Осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческому возрасту имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов. Очень важно своевременно отслеживать и реагировать на изменения, происходящие в условиях жизни студентов, молодых специалистов, их социальной защищенности, а также выявлять положительные и отрицательные тенденции. Зачастую различные мероприятия по социальной защите, как молодежи, так и населения в целом не имеют обратной связи.
Другими словами, нет достаточных сведений об оценке молодыми людьми своей социальной защищенности. Необходимо подчеркнуть, что молодежь в общем, и студенчество в частности являются, возможно, важнейшей социальной группой. Именно молодое поколение - самое активное в социальной и экономической сфере. Молодые люди создают семьи растят детей, стремятся к обретению политической, экономической и социальной самостоятельности. Таким образом, от того, насколько социально защищены молодые люди, зависит как генофонд нации, так и состояние разных сфер жизнедеятельности общества.
В 2011году по запросу администрации г. Кропоткина в филиалах высших и в средних специальных учебных заведениях города среди студентов был проведён мониторинг социальной активности и актуальных проблем молодёжи. Полученные данные позволяют более чётко сформулировать интересы, потребности и проблемы молодёжи нашего города.
Среди проблем студенчества первоочередной следует считать трудоустройство (23%), тогда как следующие по важности проблемы - жилищная и досуговая набрали вдвое меньше голосов.
Студентам вузов, видимо, сложнее устроиться на работу, чем выпускникам средних специальных учебных заведений (23% и 16,5% соответственно), это объясняет их беспокойство по поводу поиска первого рабочего места по специальности.
В кругу первоочередных проблем, названных студентами города, - жилищная (15,5%), по всей видимости, это вызвано озабоченностью условиями предстоящей семейной жизни. У девушек по сравнению с юношами к числу приоритетных относится беспокойство о качестве получаемого образования (14% против 5%).
Что касается желания студентов быть лидерами и активными участниками реализации молодёжной политики - показатели достаточно высокие (вузы - 47%, ссузы - 45%), хотя вариант «Я - вне политики» отметили (вузы 34%, ссузы 24%).
В то же время, мнение студентов, что вырабатывать и осуществлять молодежную политику в городе должны: отдел молодежной политики - 41% (вузы), 55% (ссузы); молодежные общественные организации - 25% (вузы), 12% (ссузы); молодежь должна самоорганизовываться - 10%(вузы), 19% (ссузы), что говорит о недостаточном развитии форм студенческого самоуправления в учебных заведениях города.
В молодёжной среде отмечается достаточно высокий уровень обеспокоенности возможными проявлениями терроризма и экстремизма (60% у девушек и 47% у юношей).
По мнению студентов, в городе нужно больше проводить мероприятий развлекательного характера, за что отдали свои голоса более 70% студентов ссузов и 55% - студентов вузов. На втором месте - потребность в спортивных мероприятиях, причём юноши в среднем на 20% больше заинтересованы в них, чем девушки.
Изучение теоретических материалов и современных статистических данных, а также исследование практического опыта по рассматриваемой проблеме и анализ современного состояния, перспектив и основных тенденций современной молодёжной политики позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.
1. На данный момент в городе Кропоткине насчитывается двенадцать учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, в которых обучается более 5,5 тысяч студентов. Студенчество - особая группа в сфере социальных отношений. Именно она - источник инноваций, жизненных сил и носитель авангардного потенциала города.
Для более эффективного применения указанных качеств данной категории молодёжи в городе необходимо оптимизировать взаимодействие субъектов высшего, среднего и начального профессионального образования. Это, в свою очередь, должно способствовать процессу самоорганизации и объединения студенческой молодёжи. На данный момент студенческая среда Кропоткина разрознена, в ней преобладают настроения соперничества, конкуренции, передавшиеся от руководства и преподавательского состава учебных заведений. Такая обособленность ограничивает возможности авангардного потенциала, креативных способностей молодого поколения. Она (обособленность) также проявляется в так называемом «потребительском отношении» к обществу, в неспособности самостоятельно выражать свои интересы, потребности и недовольство статусом молодёжи в современном российском обществе.
