МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Современный  этап  развития высшей школы в России, введение новых образовательных стандартов, вхождение страны в Болонский процесс и другие международные соглашения стимулируют формирование новых подходов и разработку принципиально новых критериев качества образования. Все большее развитие получают новые образовательные технологии, основанные на эффективном использовании в учебном процессе вузов современных средств и методов передачи знаний.

Система дистанционного образования получила широкое распространение в США и Европе. Это обусловлено наличием хорошего уровня Интернет коммуникаций и уровня компьютерной грамотности населения. Не малую роль сыграло и техническое (компьютерное) оснащение потенциальных студентов. Именно эти три фактора осложняют развитие Интернет образования в России - уровень Интернет коммуникаций сравним с европейским только в Москве и центральных городах России, уровень компьютерной грамотности и оснащения потенциальных студентов достаточно низкий. Поэтому на данный момент внедрение новых технологий в дистанционном образовании России в полном масштабе практически невозможно. Однако, это вовсе не значит, что университеты не должны развиваться и тем самым предоставлять своим студентам актуальные и новые знания и навыки. Новые технологии в образовании должны использоваться и развиваться.

Механизмом проводимых преобразований становится реализация концепции смешанного обучения (blended learning) как процесса, предполагающего создание комфортной образовательной информационной среды, системы коммуникаций, представляющих всю необходимую учебную информацию. В рассматриваемом контексте информационная среда современного вуза понимается как сочетание традиционных и инновационных (электронных) форм обучения с постоянным наращиванием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и электронных ресурсов, а также непрерывным совершенствованием методов обучения, профессиональных знаний самих преподавателей.

Смешанная модель обучения предоставляет студентам новые возможности по изучению дисциплин - можно не только в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирования, проверить свои знания по предмету, ознакомится с дополнительными источниками, которые точно соответствуют пройденным темам. Система дистанционного обучения в смешанной модели позволяет также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплин - аудио и видео записи, анимации и симуляции. Данная система имеет форум и встроенный e-mail, что позволяет общаться с одногруппниками из дома, а также общаться с преподавателем и задавать все необходимые вопросы, не дожидаясь лекций.

Обучение в классной комнате насчитывает более одной тысячи лет, возраст же онлайн обучения измеряется десятком лет. Но сейчас время смешанных моделей обучения - когда мы соединяем всё самое хорошее, что имеется в сфере обучения и образования. И если все элементы обучения в классе давно знакомы и не требуют особого пояснения, элементы онлайн курса совсем новые и пока не имеют широкого распространения.

Чтобы понять, как работает система дистанционного образования, основанная на Интернет технологиях, важно сначала разобраться с тем, как устроен онлайн курс и курс, построенный по смешанной модели. В данной теме мы рассмотрим архитектуру смешанного курса, посмотрев сначала на архитектуру традиционного курса очного образования и архитектуру онлайн курса.

Традиционная модель обучения

 Выделяем основные элементы традиционного курса:

-    лекционные занятия

-    семинарские и практические занятия

-    практические задания (курсовые и контрольные работы, доклады, рефераты и т.д.)

-    контроль и оценка полученных знаний и навыков.

Все эти элементы знакомы каждому студенту - они составляют основу традиционного процесса обучения, особенно в России. Хотя, вне сомнения, могут быть и другие составляющие процесса, такие какие как практика на производстве, выезд на различные семинары и выставки, в организации, занимающиеся тематикой дисциплины и прочее. Но всё же, вышеуказанные элементы являются наиболее часто используемыми в ходе обучения и именно они в основном влияют на конечную цель обучения - получения необходимых навыков и знаний.

Очень важно отметить, что подобная схема процесса обучения наиболее подходит для молодых людей, выпускников школ и колледжей, которые получают первое образование и в основной массе не работают целый день и могут посвящать большое количество времени посещению университета. Эта схема не очень подходит для взрослых людей, которые по тем или иным причинам хотят получить образование или повысить свою квалификацию. Такие люди уже работают, имеют семьи и не имеют возможность регулярно посещать университет. Именно для этой категории людей были созданы системы заочного (дистанционного) и вечернего образования. Работающие взрослые люди стали основной целевой аудиторией подобных образовательных программ. Со временем к ним присоединились и молодые студенты, которые находятся на большом расстоянии от университета и не могут учиться на дневном отделении.

Электронная модель обучения 

Данная модель очень похожа на традиционную, но есть некоторые изменения. Участники процесса всё те же - студенты и преподаватель. Только теперь студенту меньше объясняют и ему больше приходиться делать самому. Но общение с преподавателем и одногруппниками возможно, и в любом удобном количестве. Основными средствами общения становятся чат, форум и электронная почта. Существует так же «виртуальная классная комната», которая является смесью чата и форума. Там преподаватель может при желании читать лекции или проводить виртуальные семинары. Значительную роль в электронной модели играет выполнение групповых заданий - студент не должен чувствовать себя прикованным к компьютеру и иметь возможности развивать навыки совместной работы.

Учебные материалы интерактивных курсов представлены в онлайн обучении в различных форматах: текст, аудио, видео и т.д. Всё это дополняется различными картинками, графиками и схемами, анимацией, симуляциями, фотографиями и ссылками на аналогичные и дополнительные ресурсы.

Оценка успеваемости студентов проводиться в различных формах. Возможно тестирование, а также выполнение различных, в том числе, групповых проектов, написание эссе, докладов и рефератов, выполнение контрольных работ. Всё это передаётся преподавателю для проверки через систему обмена файлами. Проверив работу, преподаватель высылает студенту персональные комментарии по работе и оценку или рекомендации по доработке.

