ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОРОДА КРОПОТКИНА) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОРОДА КРОПОТКИНА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общение играет значительную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. Ежедневно мы, так или иначе, участвуем в процессе общения. И то, как у нас складываются отношения с окружающими людьми, напрямую определяет качество нашей жизни. Как отмечает Б.Ф. Ломов, в процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта. Через общение человек вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общения в жизни индивидуума [6].

Особенно следует подчеркнуть значимость общения как средства и инструмента профессиональной деятельности специалистов профессий социономического типа (психологи, преподаватели, социальные работники, менеджеры, врачи и т.д.). Предметом профессиональной деятельности в этих профессиях является другой человек, и общение в этом случае выступает основным инструментом социально-профессионального взаимодействия специалиста и клиента. Однако необходимо принять во внимание то, что процесс общения может протекать не только благоприятно, но и может быть связан с трудностями, которые возникают по ходу реализации коммуникативной деятельности. В связи с этим особую значимость приобретает исследование проблемы коммуникативных барьеров общения у специалистов профессий социономического типа, ярким представителем которого является преподаватель.

Умение общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом предопределяет успешность профессиональной деятельности педагога. «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими» - говорил Р.Эмерсон. Грамотно установленный контакт с обучаемым помогает точнее подобрать методы обучения, получить более полное и глубокое представление о способностям, наклонностях и знаниях ученика. Это значительно повышает эффективность в решении поставленных задач образовательного процесса. В случае же отсутствия взаимопонимания между преподавателем и обучаемым эффективном  образовательных методик минимальна. Кроме того, профессия педагога предполагает общение не только со своими учениками, но и с их родителями, а также с коллегами, администрацией учебных заведений. Таким образом, коммуникативные барьеры в межличностном взаимодействии способствуют снижению эффективного функционирования всего учебного процесса как социальной системы.

В связи с этим, нами было проведено исследование коммуникативных барьеров у специалистов профессии социономического типа (педагогов общеобразовательных, среднеспециальных и высших учебных заведений г. Кропоткина), целью которого стало выявление влияния трудностей общения педагогов на эффективность их профессиональной деятельности. Систематизация и интеграция различных подходов к исследованию проблемы коммуникативных барьеров специалистов профессий социономического типа, а также разработанная и апробированная батарея тестов по выявлению затрудненного общения определяется их направленностью на реальные нужды и запросы специалистов профессий социономического типа. Поэтому рассматриваемое исследование представляется весьма актуальным и своевременным.

В ходе исследования применялись следующие диагностические инструменты: методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, методика измерения уровня тревожности Д. Тейлора, методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, опросник поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В. Гришиной).

В исследовании приняли участие педагоги из разных учебных заведений г. Кропоткина: школьные учителя-предметники (9 человек), учителя начальных классов (3 человека), преподаватели среднеспециальных учебных заведений (8 человек), преподаватели ВУЗов (10 человек). Общий объем выборки составил 30 человек. Распределение респондентов в соответствии с местом работы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение респондентов по месту работы

Название учреждения

Количество респондентов

Средняя школа №7

4

Средняя школа № 45

4

Средняя школа № 11

4

Кропоткинский юридический техникум

8

Филиал КУБГУ в г. Кропоткине

5

Филиал МГОУ им. В.С. Черномырдина в г. Кропоткине

5

Распределение респондентов по полу составляет 67% (20 человек) женщин, 33% (10 человек) мужчин.

Стаж практической деятельности всех респондентов составил свыше пяти лет, что позволяет говорить о завершении этапа их профессиональной и социально-психологической адаптации.

Предполагалось до начала проведения исследования, что существуют особенности поведения и эмоциональной сферы педагога, ухудшающие эффективность его профессионального общения, а именно: деструктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций как поведенческий коммуникативный барьер; слабое развитие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности как эмоциональный коммуникативный барьер.

В процессе проведенного исследования вопреки нашим ожиданиям сравнение уровня эмпатии, тревожности, предпочитаемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях у педагогов с высоким и относительно низким уровнем самоконтроля в общении показало отсутствие статистически достоверных  отличий и зависимостей между перечисленными качествами. Следовательно, различная выраженность этих качеств может, как способствовать, так и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и обучающимися - всё зависит от той ситуации, в которой оказывается специалист.

Определенная форма поведения специалиста в конфликтной ситуации также может расцениваться как деструктивная в коммуникативной деятельности, так и продуктивная. Так, в ситуации обсуждения важных организационных вопросов (совещания, конференции) высокой эффективности межличностного взаимодействия будет соответствовать стратегия сотрудничества, когда специалисты приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон. Однако в ситуации выполнения приказов начальства наиболее продуктивной для специалистов, находящихся в подчинении, будет являться стратегия приспособления, где необходимо приносить в жертву какие-либо собственные интересы для достижения эффективного результата.

Кроме того, результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что коммуникативными барьерами на пути к эффективному межличностному взаимодействию педагога с обучаемыми являются:

- низкий коммуникативный контроль, который препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов;

- слабое развитие рационального канала эмпатии (что снижает уровень самоконтроля личности в общении, не позволяет гибко реагировать на изменение ситуации и предвидеть впечатление, которое специалист производит на окружающих);

- низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии (что препятствует сотрудничеству как способу урегулирования конфликтных ситуаций);

- низкий уровень развития идентификации как канала эмпатии;

- низкий уровень развития эмоционального канала эмпатии, ведущий к неспособности устанавливать отношения сотрудничества.

