МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВРЕМЕННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВРЕМЕННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Сегодняшние подростки - это завтрашний кадровый потенциал страны. Направить кипучую энергию в «нужное» русло возможно, лишь предложив им реальное взрослое дело - оплачиваемую работу.

Для постсоветского периода характерно резкое увеличение числа детей, вовлекаемых в трудовую и коммерческую деятельность, причем далеко не всегда в необходимых и разумных пределах. Кризисное состояние социальных отношений в России обусловило исключительную пестроту применяемых форм детского труда: от легальных, организуемых при содействии школ и органов занятости, до нелегальных, в частности, связанных с вовлечением безнадзорных детей (которые нередко живут на улице) в криминальный бизнес.

Большинство подростков к работе никто не принуждает: многие ребята даже у благополучных семей хотят иметь карманные деньги. Первые свои заработанные деньги чаще всего подростки получают от родителей и родственников за домашний труд: уборка в квартире, помощь в ремонте, строительство гаража, работа в огороде, саду (помощь бабушке, например.) В качестве оплачиваемого труда называют работу грузчика, выполнение курьерских функций, мойка машин и работа на бензоколонках, участие в рекламных кампаниях.

Трудовая занятость несовершеннолетних, заполняя их свободное время, является своеобразной профилактикой преступности, отвлекает детей от влияния улицы и криминальных структур, помогает им получать навыки самостоятельной трудовой деятельности. Временное трудоустройство позволяет ребятам не только зарабатывать свои «карманные» деньги, но прочувствовать свою востребованность и полезность на рынке труда Программа «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» разработана в соответствии Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 «О занятости населения в Российской Федерации» и определяет основные направления и приоритеты деятельности службы занятости по реализации политики занятости молодежи на территории города в 2011 году.

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, центр занятости реализует мероприятия по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Для участия в мероприятиях по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет направляются несовершеннолетние граждане, желающие работать в свободное от учебы время. Приоритетное право для направления на работу имеют дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей.

Финансирование мероприятий осуществляется на условиях софинансирования.

Предоставление финансовых средств для организации мероприятий по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан осуществляется при условии обеспечения организациями гарантий занятости данных граждан в течение периода действия Программы.

Приоритетными задачами в области содействия занятости несовершеннолетних граждан являются:

- создание условий для трудоустройства и профессионального роста подростков, впервые вступивших в трудовую жизнь.

Основными направлениями действий в решении указанных задач являются:

- содействие временной занятости граждан в возрасте 14 - 18 лет в целях приобщения несовершеннолетних к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности.

На финансирование временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет предполагается привлечение средств из местного бюджета - 300 тыс. рублей.

Государственное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Кропоткина» отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств городского бюджета. Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании средств в установленном порядке.

В 2011 г. школьники летом и в свободное от учебы время работали в 32 организациях. Работодатели создали для них 950 рабочих мест. Это позволило трудоустроить с материальной поддержкой из федерального бюджета 941 подростка. Вся работа по трудовой адаптации несовершеннолетних проводится на условиях софинансирования из средств местного бюджета, работодателей и федерального бюджета. Совместная работа с городской комиссией по делам несовершеннолетних позволила получить временную работу 103 подросткам из так называемой «группы риска». Основные виды работ: уборка служебных помещений, мелкие ремонтные работы, благоустройство дворовых территорий и т.д.

Уже несколько лет основными партнерами организации временной занятости подростков стали школы и лицеи. В школах ежегодно работают более 60 % трудоустроенных ребят. Они выполняют большой объем работ по ремонту школьной мебели, благоустройству территории.

Совместно с отделом по делам молодежи в 2011г. трудоустроено 171 несовершеннолетний гражданин. Все лето ребята работали на дворовых площадках по месту жительства.

По предложению департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края подготовлен проект по внесению изменений в целевую программу «Дети Кубани» на 2010 - 2015 гг. В частности, в программу «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» в раздел «Поддержка и развитие отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» включен дополнительно пункт мероприятий, исполнителем которого является департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края, «Оказание материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенным в рамках реализации мероприятий по организации адресного временного трудоустройства подростков, нуждающихся в особой заботе государства, в свободное от учебы время».

