РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложность регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов  относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Практически  большинство трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной собственности.  Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Органы местного самоуправления тоже имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости  на своих территориях.

Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. Данная проблема имеет еще два аспекта:

  • - уровень и регулярность выплаты заработной платы, который определяет уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты;
  • - условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда местного уровня.

Федеральные органы  разрабатывают  и реализуют  основные направления  государственной политики в области занятости населения на территории страны, координируют деятельность  органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение  минимальных и обязательных нормативов для всех  нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местные условия [2].

Местное сообщество может в значительной степени облегчить функционирование рынка труда, оказывая помощь в подборе работников на рабочие места, разрабатывая политику, направ­ленную на снижение безработицы, информационно отсле­живая изменения занятости и т. д.

Одной из задач, решаемых только на уровне местного сооб­щества, является достижение соответствия «работники - ра­бочие места». Интерес местного сообщества к своему рынку труда связан с необходимостью облегчить обмен между теми, кто предлагает рабочие места, и теми, кто предлагает рабочую силу. Каждая сторона стремится достичь своей цели. Люди ищут возможность применить свою квалификацию и самореализо­вать себя, фирмы ищут работников, которые соответствуют их требованиям. Проблема установления соответствия рабочей силы предоставляемым рабочим местам - одна из важнейших для местного сообщества, поскольку создание рабочей силы и со­здание рабочих мест - это почти независимые процессы [3].

Независимо от причины тяжесть безработицы ложится на рабочих, а именно на определенные группы рабочих в зависимости от их географического местоположения, возраста, пола и професси­ональных умений.

При изучении местной безработицы важно, учитывать, что она отличается от национальной следующими специфическими особенностями:

  • - секторы экономики в местном сообществе могут иметь структуру издержек и технологии, отличные от национальных средних;
  • - благодаря динамичности экономики в местных сообществах постоянно возникают ситуации, когда изменяется спрос, а предложение пытается под него подстроиться. Расходы на информацию о спросе и замедление передвижения рабочей силы затрудняют перестройку рабочей силы в соответствии с этими изменениями. Кроме того, следует учитывать неодинаковую способность к перестройке рынка труда в раз­личных географических районах. Рыночные силы не всегда могут уменьшить несоответствие между спросом и предложением рабочей силы в определенной местности даже в течение дли­тельного времени из-за сегментации рынка труда, слабой мобильности рабочей силы относительно возможных вариантов ее использования, а также вследствие действия сил неэкономического характера, обусловливающих привязанность людей к тем или иным районам. Нельзя не учитывать также причины чисто политического характера, вынуждающие людей поки­дать родные места.

Федеральный закон 2003  № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Федеральный законно от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости  населения Российской Федерации» указывает, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:

  • - проведения оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • - ярмарку вакансий и учебных рабочих мест[2].

Многие органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т.д., взаимодействуют с биржами труда и частными  посредническими фирмами.

Органы местного самоуправления в решении вопросов занятости  могут решать следующие задачи:

  • - разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
  • - координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание муниципальной службы занятости;
  • - оказание информационной поддержки людям, ищущим работу;
  • - формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
  • - формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;
  • - создание центра социально-психологической адаптации;
  • - организация муниципального бизнеса-инкубатора для начинающих предпринимателей;
  • - образование муниципального учебно-методического центра профессиональной подготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
  • - создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
  • - создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
  • - организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу[1].

На спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению оказывают финансовые возможности муниципального образования. Приоритетными направлениями  политики занятости населения на  уровне муниципального образования должны стать:

  • - содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
  • - оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;
  • - развитие новых форм взаимодействия с работодателями;
  • - повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования) [2].

В Краснодарском крае, в том числе в Кавказском районе политика занятости реализуется по  следующим направлениям:

  • - временная занятость несовершеннолетних граждан;
  • - организация оплачиваемых общественных работ;
  • - поддержка самозанятости и предпринимательства;
  • - профессиональное обучение;
  • - временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • - временное трудоустройство выпускников начальных и средних специальных учебных заведений в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые;
  • - профессиональное обучение безработных граждан;
  • - организация профориентации;
  • - психологическая поддержка;
  • - социальная адаптация безработных граждан, организация «Клуба ищущих работу»;
  • - стажировка;
  • - содействие трудоустройства инвалидов.

В практике существует несколько  хорошо зарекомендовавших себя  форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, где посетители могут ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства и выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки.

Весьма действенным механизмом реального содействия занятости населения на уровне  муниципального образования является организация  общественных работ, т.е.  оплачиваемые общедоступные виды трудовой деятельности не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. В клубе  гражданам оказывается  помощь по поиску работы, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, приобретении минимума правовых знаний и т.д.

Для содействия предпринимательской  инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих  предпринимателей.

Особо важна  помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите, т.е. молодежь, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей и т.д. Механизмом содействия занятости этим группам населения являются закон о квотировании рабочих мест.

Таким образом, в целях повышения качества и уровня жизни населения основные усилия органов МСУ должны быть сконцентрированы на создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе, на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.

 

Литература

  • 1. Иванова В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне/В.Н.Иванова, Т.И.Безденежных. - М., 2002. - 247 с.
  • 2. Система муниципального управления /Под ред. В.Б. Зотова. - СПб., 2005.- 437с.
  • 3. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства /Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева. - М.,2000. - 257 с
Просмотров работы: 570