Таким образом, успешная педагогическая деятельность определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении учащихся, их родственников, а также коллег. Важную роль здесь играет знание различных правил и способов эффективного общения, уверенность в собственных силах, гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях.

Главным показателем высокого уровня самоконтроля в общении у педагогов стал высокий уровень развития рационального канала эмпатии. Таким образом, оказалось, что высокая направленность внимания, мышления, восприятия на понимание сущности другого позволяет специалисту добиться максимальных результатов в процессе общения. Здесь мы можем предположить, что преодоление недостатка знаний правил и способов эффективного межличностного взаимодействия, которое бы в большей мере задействовало именно рациональный канал эмпатии педагогов как специалистов профессий социономического типа, повысило бы эффективность их коммуникативной деятельности. В этом случае выявленные нами в процессе исследования такие барьеры общения педагогов, как низкий коммуникативный контроль и низкий уровень развития интуитивного канала эмпатии, препятствующие сотрудничеству как способу урегулирования конфликтов, низкий уровень развития эмоционального канала и идентификации как канала эмпатии и другие, были бы преодолены.

Кроме того, в ходе исследования был установлен ряд специфических коммуникативных барьеров, а именно:

1. Ситуационный барьер - возникающий в условиях отсутствия понимания специфики момента.

Среди, на наш взгляд, наиболее интересных явлениях, вызывающих такого типа барьеры, хотелось бы выявить псевдо- и квазидиалогическое общение, при котором реальное общение учитель заменяет структурами диалогизма (сам задает вопросы, сам на них и отвечает) диалогом с собой или эгоцентрической речью - размышление вслух.

2. Волюнтативный барьер - сколько-нибудь терпимое отношение учителя только к тому, что соответствует (порой дословно) его собственным мыслям и суждениям.

3. Тезаурусный барьер - нарушение и незнание зоны ближайшего развития учащихся.

4. Эмотивный барьер - утрирование эмоционального начала в речи педагога, что иногда приводит к непониманию сказанного,  к мысли о слабой подготовленности или растерянности.

5. Контрсуггестивый барьер - взаимная неприязнь между педагогом и обучающимся, между коллегами.

6. Барьер «одно вместо другого» («кто о чём») - который можно охарактеризовать как «беседа на разных языках».

7. Реверсивный барьер - смена ролей обучающего и обучаемого.

Это происходит в ситуациях, когда преподаватель начинает подражать своим ученикам,  в связи с чем становится им не интересен или разгадан как плагиатор.

8. Фатический барьер - нарушения при организации контактоустанавливающих речевых структур (приветствие, прощание, вызов отвечать, ввод задания), препятствующие дальнейшему диалогу.

9. Софистический барьер - аппелирование к этически, логически и пафосно неприемлемым   выводам.

10.Аксиологический  барьер - барьер, когда оценка для учителя становится своеобразным средством наказания или поощрения.

Возникновение перечисленных типов барьеров связывают с этическими, психологическими, коммуникативными качествами педагогов и их способностью организовывать и осуществлять продуктивный педагогический процесс. Он, в свою очередь, во многом связывается с межличностными отношениями, их качеством и степенью взаимопонимания педагога и ученика. При этом, основные характеристики этих процессов не сильно зависят от возрастных групп обучающихся. Что позволяет сделать вывод о том, что предопределяется многое во взаимоотношениях преподавателя и обучаемого самими ролевыми функциями, которые закреплены исторически за участниками педагогического процесса. Не в последнюю очередь, вмешиваются в исследуемые процессы и социальные стереотипы, характеризующие деятельность преподавателя и ученика.

Педагог и обучаемый характеризуются целостными личностными характеристиками, знание, учет и использование которых может способствовать снятию или частичному преодолению коммуникативных барьеров, возникновение которых не является естественным сопровождением всякой человеческой деятельности.

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональная деятельность педагога как специалиста профессий социономического типа неразрывно связана с общением как процессом обмена информации, восприятием и пониманием людей друг друга. Более того, в своей практике педагоги сталкиваются с различными людьми. В связи с этим, взаимоотношения преподавателя с окружающими в каждом конкретном случае должны складываются индивидуально. Так, такие особенности поведения и эмоциональной сферы педагога, как деструктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций, а также слабое развитие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности, могут и способствовать, и препятствовать установлению эффективного контакта с коллегами и обучаемыми.

Успешное достижение целей в профессиональной деятельности специалистов профессий социономического типа предполагает знание особенностей личности, их учет в ситуации профессионального взаимодействия, а также знание причин возникновения, механизмов протекания и способов преодоления коммуникативных барьеров в совокупности.

 

Литература:

  • 1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП - Холдинг, 2003.
  • 2. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. - СПб., 2000.
  • 3. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д.Карвасарского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 960с.
  • 4. Кроник А.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений / А.А.Кроник, Е.А.Кроник. - М.: Мысль, 1989. - С.141.
  • 5. Курницина В.Н.,Казаринова Н.В., Поголььша В.М. Межличностное общение. Учебник. - Спб.: Питер, 2002.
  • 6. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - С.296.
  • 7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д.Я.Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2005. - 672с.
Просмотров работы: 138