Классическая культура древнего и современного Китая всегда отличалась и отличается обилием образов реальных и мифических животных. Подобный анимализм встречается в самых разных памятниках культуры: усыпальницах императорской семьи, произведениях народного фольклора и т.д.
В данной статье мы затронем большинство аспектов культуры Китая, в которых наиболее ярко выражено явление художественного анимализма. Объектом исследования статьи является комплекс проявлений художественного анимализма в культуре традиционного Китая.
Распространенность анималистических образов присуща большинству древних цивилизаций. Китайская культура не стала исключением. Многочисленность и разнообразие фауны Китая предопределило видовое обилие встречаемых в памятниках зооморфных образов, что способствует большому разнообразию таких образов не только в литературе или традиционном художественном искусстве, но и даже в философии. Доминантой китайской культуры является пятичленная космологическая модель, согласно которой выстраиваются пространственно-временные зоны, натурфилософская, цветовая символика, в том числе и зооморфная. Учитывая значимость комбинаций из пяти элементов, из указанных групп животных-персонажей выделяют пять наиболее популярных в Китае: дракон, черепаха, тигр, обезьяна и журавль. Именно эти символы наиболее часто встречаются в художественных орнаментах императорских дворцов и буддистких храмов.
Сюда же можно отнести и огромное количество мифологических персонажей в рельефах, росписях, на лубочных рисунках. Больше всего темы и герои мифологических сказаний представлены именно в художественном творчестве китайцев. Их можно обнаружить на древних глиняных и бронзовых сосудах, которые использовались в ритуалах жертвоприношений богам.
В древности по обе стороны дороги, ведущей к гробнице знатного человека, устанавливали каменные изваяния мифических животных.
В первые века нашей эры фигурами Фуси в паре с Нюйвой стали украшать рельефы могильных сооружений. Они представлены в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетенными змеиными (драконьими) хвостами, что символизирует супружество.
Фигурки мифических существ устанавливали (и до сих пор это делают) на коньках и карнизах крыш домов. А на юге Китая дома одного клана или фамилии образуют сплошные концентрические круги, напоминающие свернувшегося дракона.
В традиционном Китае семьи жениха и невесты выдавали друг другу брачные поручительства, оформленные на листках красного цвета с многочисленными изображениями дракона и мифических птиц. Обычно лицо невесты скрывала вуаль из красного шелка с изображением дракона.
В одной из провинций современного Китая удалось обнаружить сохранившийся до наших дней свадебный паланкин. Его украсили деревянной резьбой с изображением 20 пар волшебных птиц-фениксов, 36 драконов, 54 журавлей (символов долголетия), 250 других мифологических персонажей.
Древние китайцы, используя образы животных, кодировали соответствующие месяцы, сутки, годы. Наиболее яркое подтверждение этому - знаменитый Восточный календарь, называемый так же «Лунным календарём».
Каждый месяц Восточного календаря символизирует определенное животное, притом оно вполне может быть как реальным, например: крыса, змея, бык, лошадь и т.д., так и мифическим, существует, например, Год Дракона и т.д.
Таким образом, становиться совершенно очевидной высокая роль анималистических символов и образов животных в традиционной культуре китайцев.
Современная культурология разделяет вышеописанные образы и символы на три группы. Первая включает в себя образы и символьные обозначения тех животных, которые обязаны своим происхождением исключительно мифам и народным приданиям. Т.е., иными словами, фактически вымышленных существ, населявших лишь фантазийные миры культурных памятников Китая. К таковым, например, можно отнести китайского дракона - целиком вымышленного существа, занимающего, однако, доминирующее место в традиционной культуре Китая.
Во вторую группу принято включать так называемых «полумифических» существ - реально существующих в мире зверей и птиц, наделенных внутри произведений какими-либо сверхъестественными способностями. К таковым можно отнести героя множества народных сказок и приданий- китайского белого тигра (Байху). Описание этого животного в произведениях практически полностью совпадает с реально существующим прототипом, однако, уникальные свойства и качества, которыми наделен Байху в реальности существовать не могут.
