ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ Г. СОЧИ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ОЛИМПИАДЫ-2014 - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ Г. СОЧИ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ОЛИМПИАДЫ-2014

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

При формировании кластерного подхода сегодня в России одним из главных направлений является вложение инвестиций в человеческий капитал - в образование, здравоохранение, науку, культуру, социальные институты. Это позволит усилить развитие отраслей IT-, нано-, биотехнологий. По данным Э. Набиуллиной, количество предприятий в этих отраслях должно возрасти кратно. Сегодня их количество составляет меньше 10% российских компаний, а объем инновационной продукции - 5,5%. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. базой для развития высокотехнологичных центров будут служить крупные города и агломерации[1].

Кластерный подход в реализации экономической политики по своим характеристикам можно рассматривать как один из важных механизмов пространственного развития региона, позволяющий противостоять негативным социально-экономическим тенденциям внутренней и внешней среды. Опыт наиболее развитых стран показывает, что основные наукоемкие и высокотехнологичные отрасли экономики утвердились в большинстве своем в кластерообразующих организациях. Однако для создания кластеров и повышения конкурентных преимуществ территории необходимо формирование оптимальных социально-экономических условий в регионе.

При этом в Концепции кластерной политики в РФ отмечаются основные проблемы ее реализации:

- недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования;

- низкая восприимчивость предприятий к инновациям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств;

- недостаточное качество и ограниченная доступность транспортной и инженерной инфраструктуры;

- недостаточный уровень организационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития кластера, отсутствие системы эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера;

- ограниченный доступ к зарубежным рынкам[2].

Приведем пример соответствующих направлений в Краснодарском крае, которые связаны с направлениями социально-экономического развития Южного федерального округа. Основными ядрами роста здесь выступают ростовские и краснодарские агломерации:

- города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса; Краснодар, Армавир, Горячий Ключ, Кропоткин - специализация на транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающей промышленности, агропромышленный комплекс;

- Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи, Адлер, Туапсе - их  специализация рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство.

К основным стартовым преимуществам Краснодарского края можно отнести следующие:

- экономико-географическое местоположение;

- благоприятная окружающая природная среда;

- высокий рейтинг конкурентоспособности среди регионов;

- высокий рейтинг позитивного отношения населения к предпринимательству;

- высокие темпы экономического роста; 

- относительно высокий уровень человеческого потенциала;

- формирование и развитие особых экономических зон, подготовка и проведение Олимпиады в г. Сочи в 2014 г.

При этом среди основных опасностей и угроз для  развития региона в долгосрочной перспективе выступают:

1) ограниченный потенциал роста и диверсификации при существующей структуре производства;

- препятствие для наукоемких отраслей из-за отсутствия полноценного  образовательного кластера;

- отставание финансового сектора;

- административные и экономические барьеры для предпринимательства;

- низкий уровень инфраструктуры и сервиса в целом туристических и рекреационных зон и высокая стоимость при сравнении с зарубежными аналогичными странами и регионами;

- опасности Олимпиады 2014 г. из-за крупных реализуемых финансово-экономических проектов до 2014 г. и слабого экономического эффекта после 2014 г.

Данные опасности и угрозы в первую очередь связаны с возможностью диверсификации экономики Краснодарского края.

Сфера туризма и рекреации - важные отрасли Краснодарского края. При этом предполагается, что в будущем данные сферы приобретут весомый вклад в экономику края, причем побережье Краснодарского края будет иметь международное значение. Однако современная ситуация несколько противоречива, так как черноморские курорты остаются недостаточно привлекательными даже для россиян. Как уже отмечалось, в последние годы около 10 млн российских граждан выезжают за рубеж на отдых, тогда как в Краснодарском крае в среднем отдыхают около 13-15 млн чел. ежегодно.

При этом важными направлениями развития здесь должны стать:

- модернизация системы территориального планирования в области учета эколого-экономических и кооперационных возможностей развития и сотрудничества центров с рядом располагающимися административными образованиями в едином синхронном ключе (ориентация на формирование крупных зон развития);

- обеспечение высокого уровня и качества жизни населения как возможность повышения внутреннего потребительского спроса на товары и услуги местных кластерообразующих предприятий: в области образования, здравоохранения, инновационно-технических продуктов и др. (формированию кластеров, особенно на первых этапах, способствует высокий уровень спроса на их товары и услуги; при этом со стороны государственных и местных органов должны быть разработаны программы компенсаций по размещению на определенной территории региона тем организациям, которые несут в первую очередь инновационно-экологический, а также научный и интеллектуальный потенциал развития);

- формирование и развитие программ развития предпринимательства, направленных, с одной стороны, на снижение институциональных ограничений (административных барьеров) деятельности предприятий, с другой - на содействие развитию долгосрочных связей между бизнесом и научно-образовательными организациями по продвижению инноваций на рынок (возможно, через систему грантов, снижения налогов на инвестиционную и научно-инновационную деятельность и др.); 

- отражение в программе по проведению Олимпиады-2014 в г. Сочи мер по снижению рисков в долгосрочной перспективе.

Последнее направление должно быть связано с формированием инфраструктурных предпосылок развития кластеров на территории Большого Сочи и других зон, имеющих взаимные экономические связи (по географическому местоположению и функциональному интересу). Речь идет о том, что при учете современных мировых тенденций в кластерном портфеле Краснодарского края мало представлены высокопроизводительные кластеры, среди которых представлены кластеры дистрибуции, мебельный, винный и табачный.

При этом, говоря о Большом Сочи, необходимо понимать, что строительство крупных спортивных и обслуживающих объектов для проведения Олимпиады 2014 г. - мощный импульс для формирования и развития кластеров на данной и рядом расположенных территориях. Причем проведение данной кампании может содействовать развитию различных отраслей: в первую очередь индустрии спортивной одежды и экипировки, спортивного инвентаря, сферы активного (скалолазание, лыжный спорт и др.) и пассивного (санаторно-курортный) отдыха и др. Зона Большого Сочи является приоритетным социально-экономическим пространством, где могут быть реализованы направления кластерной политики. Однако, как видно из анализа соответствующих направлений кластерной политики в РФ и Краснодарском крае, на территории г. Сочи недостаточно полно учтены скрытые возможности развития профильных кластеров.

Здесь, на наш взгляд, необходимо предложить такие профильные кластеры, которые могут способствовать развитию естественных конкурентных преимуществ данной территории, а также приобретению новых преимуществ более высокого порядка.


[1] Задачи для лидера евразийского пространства // ВВП: российское экономическое издание. 2008. № 10 (41). С. 90-93.

[2] О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. СПС «КонсультантПлюс».

Просмотров работы: 2