ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Современная социально-экономическая политика в России характеризуется выраженным акцентом на развитие человеческого капитала, являющегося одним из основных  факторов дальнейшего развития страны и ее экономического благополучия. Приоритетом выступает формирование конкурентоспособных отраслей на основе эффективного использования имеющихся ресурсов, играющих существенную роль в социально-экономическом развитии в масштабах отдельных территорий и национального хозяйства в целом. В данном контексте важную роль приобретает изыскание неосвоенных ресурсов и резервов повышения эффективности их использования, и особенно рекреационных ресурсов, обеспечивающих восстановление человеческого капитала.

В настоящее время, на фоне интенсивного использования сырьевых ресурсов, наблюдается значительное отставание в развитии рекреационной базы во многих регионах Российской Федерации. В то же время, освоение и эффективное использование рекреационных ресурсов способно обеспечить оздоровление населения, необходимое для эффективного воспроизводства человеческого капитала.

Важно отметить также тот факт, что использование рекреационных ресурсов способно увеличить экономическую эффективность хозяйственной системы Краснодарского края через интенсивное потребление продукции и услуг многочисленных участников рынка, таких как гостиницы, транспортные компании, предприятия сферы обслуживания, строительства, телекоммуникационной инфраструктуры, фирмы-туроператоры, организации отрасли культуры и развлечений, учреждения здравоохранения, образования и т. п. Данное обстоятельство связано с тем, что практически все силы брошены на строительство, связанное с проведением в городе Сочи зимней Олимпиады 2014 года.

Следовательно, эффективное использование рекреационных ресурсов способно повысить конкурентоспособность региона за счет притока денежных средств от туристических, оздоровительных и рекреационных услуг для внешних и внутренних потребителей; восстановление и обеспечение условий для эффективного развития человеческого капитала, чему в первую очередь способствует сочинская Олимпиада.

Ситуация складывается таким образом, что необходимо проводить тщательное исследование направлений рационального использования рекреационных ресурсов, выявления условий их трансформации в конкурентное преимущество региона, анализ которых представляет значительный научный и практический интерес.

Вместе с тем, многие актуальные проблемы государственного регулирования и использования рекреационных ресурсов на уровне региона в настоящее время остаются нерешенными, в частности:

1 не существует адекватного административно-территориального деления и зонирования природно-ресурсного комплекса, отвечающего современным требованиям;

2 не выработана эффективная нормативно-правовая база, регламентирующая развитие отраслей, использующих рекреационный потенциал;

3 отсутствует адекватная система государственного мониторинга;

4 не выработаны меры по рациональному территориальному размещению рекреационных ресурсов и продвижению рекреационных услуг на региональном уровне.

Решение данных и других не менее важных вопросов требует совершенствования механизма регулирования и устойчивого развития рекреационной сферы региона, позволяющего существенно повысить эффективность использования рекреационных ресурсов и конкурентоспособность региона в целом.

Анализ природно-ресурсного и экономического состояния регионов Южного федерального округа подтверждает существование значительного потенциала использования рекреационных ресурсов макрорегиона, вовлечение которых в хозяйственный оборот способно существенно повысить эффективность его хозяйственной системы.

Условиями, определяющими особенности использования рекреационных ресурсов, являются:

1 географическое положение;

2 уровень социально-экономического развития;

3 историко-культурное наследие республик, краев и областей, входящих в состав Южного федерального округа.

Развитие рекреационной сферы в регионах Южного федерального округа способно стать одним из перспективных направлений региональной специализации.

Исследования показали, что эффективное использование рекреационных ресурсов в Краснодарском крае зависит от следующей группы факторов:

1 наличие количественно и качественно соответствующего потребностям региона природно-ресурсного потенциала;

2 инфраструктурное, в том числе методико-организационное, нормативно-правовое и информационное обеспечение;

3 кадровый потенциал;

4 политический и инвестиционный климат.

В свою очередь, достижение приемлемого уровня развития всей совокупности данных факторов является необходимым условием вовлечения рекреационных ресурсов в хозяйственный оборот.

Отметим так же, что большинство регионов Южного федерального округа характеризуются выгодным для развития рекреационной сферы природно-географическим положением, ресурсным потенциалом. Расширение направлений использования рекреационных ресурсов за счет строительства объектов культуры и отдыха, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов от реализации туристско-рекреационных услуг, предоставления новых видов данных услуг населению, в связи с проведением зимней олимпиады, обеспечивает рост уровня и качества жизни населения Краснодарского края, развитие человеческого капитала. Данное стечение обстоятельств, в конечном счете, должно привести к повышению уровня конкурентоспособности региона в целом.

Однако, данные ресурсы регионов Южного федерального округа в настоящее время осваиваются менее интенсивно по сравнению с другими ресурсам региональной экономики. Основными факторами, сдерживающими развитие рекреационной сферы макрорегиона, выступают:

1  деградация ее материально-технической базы;

2 отсутствие действенных механизмов и программ стимулирования развития рекреационной сферы и отрасли туризма.

Развитие рекреационной сферы и отрасли туризма невозможно без адекватной инфраструктуры, которые связаны между собой и со многими другими отраслями по принципу дополнительности. Эти связи между ними должны носить кооперационно-интеграционный характер, что определяет их большую тесноту и взаимообусловленность. Поэтому для ряда регионов Южного федерального округа недостаточный уровень развития инфраструктуры является основным ограничивающим фактором, несмотря на наличие рекреационных ресурсов и разнообразие возможностей использования туристско-рекреационных объектов. 

Так же следует отметить, что функционирование рекреационной сферы будет более эффективным при ее организации как целостной совокупности связей, отношений и взаимообусловленных действий, сформированной в виде многоотраслевой системы, обеспечивающей развитие туристско-рекреационной базы макрорегиона. В данной системе возможно регулирование отношений между субъектами туристско-рекреационной сферы в каждом регионе, а также между субъектами Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, для достижения максимального совокупного результата и включения эффекта синергии.

Важным моментом является то, что кластеризация региональных структур туристско-рекреационного хозяйства способна, как показывает отечественный и зарубежный опыт, при сохранении конкуренции между экономически самостоятельными субъектами, обеспечить достижение общей цели.

Поэтому развитие рекреационной сферы и превращение ее в одно из конкурентных преимуществ региона возможно за счет сотрудничества посредством формальных и неформальных институтов и институций, создания организаций, отстаивающих интересы каждого субъекта кластера.

Просмотров работы: 28