных групп, общества в целом и берется в единстве с условиями жизни. В формате данного исследования сложно претендовать на скрупулезное рассмотрение особенностей всех без исключений составляющих образа жизни населения микросоциума малого города - в этом случае есть риск уйти от социально-педагогического предмета и уклониться в области этнографии, социологии и ее частных разделов, демографии и прочее. Поэтому выделим некоторые специфические особенности образа жизни в малом и среднем городе. Положение малого и среднего города и его жителей определяется ситуацией обоюдного влияния как сельского типа образа жизни так и крупногородского, а эти типы, как известно, отличаются совершенно разными по свойствам и механизмам воздействия характеристиками. Большинство таких городов выполняет в системе поселений роль связующего звена между сельским районом и крупным городом, прежде всего областным центром. Имея очень тесные и постоянные связи в административно-хозяйственном и культурно-бытовом отношении, а также по линии семейно-родственных отношений с окружающим сельским районом и выступая чаще всего центром местного района, малый город оказывается неразрывно, органически связанным с сельской территорией.

С другой стороны, всякий малый и средний город выполняет свою определенную функцию в административно-хозяйственном и культурно-бытовом отношении в системе городских поселений края. Благодаря этим связям с крупным городом (областным центром) и другими городами, они  испытывают влияние не только прилегающего сельского района, но и других городов, в первую очередь более развитых городов данной единой системы расселения. Подобное (двувекторное) положение малых и средних городов не может не сказаться на процессе социализации его жителей. Рассматривая фактически любой микрофактор развития человека в таком городе, можно выделить элементы воспитания, присущие и селу, и большому городу.

Более 90 % муниципалитетов (особенно малые и средние города) еле сводят концы с концами и безнадёжно дотационны. Большинство получает помощь из вышестоящих бюджетов, которая достигает 50 %. Около половины городов считают, что для их нормального функционирования следует увеличить городской бюджет в 3 раза, а 20 % - в 4 раза.

В 2000 году был провозглашён курс на централизацию и построение «вертикали» власти, всвязи с чем, произошла значительная концентрация консолидированных средств в центре. Это вызвано централизацией поступлений по налогу на добавленную стоимость в федеральном бюджете и отменой в 2001 году налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Доля местных налогов и сборов упала с 4,9 % в 2001 году до 0,1 % в 2003. Из местных бюджетов в 2003 году финансировалась 1/5 расходов консолидированного бюджета.

Если до 2000 года все средства делились по схеме 50/50, то в 2004 году 70 % остаётся в Центре, а 30 % уходит на два других уровня власти: региональный и муниципальный. Число дотационных регионов резко возросло: в 1999 году 19 субъектов федерации считались донорами и их доходы превышали расходы, а в 2004 году доноров осталось 9. В 74 регионах наблюдается хронический бюджетный дефицит.

Поддержание социальной сферы и городского хозяйства перекладываются на плечи населения, причем денежные доходы населения итак снижаются ежегодно в связи с инфляцией. Обращает на себя внимание тот факт, что органы местного самоуправления не имеют реальной самостоятельности в формировании собственных бюджетных средств. Наблюдается дисбаланс между повышенными расходными обязательствами и низкими доходными возможностями.

Во всех городах региональная бюджетная обеспеченность падает, а в федеральном бюджете увеличивается. Однако именно из местных бюджетов финансируются расходы на образование, здравоохранение, содержание детских садов, жилья.

Бюджетная обеспеченность городов различных категорий не очень разнится: приблизительно одинаковый уровень имеют малые города и непромышленные центры субъектов Федерации. Наиболее благополучны большие города - не центры субъектов. Они имеют обширную налоговую базу, а отчисления в региональный бюджет проводятся по более низким ставкам.

В новом законе есть положения, направленные на исправление сложившейся ситуации. С 01.01.2006 система налогообложения единым налогом на вмененный доход переходит в категорию местных налогов. В связи с этим имеет смысл ознакомиться с перечнями видов деятельности, которые подпадают под этот режим налогообложения. Налоговый кодекс (статья 346-26) так определяет этот перечень:

1. Оказание бытовых услуг.