Реализовывая программу занятости несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет, центр занятости населения г. Кропоткина оказывает содействие в трудоустройстве с оказанием материальной поддержки от 720 до 1080 рублей к заработной плате работодателя. В 2006 году вакансии для трудоустройства подростков предложили санатории «Спутник» п. Кабардинка, «Восход» г.Анапа, «Баргузин» г. Дивноморск, детские сады № 14, № 16, № 18, индивидуальные предприниматели г. Кропоткина, школы города организовали бригады по ремонту зданий, уборке территорий вокруг школ, художественному оформлению кабинетов, коридоров, классных комнат и т.д. При спортивных клубах КДЮСШ, ДК «Надежда» ребята трудились на стадионах «Юность» и «Локомотив».

Часто дети обращаются в центр занятости населения за поиском работы вместе с родителями. Родители, как правило, хотели бы видеть своих детей работающими на хорошо оплачиваемой работе, чего, к сожалению, в центре занятости не всегда можно найти. И это вина не только сотрудников службы занятости. Муниципальные структуры не проявляют должного интереса к трудоустройству лиц от 14 до 18 лет, несмотря на то, что из средств местного бюджета деньги выделяются. Мало заказов, вакансий от организаций и учреждений, которые отвечают за благоустройство территории г. Кропоткина.

Необходимо более активно помогать подросткам осваиваться на рынке труда, проводить с ними разъяснительную работу, инициировать самих детей на защиту своих прав. Создание благоприятных условий для добровольного, посильного и полезного для детей, семьи и общества труда детей - сложная и благородная задача. Чтобы с ней справиться, необходимо действовать системно и более активно, не преувеличивая при этом роли чисто административных мер.

Заставить ребят работать невозможно - это противозаконно, трудиться они могут только добровольно. Да и нет нужды к чему - либо их принуждать, ребята сами проявляют инициативу в поиске работы. Причин, по которым, они стремятся подработать, - несколько: для некоторых это возможность получить деньги на карманные расходы, для других жизненная необходимость. Подспорье для семейного бюджета. К тому же не стоит забывать и психологическом факторе - у подростков как правило существует потребность проявить себя, совершать взрослые поступки, иметь возможность видеть результат своего труда - как эстетически, так и материальный.

Муниципальная программа «Занятость молодежи города Кропоткина» работает уже более 5 лет, и с каждым годом все больше и больше подростков, желающих подработать в свободное от учебы время, обращаются в ГУ КК «Центр занятости населения г. Кропоткина».

Регулирование подросткового рынка труда из года в год остается одним из важных направлений деятельности службы занятости населения. Только в 2009г. в г. Кропоткине реализация федеральной программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан  в возрасте от 14 до 18 лет» дала возможность 941 подростку приобщиться к труду, научиться зарабатывать и ценить заработанные деньги.

Главная задача специалистов центра занятости состоит в том, чтобы первый трудовой опыт подростки получали легальным путем, в благоприятных условиях, нас специально созданных рабочих местах, чтобы труд способствовал развитию ребенка и не мешал его образованию, досугу и отдыху. А ведь в настоящее время ради заработка подростки берутся за любую, даже мало привлекательную, никем не организуемую и не контролируемую работу. Порой их труд просто опасен для физического и нравственного здоровья. Здесь хотелось бы обратить внимание родителей на то, чтобы они контролировали процесс трудоустройства своих детей, так как получение первой работы влияет на перспективы занятости молодых людей, формирование целого ряда личностных качеств, а иногда даже на выбор будущей профессии.

Средства массой информации все чаще и чаще проводят независимые расследования, выявляя нарушения прав человека, пестрят сюжетами и статьями о том, как с эти бороться. Тем не менее, если взрослый человек, имеющий большой жизненный опыт, зачастую пытается постоять за себя и добиться справедливости, то школьник, по сути еще ребенок, отличается некоторой наивностью, незнанием своих прав и неспособностью полностью защитить себя от их нарушения.

К реализации Программы специалисты ГУ КК «ЦЗН г. Кропоткина» начинают готовиться заблаговременно. Ежегодно в январе - феврале центр занятости проводит ряд организационных мероприятий, подписанием договоров с муниципальными организациями г. Кропоткина и работодателями по освоению средств федерального бюджета.