В третью группу входят только реально существующие обитатели фауны, чьи образы внутри традиционной китайской культуры обрели определенный сакральный смысл. Например, большой степенью символизма обладает образ журавля, его часто связывают с такими фундаментальными понятиями, как семья, семейное счастье, долголетие, верность и т.д. Группа так же классифицируется на диких и одомашненных животных и птиц.
В соответствии с представленной классификацией проведем краткий анализ каждого из наиболее распространенных в классической культуре Китая анималистических образов.
Дракон. Китайские драконы недаром выделены особо. Они занимают центральное место в китайской мифологии. Дракон в Китае, в Поднебесной, считался существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон». Императорский трон именовался «драконьим престолом».
Легендарный правитель Китая Фуси ввел, по преданию, чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. Так, парадные халаты чиновников высшего, седьмого ранга украшал вышитый золотыми нитками дракон Лун, у которого на лапах было по пять когтей. Одеянию менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон Ман, обладавший всего четырьмя когтями. И так далее.
Драконы разделялись не только по числу когтей. На высшей ступеньке драконьей иерархии стояли драконы, умеющие летать. У них в подчинении находились духи-драконы. Затем - земные драконы: они когда-то были летающими, но по разным причинам потеряли такую способность. Замыкали список подземные драконы, в чью обязанность вменялась охрана драгоценных кладов.
Но и это еще не все. Китайцы делили драконов на желтых - хуан, зеленых - цин, красных - чжу, белых - бай и черных - сюань, на чешуйчатых - цзяо, рогатых - цю и безрогих - ни и т.д.
В китайской культуре драконы нашли свое отражение буквально повсюду, начиная от императорского дворца и заканчивая праздничными рисунками на дверях деревенских домов. Статуи драконов украшают храмы, усыпальницы, дворы знатных домов, музеи и даже правительственные здания.
Сегодня их чаще всего можно увидеть в качестве статуй-хранителей возле входа в гостиницы, бизнес-центры, банки и т.д.
Во время праздников китайцы очень часто помещают изображения дракона на растяжки, вырезают в виде статуй из снега и льда, устраивают традиционный танец дракона.
Мифическая птица Фэнхуан. Яркий представитель древнекитайской мифологии. В западноевропейской и русской литературе Фэнхуан обычно трактуется как птица феникс. Наиболее ранние упоминания о Фэнхуан встречаются уже в иньских гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.).
Не исключено, что большое значение, которое древние китайцы придавали Фэнхуан, связано и с архаическими представлениями части иньских племен (особенно на п-ове Шаньдун), считавшей своим тотемом птицу. Возможно, что еще одно свидетельство солярной природы образа птицы фэн - соотнесенность со стихией огня в классификационной системе пяти первоэлементов. Появление этой птицы у древних китайцев считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, Фэнхуан упоминается в легендах о правителе Хуан-ди, государе Шуне и т. п.
Фэнхуан так же считался в средневековом Китае символом человеколюбия (жэнь) и одновременно - государя (наряду с драконом - лун), но чаще талисманом самой государыни-императрицы.
В средние века образ Фэнхуан часто использовался и в даосизме. В даосских легендах сообщалось о святых, разъезжающих по небу на «огненной птице», в ряде преданий рассказывается о явлении женщинам во сне птицы, после чего те рожали выдающихся сыновей. За этим можно видеть представление о Фэнхуан как о птице, связанной со светлым началом Ян.
Образ Фэнхуан чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. До нас дошли бронзовые сосуды, ориентировочно относящиеся к эпохе Шан-Инь с рельефами, изображающими Фэнхуан как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и своеобразным гребнем типа трезубца на длинной ножке на голове.
До сих пор в Китае феникс (фэн-хуан) считается вторым из четырех легендарных священных животных, наделенных духовностью и соединяющих в себе Инь и Ян. Его тело символизирует пять человеческих достоинств: голова - добродетель, крылья - долг, спина - правильное поведение во время ритуалов, грудь - человечность, а живот - надежность.