2. Оказание ветеринарных услуг.

3. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

4. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

5. Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

6. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.

7. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов при эксплуатации не более 20 транспортных средств.

8. Распространение и размещение наружной рекламы.

Это определение требует многих уточнений при попытке его практического применения. В течение нескольких лет Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) проводил конкурс программы «Малые города России». Целью программы являлось содействие экономическому, социальному, культурному развитию малых и средних городов, превращению их в устойчивые саморазвивающиеся системы.

Достижение поставленной цели должно стать результатом выполнения следующих первостепенных задач:

-укрепление роли МСУ как выразителя интересов населения и опоры демократических преобразований в России;

-мобилизация внутренних материально-вещественных и гуманитарных ресурсов развития малых и средних городов;

-согласование и комплексное развитие основных сфер функционирования муниципального образования (экономика, право, управление, образование, культура, здравоохранение);

-создание механизм привлечения внешних, финансовых, материальных и гуманитарных ресурсов для развития малых и средних городов и благоприятного инвестиционного климата;

-укрепление взаимодействия между малыми городами на региональном, межрегиональном и международном уровне.

Перед программой «Малые города России» стоят трудные, но вполне выполнимые задачи. Для их успешной реализации, мобилизации внутренних и привлечении внешних ресурсов и формирования системы социального партнёрства внутри города, усилий лишь городской и районной администрации явно недостаточно. Решение текущих проблем не оставляет времени и средств думать о развитии города, о его будущем. Соответствующей научной и методической базы, знания современных подходов в управлении, необходимых для изменения к лучшему, в данное время, тоже нет.

Проводимые на современном этапе социально-экономические исследования позволили выявить следующий круг проблем среднего и малого города в России:

1. Проблема организации конструктивного использования жизненного времени населения (что влечет за собой миграцию населения в более благополучные в этом отношении территории).

2. Проблема общего культурного фона в малом городе (уровень социальной воспитанности и просоциальности поведения; уровень образования; уровень осознания ценности личной принадлежности к малому городу). (Во многом это связано с недостаточной для этого инфраструктурой, финансированием культурно-образовательных проектов, и, в целом, неверной расстановкой приоритетов не в пользу духовности).

3. Проблема востребованности и ценности образования и воспитания как феноменов социальной практики.

4. Проблема роста асоциальных проявлений (показатели алкоголизации, наркотизации, криминализации).

Как показывает современный опыт некоторых малых и средних городов, актуализация проблем социального комплекса, а также поиск конструктивного решения социальных проблем способны во многом изменить основные показатели уровня жизни населения. Одно из направлений этой деятельности - налаживание комплексной социально-педагогической деятельности, заинтересованность в которой могут проявлять все городские структуры, так или иначе озабоченные состоянием и динамикой развития малых городов.

Реализация научно обоснованной социально-экономической политики развития города, учет исторически сложившихся закономерностей развития данной территориальной  общности людей, тенденций и противоречий в преобразовании различных сфер социального бытия, адекватное использование экономических и социальных стимулов в процессе деятельности субъектов - все это масштабные резервы совершенствования условий жизнедеятельности людей и образа жизни, отражающего данные условия.

 

Литература:

  • 1. Алтынбаев Р.З. Основные факторы развития социального потенциала молодого города в условиях становления рыночных отношений. / СПб - Набережные Челны, 1997. - 256 с.
  • 2. Бабун Р.В. Экономика и финансы российских городов: состояние - 2001 и задачи - 2002. // Материалы XIX Общего собрания АСДГ, 18-19 апреля 2003 г., Новосибирск.
  • 3. Город в процессах исторических переходов. - М.: Наука, 2001. - 392 с.
  • 4. Малый город. Социально-демографическое исследование небольшого города. / Под. Ред. Б.С.Хорева - М., 1972. - 247 с.
  • 5. Медведева И. А. Тенденции и стратегия социально-экономического развития малых и средних городов региона(на примере Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа). // Екатеринбург, 2004
  • 6. Россия в цифрах: официальное издание. - М.: Росстат, 2010. - 623 с.
Просмотров работы: 410