Электронная модель обучения имеет одно главное отличие от традиционной - она более гибкая. У студента нет необходимости ездить в университет каждый день или даже через день, заниматься можно в любом удобном месте и в любое время (всегда есть возможность вернуться к архиву сообщений в форуме и чате или архиву занятий в виртуальном классе), материал более структурирован и, как правило, его проще воспринимать и ещё много разных аспектов гибкости, которые нам не стоит рассматривать в рамках этого курса. Однако, по поводу этой гибкости тоже не стоит обольщаться - сроки выполнения заданий есть. В онлайн обучении важна самодисциплина и самоконтроль. Именно поэтому онлайн образование больше подходит для взрослых студентов, и далеко не все выпускники школ могут обучаться по такой схеме.

 Смешанная модель обучения  

Такая схема была названа смешанной (blended education). Что же есть в смешанном обучении? Начнём с тех элементов, которые знакомы нам из традиционного образования, а затем дополним список элементами, которые пришли в смешанную модель из онлайн обучения:

-    Лекционные занятия. Материал оформлен также, как и материал онлайн курса, то есть может быть легко использован и доступен каждому студенту курса для самостоятельного освоения.

-    Семинарские занятия  (face-to-face sessions). В смешанном обучении на семинарских занятиях проходит обсуждение самых интересных и важных тем курса, а также отработка практических навыков.

-    Учебные материалы курса (учебники и методические пособия). Данные материалы представлены в печатном и в электронном виде, и в последнем дополнены различными вставками для более успешного освоения дисциплины. То есть для оформления материалов курса используются различные мультимедийные приложения, и он, курс, становится более привлекательным для студентов.

-    Онлайн общение. Это совершенный новый элемент процесса, который пришёл в смешанное обучение из онлайн обучения. Тут есть различные инструменты - чат, форум, e-mail - которые дают студентам возможности общаться и работать вместе. Появляется возможность задавать вопросы преподавателю в любое время и в самые короткие сроки получить ответ.

       -    Индивидуальные и групповые онлайн проекты. Такие проекты развивают навыки работы в Интернете, анализа информации из различных источников, а также навыки работать вместе с группой, правильно распределять обязанности и ответственность за выполнение работы. При помощи таких заданий студент может получить навыки, необходимые для своей будущей  работы.  

-    Виртуальная классная комната. Этот инструмент позволяет студентам общаться с преподавателем по средствам различных средств Интернет коммуникаций. С появлением возможности общаться с преподавателем не только в физическом классе и в кабинете профессора, но через новые коммуникационные средства. Это позволяет студентам получить определённую долю свободы в процессе обучения.

-    Аудио и видео лекции, анимации и симуляции. Эти элементы смешанного обучения делают процесс обучения проще и более насыщенным.

Таковы элементы процесса смешанного обучения. Основное преимущество такого подхода - гибкость.  При смешанном обучении занятий в классе становиться меньше - часть занятий переноситься в режим онлайн. Более того, часть материала курса студенты должны будут изучить самостоятельно. Онлайн занятия могут проходить в форуме, чате или в виртуальной классной комнате. Так же возможно общение с преподавателем и другими студентами по электронной почте. Онлайн занятия могут проходить по схеме вопрос-ответ или преподаватель может задавать темы для обсуждения, может предлагать студентам задавать тему. Естественно, для онлайн занятий необходимо самостоятельное освоение определённого материала или выполнение заданий. Задания передаются преподавателю либо через встроенную в дистанционную систему обмена файлами либо по электронной почте. Сроки выполнения заданий в смешанном обучения фиксированные - в расписании стоит точная дата выполнения и только до этого дня (и часа) можно передать задание. Преподаватель в праве не принимать просроченные задания.

Оценка успеваемости студента может проводиться как в режиме онлайн, так и в классе. В режиме онлайн может проводиться тестирование и выполнение различных проектов (групповых) и заданий. Тестирование может проводиться и в классе в присутствии преподавателя. Финальная оценка - зачёт или экзамен - проводится только в классе.

Однако имеет смысл отметить ещё несколько преимуществ, которые важны именно для студента при смешанной обучении. Эти преимущества относятся к той части смешанного обучения, которая проходит при помощи Интернет технологий.

Компьютерная часть смешанного обучения:

-    оживляет материал и позволяет студенту «общаться» с ним;

-    даёт больше интерактивности и стимулирует активное обучение;

-    наглядно демонстрирует некоторые идеи, которые трудно объяснить на лекциях или просто в тексте;

-    позволяет заглянуть внутрь изучаемых процессов посредством различных симуляций;

-    развивает навыки самостоятельного обучения и самоконтроля;

-    позволяет студентам попробовать невозможные, опасные или дорогие сценарии и ситуации, такие как параллельные миры, радиационное оборудование и проч.

Следовательно,  смешанное обучении более активное со стороны студента, даёт больше интересных возможностей для обучения.  

Конечно, внедрение смешанной формы обучения потребует достаточно больших усилий. Это и необходимость внесения изменений в нормативную базу, и инвестиции в разработку необходимого учебного контента и переподготовка кадров.  Но без сомнения,  в той сложной ситуации, в которой сегодня находиться Российское образование необходимо разработать глобальный план модернизации всей образовательной сферы. На наш взгляд, развитие смешанной формы обучения может стать одним из ключевых направлений данного плана модернизации.

Литература:

1. Андреев А. УМК для e-Learning // Высшее образование в России. - 2007. - №7.

 2. Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) // Высшее образование в России. - 2007. - №4.  

3. Всероссийский научно-методический симпозиум «Смешанное и корпоративное обучение» (СКО-2007) // Педагогическая информатика. - 2007. - №4. - С.86-94

4. Кун К. E-Learning - электронное обучение // Информатика и образование. - 2006. - №10. - С.16-18

Просмотров работы: 71