В связи с утверждением города Сочи местом проведения зимней Олимпиады в 2014 году особо актуально стали вопросы, связанные с возрастающим многокопонентным техногенным прессингом, создающим угрозы профильной хозяйственной деятельности в регионе и негативно влияющим на медико-демографическую ситуацию. Еще значимость территории региона для первоочередной реализации стратегии устойчивого развития определяется высокой плотностью населения, наличием особо охраняемых территорий с уникальными биоресурсами, а также специализацией на отраслях особенно чувствительных к качественным параметрам окружающей среды.
Известно, что на протяжении целого ряда лет Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по темпам экономической динамики. Экономика региона базируется на природно-ресурсных, демографических, производственно-технологических и инфраструктурных факторах развития. Основными направлениями хозяйственной деятельности традиционно являются транспортный комплекс, сельское хозяйство и рекреационная сфера.
Отметим, что специфической особенностью экономики региона является наличие высоких межсекторальных экстерналий. Уже сейчас курортные зоны края сталкиваются с проблемами загрязнения, вызываемыми бурным развитием транспортного комплекса, портового хозяйства и т.п.
Мультиресурсный потенциал Краснодарского края определяет его высокую инвестиционную привлекательность и возможности развития практически всех видов экономической деятельности. Однако такая диверсификация имеет как свои несомненные преимущества, так и недостатки.
Экологическая компонента инвестиционного потенциала территории действительно обладает высокой значимостью для инвестиционных процессов, представляет собой экономическое благо, но способна резко и быстро изменяться в худшую сторону и требует длительного времени и больших финансовых, организационных и прочих усилий по своей реабилитации, если это вообще возможно. Именно поэтому необходим четкий выбор приоритетов регионального развития и корректировка стратегий социально-экономического развития с учетом долгосрочных целей. Следствием недоучета возможных межсекторальных издержек может быть сокращение возможностей инвестирования. За счет уменьшения экологического инвестиционного потенциала снижается суммарный инвестиционный потенциал, уменьшается инвестиционная привлекательность территории, снижается инвестиционная активность. В этом случае все участники инвестиционного процесса попадают в своего рода экологическую «ловушку» инвестиционной активности. Необходим новый взгляд на привлекательность среды обитания, инвестиционные стратегии должны реализовываться согласно стратегиям пространственного развития.
С выше изложенной проблемой тесно связана ещё одна. Так как региональная экономика характеризуется значительным дисбалансом интересов в природопользовании и, соответственно, высоким конфликтным потенциалом экологического фактора, то это провоцирует возникновение и развитие эколого-экономических конфликтов, которые в случае недостаточного внимания со стороны органов управления могут приобрести качественные изменения в основе и динамике протекания, а также масштабности и интенсивности противостояния. Поэтому в условиях активизации хозяйственной деятельности и ограниченности ресурсов возникают неизбежные противоречия между экономическими субъектами по поводу режима доступа к природным ресурсам, возможных альтернатив их использования, а также связанных с этим ограничений. В конфликтах такого типа, как правило, прослеживаются и экономическая, и социальная, и политико-правовая составляющие, поэтому они часто вызывают широкий общественный резонанс.
Таким образом, следует отметить, что к нарастанию количества и масштаба социально-экологических конфликтов в Краснодарском крае приводят следующие проблемы:
1 ухудшение состояния окружающей среды;
2 дисбаланс интересов в природопользовании;
3 неполное соблюдение экологических требований при реализации целого ряда крупномасштабных проектов на территории края;
4 запаздывание экологических компенсационных мероприятий;
5 коррупционные схемы экологического лоббизма;
6 дискретность экологического законодательства;
7 слабая развитость демократических институтов;
8 формальный подход к проведению общественных слушаний и учету общественного мнения.
Очевидно, что состояние природной среды в ближайшем будущем может стать фактором все в большей мере сдерживающим экономическое развитие края, поэтому устойчивое развитие региона на перспективу зависит от решения таких вопросов, как:
1 обеспечение сложившейся хозяйственной структуры необходимыми ресурсами при одновременном уменьшении отрицательного воздействия на окружающую среду;
2 совершенствование структуры экономики в пользу развития рынка экологических товаров и услуг;
3 формирование институциональных условий оптимизации использования природно-ресурсного потенциала.
Основой формирования подобного механизма должна стать система экологического образования и просвещения, расширение инклюзивности в доступе к ресурсам за счет общественного участия в принятии экологически значимых решений, распространение позитивных практик управления социально-экологическими конфликтами, социально-экологический мониторинг.
При разработке системы индикаторов устойчивого развития для Краснодарского края необходимо использовать зарубежный и российский опыт в этой области, анализ обширного объема информации, включающий экономические, социальные и экологические показатели развития. К сожалению, приходится отмечать неразвитость региональной статистики в области охраны окружающей среды и состояния природных ресурсов, что является серьёзным препятствием к созданию информационной основы для принятия адекватных управленческих решений в области социально-экономического развития. В основу разработки системы индикаторов устойчивого развития для Краснодарского края, для повышения ее эффективности, необходимо положить подход «проблема-индикатор» и выделить ключевые, дополнительные и специфические показатели устойчивости.
В системе индикаторов устойчивого развития, исходя из приоритетности и региональной специфики, все индикаторы необходимо ранжировать на три группы:
1 ключевые или базовые;
2 дополнительные;
3 специфические.
Так ключевые индикаторы будут отражать самые значимые параметры регионального развития - темпы роста ВРП, динамику инвестиций в основной капитал, масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду, уровень безработицы и бедности населения, индекс развития человеческого потенциала и др.
Дополнительные индикаторы позволяют оценить качество региональной политики экономического развития - состояние окружающей среды, технологический уровень производства, состояние трудовых ресурсов, показатели здоровья населения и другие. По количеству их больше, чем ключевых.
Специфические индикаторы позволят подчеркнуть региональную специфику. Для Краснодарского края - это состояние почвенного плодородия, воспроизводство рыбных запасов, использование пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что за последние годы ряд показателей (в основном, экономических) демонстрирует положительную динамику, что несомненно свидетельствует об устойчивых тенденциях регионального развития. Однако, значения некоторых индикаторов требуют серьезного осмысления и дальнейшей интерпретации. К таким «проблемным» точкам регионального развития относились индикаторы энергоемкости, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, воспроизводство молоди рыбы, состояние почвенного плодородия, злокачественные новообразования, использование пестицидов и другие.
В заключении хотелось бы отметить, что достижение экологических показателей является не целью, а скорее инструментом или видом ограничений, которые при выходе их из состояния равновесия, становятся серьёзным препятствием для достижения целей устойчивого развития региона.