Сложность регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Практически большинство трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Органы местного самоуправления тоже имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости на своих территориях.
Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. Данная проблема имеет еще два аспекта:
Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда местного уровня.
Федеральные органы разрабатывают и реализуют основные направления государственной политики в области занятости населения на территории страны, координируют деятельность органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных нормативов для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местные условия [2].
Местное сообщество может в значительной степени облегчить функционирование рынка труда, оказывая помощь в подборе работников на рабочие места, разрабатывая политику, направленную на снижение безработицы, информационно отслеживая изменения занятости и т. д.
Одной из задач, решаемых только на уровне местного сообщества, является достижение соответствия «работники - рабочие места». Интерес местного сообщества к своему рынку труда связан с необходимостью облегчить обмен между теми, кто предлагает рабочие места, и теми, кто предлагает рабочую силу. Каждая сторона стремится достичь своей цели. Люди ищут возможность применить свою квалификацию и самореализовать себя, фирмы ищут работников, которые соответствуют их требованиям. Проблема установления соответствия рабочей силы предоставляемым рабочим местам - одна из важнейших для местного сообщества, поскольку создание рабочей силы и создание рабочих мест - это почти независимые процессы [3].
Независимо от причины тяжесть безработицы ложится на рабочих, а именно на определенные группы рабочих в зависимости от их географического местоположения, возраста, пола и профессиональных умений.
При изучении местной безработицы важно, учитывать, что она отличается от национальной следующими специфическими особенностями:
Федеральный закон 2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Федеральный законно от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» указывает, что органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:
Многие органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т.д., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами.
Органы местного самоуправления в решении вопросов занятости могут решать следующие задачи:
На спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению оказывают финансовые возможности муниципального образования. Приоритетными направлениями политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:
В Краснодарском крае, в том числе в Кавказском районе политика занятости реализуется по следующим направлениям:
В практике существует несколько хорошо зарекомендовавших себя форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, где посетители могут ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства и выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки.
Весьма действенным механизмом реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ, т.е. оплачиваемые общедоступные виды трудовой деятельности не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. В клубе гражданам оказывается помощь по поиску работы, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, приобретении минимума правовых знаний и т.д.
Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей.
Особо важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите, т.е. молодежь, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей и т.д. Механизмом содействия занятости этим группам населения являются закон о квотировании рабочих мест.
Таким образом, в целях повышения качества и уровня жизни населения основные усилия органов МСУ должны быть сконцентрированы на создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе, на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Литература