Единорог (Цилинь). Еще один яркий символ классической культуры Китая. Традиционно его принято называть «китайским единорогом». Такое отождествление сформировалось в результате попыток прибывших в Китай христианских миссионеров вписать местный фольклор в рамки знакомых им европейских представлений о животном мире Востока. В китайской мифологии это чудо-зверь, главное из 360 животных, населяющих сушу. Внутри философии фэн-шуй символизирует долголетие, великолепие, радость и мудрость.
Китайский цилинь, наряду с луном (драконом), фэнхуаном (фениксом) и гуй (черепахой), является символом одной из четырех сторон света.
Подобно западноевропейскому единорогу, Цилинь символизирует долговечность и благополучие. Благодаря этому его изображения часто наносились на предметы императорского обихода. Император Канси повелел носить изображения единорога обладателям высшего военного ранга Поднебесной.
Согласно древнекитайским мифам, «китайские единороги» выступают и в качестве верховых животных "бессмертных" мудрецов, и своеобразными "аистами", приносящими с неба детей.
Китайский единорог, а вернее его символ, использовался и при императорском дворе Китая. Например, склеп императора Вэнь-ди эпохи Наньчао (430-589 гг. н.э.) украшен многочисленными статуями каменных Цилиней.
Символизировавший некогда мир и спокойствие, Цилинь постепенно приобрел черты носителя власти и силы в культуре Китая.
Его изображения можно встретить на вазах, саркофагах, в виде резного узора на фасадов домов и т.д. Однако, по неизвестным причинам, в многочисленных китайских храмах не обнаружено ни единого изображения этого мифического существа. Очевидно, буддизм отрицал или во всяком случае не предусматривал его существование. Даже в виде религиозной символики.
Черепаха. Черепаха, как анималистический символ, так же занимает немаловажное место в китайской мифологии. Её образ отражен в нескольких традиционных мотивах китайского искусства, включая «чёрную черепаху севера» - сюаньу, черепаху-носителя текста - биси, и «драконочерепаху»- симбиоз двух наиболее популярных в Китае мифологических существ, этот символ наиболее часто встречается нам в культурных текстах древнего искусства Феншуй.
Самые первые надписи в Китае были сделаны именно на черепашьих панцирях, что даёт китайцам повод считать черепаху символом мудрости, преемственности и образованности.
С древности и до наших дней в Китае мясо многих видов черепах считается деликатесом, их пластроны (нижние створки панциря) широко используются в традиционной китайской медицине.
По мнению многих исследователей, черепаха с её куполообразным карапаксом (верхним щитом панциря) и плоским пластроном (нижним щитом) напоминает древний китайский образ мироздания - круглое небо и плоская квадратная земля (天圆地方, Tiān yuán dì fāng). Поэтому не удивительно, что как и у некоторых других народов, черепаха встречается в древних китайских мифах космогонического характера.
Достаточно большое количество статуй, изображающих черепах, можно встретить в императорском дворце в Пекине (Гугун). Это свидетельствует о популярности данного зооморфного образа в светских кругах древнего Китая.
Стоит так же отметить, что в Китае, черепаха одновременно является и мифическим существом. Например, во многих литературных памятниках Китая эпохи династии Юань можно встретить мифический персонаж, обладающий невероятными размерами и способностями, и, по описаниям, лишь частично напоминающий свой реальный прототип.
Вдоль так называемого «пути духов» в минских гробницах в Пекине располагается 12 скульптур людей и 24 статуи каменных животных. Среди них - 4 статуи «сечжи» - мифического животного, способного, согласно народным приданиям, отличить истину ото лжи, добро от зла.
Во времена правления в Китае династии Цин на халатах императорских чиновников, надсмотрщиков и судьей должно было быть вышито изображение «сечжи». В своей автобиографии последний цинский император Пу И также указал, что перед рабочим столом императора находилась статуя «сечжи», как бы напоминавшая ему быть требовательным и честным в государственных делах.
«Тяньлу» и «писе» (разгоняющий демонов) - это китайские мифические животные, приносящие удачу и отгоняющие злых духов. По внешним признакам напоминают львов с крыльями. При династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г.) изображение двух этих животных использовали лишь для декоративных целей. Позже статуи «тяньлу» и «писе» стали размещать перед гробницами, в знак того, что умерший при жизни обладал властью и авторитетом. Изображения «тяньлу» и «писе» можно встретить на одежде, знаменах армий, на рукоятках печатей или даже колоколах.
