Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Традиционно выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный стили воспитания.
Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка. Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку.
Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается. Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию.
Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако, главное направление коммуникации - от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений. Дети, воспитываемые в либеральном стиле, часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.
Неправильное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, по мнению Е. Савиной, вызывают детскую тревожность. А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности". Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Повышенная тревожность ребенка вследствие неправильных детско-родительских отношений связана, как правило, с ожиданием возможного наказания со стороны родителей, страхом не соответствовать их ожиданиям, переживаниями по поводу огорчений родственниками из-за школьных неудач.
В своем исследовании мы проверяли гипотезу о том, что повышенная тревожность у младших школьников проявляется в том случае, если родители придерживаются авторитарного стиля воспитания. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани. Для проверки гипотезы была выбрана группа учащихся начальных классов в количестве 142 человека и их родители (142 семьи).
Для определения стиля семейного воспитания был подобран тест «Стратегии семейного воспитания», целью которого является определение собственной стратегии семейного воспитания. Для выявления уровня тревожности у учеников - тест «Семейная дисгармония», целью которого является анализ семейной тревоги, чувства вины, напряженности, дискомфорта в семье.
После обработки полученных результатов мы выявили, что у детей проявляются чаще низкие показатели тревожности- у 42% (59чел.) и средние показатели тревожности -у 30% (43чел.) респондентов. Однако вызывает беспокойство тот факт, что у 28% учащихся проявляется высокий уровень тревожности (40 чел.). Повышенная тревожность сопровождается у таких детей быстрой утомляемостью, излишним беспокойством, изменением цвета кожи и другими проявлениями. Результаты, полученные по второй методики, показали, что авторитетного стиля воспитания придерживаются 49% родителей или 70 чел., авторитарного стиля воспитания- 34% (48чел.), либерального стиля воспитания-17% (24чел.).
Кроме того мы выявили, что младшие школьники, чьи родители придерживаются авторитетного стиля воспитания, проявляют тревожность на низком уровне, а при авторитарном - повышенную тревожность, при либеральном стиле воспитания тревожность средняя, что тоже вызывает опасение.
Для подтверждения достоверности полученных результатов, мы подвергали результаты статистической обработке с помощью множественного коэффициента квадратичной сопряженности и однофакторного дисперсионного анализа. Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы.
Таким образом, полученные нами результаты позволили сформулировать следующие рекомендации:
1.Необходимо создавать обстановку эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, что будет способствовать снижению уровня детской тревожности.
2. Обеспечивать реальный успех ребенка в какой-либо деятельности. Ребенка, страдающего «хронической неспешностью», нужно не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает, при этом не сравнивать его посредственные результаты с эталоном Сравнивать ребенка только с ним самим и хвалить его лишь за улучшение его собственных результатов.
3. Доверяйте своему ребенку, уважайте его свободу и собственное мнение.
4.Проводите свободное время со своими детьми, организуйте совместную деятельность.