СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вице-президент ТПП РФ С.Н.Катырин на Х Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий отметил, что номинальный оборот малых и микропредприятий сократился в 2009 году почти на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, а их инвестиции в основной капитал снизились более чем на 25 процентов[1].

Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть региональ­ного и местного валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Развитие малого бизнеса сопряжено с рядом трудностей: ограниченность ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих[2].

Российское агентство поддержки малого и среднего  бизнеса провело исследование среди предпринимателей с целью выявления факторов, мешающих развитию  бизнеса[3].

Каждый седьмой руководитель предприятий сферы услуг в ближайшее время планирует поднять цены. Решительнее всего настроены владельцы ресторанов, небольших гостиниц и туристических агентств.

  Работа предприятий сферы услуг в первом полугодии 2010 года проходила в «условиях сужения спроса». К такому выводу пришел Центр конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ, замерив деловой климат 4,2 тыс. малых и средних компаний, организаций в 30 российских регионах.

Среди факторов, оказавших негативное воздействие на состояние делового климата, чаще всего назывался недостаток финансовых средств. Это отметили более половины опрошенных (51%). Интересно, что максимальное воздействие этого фактора ощутили организации, финансируемые преимущественно из бюджета, - учреждения образования (78% респондентов) и здравоохранения (63%), а также транспортные компании (68%). Недостаток финансов не был столь критичным для частных компаний[3].

Лимитировал деятельность сферы услуг и существующий уровень налогообложения - этот фактор отметили 36% опрошенных. Чаще других на высокие налоги ссылались руководители организаций сухопутного транспорта (55%), а также гостиниц и ресторанов (51% участников опроса).

Недостаточный спрос на услуги мешал развитию бизнеса трети респондентов, в том числе более 40% руководителей транспортных организаций, туристических агентств, гостиниц и ресторанов, организаций, оказывающих финансовые услуги. Лишь четверть опрошенных руководителей малых и средних компаний отметили недостаток квалифицированного персонала. Еще четверть опрошенных пожаловались на высокую арендную плату и недобросовестную конкуренцию. К этим факторам оказались наиболее чувствительны транспортные организации и туристические агентства, учреждения здравоохранения.

Сложности с получением кредита испытывали 9% опрошенных, на высокий процент кредита указали 16%, на недостаток помещений - 18%, на недостаток оборудования - 19%.

При всех жалобах на условия ведения бизнеса большинство руководителей обследованных компаний заявили, что смогли сохранить свою нишу на рынке услуг и уверены в своей конкурентоспособности. Переписать ценники во втором полугодии планируют 14% руководителей. И всего 5% опрошенных признают действующие цены "слишком высокими". Меньше всего намерены поднимать цены компании, специализирующиеся на оказании финансовых услуг: 92% руководителей таких компаний решили, что расценки на их услуги соответствуют нормальному уровню. Зато решительно настроены на увеличение цен руководители ресторанного и гостиничного бизнеса (26%), а также туристических агентств (30%)[3].

Таким образом, актуальными проблемами развития малого и среднего бизнеса в РФ являют­ся:

Внешние:

  • ­ высокий уровень налогообложения;
  • ­ противоречия и пробелы в правовом поле, в т.ч. беззащитность интеллекту­альной собственности;
  • ­ административные барьеры (оформление предприятия, аренды помещения, земельного участка, деятельность контролирующих органов);
  • ­ искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоре­сурсы;
  • ­ внешние факторы микро- и макроуровня, которые поддаются слабому влия­нию со стороны местной администрации, за исключением может быть стимулиро­вания платежеспособного спроса через создание новых рабочих мест, оказания свя­занной социальной помощи малоимущим слоям населения и других мер.

Внутренние:

  • ­ недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих; о слабость регулярного менеджмента;
  • ­ непродуктивная инвестиционная среда (недостаток доступных инвестицион­ных ресурсов);
  • ­ маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% россий­ских предприятий могут повысить эффективность как минимум на треть, изменив свою ценовую политику[2].

Для конкретной территории проблемы развития малого бизнеса требуют детализации с учетом местных условий.

Литература

  • 1. Выступление Вице-президента ТПП РФ С.Н.Катырина на Х Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России» 26 мая 2010 года// //www//http http://www.nisse.ru/
  • 2. Муниципальное управление: Справочное пособие/В.В. Иванов, А.Н. Коробова. М., 2006, 705 с.
  • 3. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса //www//http siora@siora.ru
Просмотров работы: 2