Кроме этого в преддверии летней кампании по трудоустройству, активизируется взаимодействие с работодателями по предоставлению временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан в целях возможности их трудоустройства, как с привлечением средств федерального бюджета, так и за счет работодателей. Для этого используются всевозможные источники (СМИ, ярмарки вакансий, семинары).

В настоящее время ситуация на рынке труда сложилась таким образом, что определиться с выбором места работы сложно не только молодым, но и опытным специалистам. Неспроста многие задают вопросы: как же тогда быть школьникам? Ведь и для работодателя проблема трудоустройства несовершеннолетних граждан остается актуальной. Обучить определенным тонкостям и правилам работы, привить самостоятельность и трудовую дисциплину подросткам - дело не из легких. К тому же официальное трудоустройство несовершеннолетних требует соблюдения определенных законодательством постулатов и формальностей.

В 2011г. ГУ КК «ЦЗН г. Кропоткина» заключил 34 договора с организациями различных форм собственности, из них 10 с Управлением образования (школы, спортивные организации, клубы) и только в них были устроены 664 человека.

В этом году к сотрудничеству в рамках реализации средств бюджета субъекта РФ приступят организации: ГОУ школа-интернат № 1, общеобразовательные школы № 5, № 6, № 17, № 1, лицеи № 3, № 45; комитет по делам молодежи, КДЮСШ, ДК «Надежда», индивидуальные предприниматели.

В выше перечисленных организациях ребята в возрасте 14-17 лет работают курьерами, дворниками, подсобными рабочими, вожатыми, уборщиками служебных помещений, оказывают помощь инвалидам ВОВ на дому.

Преимущественным правом при направлении на работу пользуются дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, лишенные попечения родителей, дети из комиссии по делам несовершеннолетних граждан

Зачастую, когда речь заходит о трудоустройстве школьников, невольно возникают мысли о том, что уровень оплаты их труда оставляет желать лучшего или же платят им детям вообще за поистине взрослый труд.

В 2011г. в зависимости от возраста и характера выполняемой работы ребята смогли заработать от 2 до 4 тысяч рублей за полностью отработанный месяц. Каждому несовершеннолетнему гражданину, трудоустроенному по направлению центра занятости, выплачивалась материальная поддержка из средств федерального бюджета в размере от 720 рублей до 1080 рублей.

Но, к сожалению, специалистам ЦЗН г. Кропоткина по-прежнему приходится сталкиваться с рядом трудностей. Как и в прошлом году, ощутимо сказывается недостаточное финансирование программы из муниципального бюджета. А ведь если бы город выделял деньги в большем количестве на временное трудоустройство подростков, ГУ КК «ЦЗН г. Кропоткина» давал направления на временную работу гораздо больше юношей и девушек. Не может радовать и низкая активность многих организаций - работодателей, которые могли бы брать к себе на работу несовершеннолетних. Основным аргументом, который выдвигает руководство этих организаций, мотивируя свое нежелание участвовать в программе, является сложность оформления документации при приеме школьников на работу и выплате им заработной платы.

Для обеспечения социальной защищенности и поддержания жизненного уровня молодежи главой г. Кропоткина было принято Постановление «Об установлении минимального количества рабочих мест (квот) на предприятиях, организациях и учреждениях города Кропоткина для трудоустройства молодежи в 2011 году» № 1500 от 16 ноября 2010 г. Согласно данному постановлению, предприятиям и организациям, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, расположенных на территории г.Кропоткина, устанавливаются с 1 января 2006г. квоты для приема на работу граждан из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы - молодежь (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые).

Согласно постановлению главы администрации г. Кропоткина, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2011г. установлены квоты предприятиям и организациям города в количестве 126 чел. места для молодежи.

Таким образом нам видится, что Программа « Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» нашла широкое применение и сейчас стоит задача совершенствовать и расширять диапазон ее действия. Это значит, что ГУ КК «ЦЗН г. Кропоткина» совместно с отделом по делам молодежи, Администрацией города, Комиссией по делам несовершеннолетних (КДН), Управлением образования будет привлекать к сотрудничеству больше работодателей, искать новые и улучшать существующие пути взаимодействия с заинтерисованными структурами по временному трудоустройству школьников.

Просмотров работы: 50