Предлагается введение в штат отдела по делам молодежи специалиста-координатора по работе со студенческой молодежью
2. Организовать проведение обучающих семинаров, тренингов и мастер-классов для организаторов органов студенческого самоуправления.
Технологическое оснащение работы с молодёжью требует значительно большего разнообразия и включения новых, адекватных ситуации технологий. Также следует учитывать специфику и стратегическую необходимость применения отдельного ряда технологий. Примером тому служит использование мониторинга общественного мнения. Он является не столько средством оценки ситуации и результатов предшествующей работы, сколько базовым элементом планирования предстоящей деятельности. Умение использовать его в качестве неотъемлемой части отчётов, а также для обоснования актуальности проблем и способов их разрешения определяет компетентность и профессиональный уровень специалистов учреждения.
Соответственно, работа с такой динамичной и непредсказуемой группой населения, как молодёжь, обязывает КДМ города к применению мониторингов (и других форм определения общественного мнения) как обязательной части своей работы, которая поможет проследить динамику происходящих в молодёжной среде Кропоткина изменений и эффективность мер противодействия.
Основываясь на вышесказанном, автор рекомендует применять в работе отдела по делам молодежи (ОДМ) администрации города Кропоткина, как минимум, два массовых мониторинга (в начале и середине года), а также ряд менее трудоёмких опросов, проясняющих популярность реализуемых проектов и программ, количество которых определяется числом приоритетных направлений и социальной значимостью мероприятий. Финансирование проводимых мероприятий по изучению общественного мнения должно быть включено в смету обязательных ежегодных расходов ОДМ для создания целостного образа состояния реализации молодёжной политики.
3. В качестве альтернативных форм финансирования проводимых в городе мероприятий следует рассмотреть:
- участие в конкурсах на получение международных, федеральных, региональных и местных грантов.
- расширение софинансирования молодёжных программ местным бюджетом, бизнес-сообществом и общественными фондами города.
Для финансирования конкурсных проектов в области художественного, технического творчества, экономики, спортивной и физкультурно-оздоровительной, культурно-просветительской работы с детьми и молодежью установлена система грантов. Автор предлагает к рассмотрению участие в получении грантов молодёжной программы LINX, которая предполагает объектами и субъектами своей деятельности только студентов. Принимаются к рассмотрению социально-значимые проекты.
Требуется освоение практики получения грантов инициативной молодёжью города.
4. Координаторам и председателю ОДМ в разработке и реализации городской Программы «Молодежь Кропоткина» на 2012 год учитывать результаты проведенных в течение года социологических исследований проблем молодежи, ее интересов и потребностей, а также мнения существующих молодежных организаций и объединений.
5 Развивать различные формы социального партнерства субъектами которого являются: органы исполнительной власти; родители или лица их заменяющие; средства массовой информации; бизнес-сообщество; политические партии; профсоюзы, предприятия; трудовые и учебные коллективы; религиозные конфессии; организации, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку.
6. В оценке деятельности КДМ перейти от количественно-«мероприятийного» критерия деятельности к комплексному качественно-фактическому.
Предложения, рассмотренные в данной статье, обращают внимание на необходимость большего, чем существует на данный момент, вовлечения студенчества в общественную жизнь города. Эта группа в составе населения имеет достаточную численность и потенциал для включения в экономическую, политическую и социальную сферы жизнедеятельности Кропоткина и реализации поставленных задач. Однако все изложенные предложения не могут быть осуществлены без планомерного контроля, координации и поддержки со стороны КДМ и администраций учебных заведений города. По мнению автора также следует предусмотреть возможность создания муниципальных постановлений, определяющих статус студенчества как неотъемлемой части общества.
Восстановлению творческих, мировоззренческих, политических, нравственных и других социальных качеств молодёжи должна служить уверенная и комплексная политика нашего государства, адекватная темпам развития, а также внутренним и внешним течениям молодёжной жизни. В этой работе внимание обращается на необходимость вовлечения в реализацию государственной молодежной политики новых методов и форм работы, соответствующих духу современного поколения. Результатом предпринятых государством мер в сфере молодежного общественного движения, должно стать расширение сектора организованной молодежи и числа негосударственных некоммерческих структур, готовых к реализации государственной молодежной политики.