Помимо образов животных мифических, образы реальных животных так же широко распространены в традиционной культуре Китая.
Наиболее популярным и почитаемым среди китайцев считается образ тигра, в особенности белого тигра, т.н. «Байху». Тигр - это особый знак для китайцев. Символ воинской доблести, он, согласно легендам, побеждает демонов и недобрых духов, стремящихся омрачить жизнь людей.
Олень. Символ долгой жизни. По преданиям, он - единственное животное, нашедшее Гриб Бессмертия. Всегда изображается рядом с Богом Долголетия.
Заяц. Также символ долгой жизни. А изображенный в красном цвете символ служит неким предзнаменованием удачи.
Журавль. В традиционной китайской философии наделен многочисленными мистическими свойствами, в том числе, считается символом долголетия. Очень популярен в Китае. На картинах и орнаментах часто изображается под сосной (еще одним символом долголетия).
Цикада. Символ бессмертия или воскрешения. Также олицетворяет счастье и вечную юность. Очень популярны маленькие фигурки цикад, выполненные из жадеита. Считается, что они вселяют великие идеи и придают живость мысли. А умершим такую каменную миниатюру часто кладут в рот, чтобы обеспечить им "вечную жизнь".
В Китае чтят определенных животных, которые, по мнению жителей этой страны, не только защищают от враждебных сил, но еще даруют человеку мужество, выносливость и силы противостоять злу.
Медведь. Мужество и сила. Китайцы верят в то, что его изображение, повешенное у входа в дом, - действенная защита против взломщиков.
Слон. Сила, энергия, несокрушимость и мудрость. Слон - одно из семи «сокровищ буддизма». Считается способным противостоять самым ужасным духам.
Лошадь. Символизирует собой скорость и упорство. Также одно из семи «сокровищ буддизма». Китайцы считают лошадь покровительницей умных детей. Дарует людям упорство, выносливость и силы противостоять злу, а детям - быстрое развитие и упорство в приобретении знаний.
Леопард. В ментальности китайцев является символом мужества и свирепости война. Его изображение защищает от злых врагов, дает силы к победе и часто используется как символ борцов за свободу и независимость. Также считается покровителем воинов. В древнем Китае право наносить изображение леопарда на доспехи имели лишь войны императорского полка.
Лев. Согласно древнекитайской натурфилософии образ льва ассоциируется с энергией и доблестью. Его так же во многом расценивают как защитника дома и общественных мест. Каменные скульптуры изображающие одного льва или группу львов часто располагают у входа в храмы. В Китае даже существует ритуальный танец Льва, который танцуют по праздничным дням под громкую музыку, согласно древнекитайской традиции он отпугивает демонов и привлекает удачу.
Летучая мышь. Символ счастья и долголетия. Сама семантика сочетания слов "летучая" и "мышь" по-китайски означает "счастье". Если этот символ используется для привлечения удачи - то его наносят с использованием только красного цвета (цвета радости).
Среди образов домашних животных китайцы особо выделяют образ петуха. В старые времена китайцы часто приклеивали или рисовали изображение этой птицы на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Эта традиция сохранилась и в наше время лишь в сельских районах провинции Шэньси, на северо-западе Китая.
В ментальных представлениях древних китайцев петух является символом солнца. Таким образом, изображение петуха на двери олицетворяло приход солнца в дом. Это выражало ожидание прихода весны. Также считалось, что изображения петуха защищают от негативного воздействия злых духов.
Буйвол. Как основное тягловое животное в рисоводческом хозяйстве, водяной буйвол (шуйню) занимал определённое место в китайской простонародной культуре и религии, но объектом особого поклонения не служил. Хотя некоторые мифологические персонажи, например, Нюй-ва, изредка изображались с головой быка, традиция фиксирует скорее превращение в божество, почитаемое в виде буйвола, огромного дерева или даже человека, чем прямое поклонение некоему божеству в виде животного. Бык (вместе с бараном и свиньей) входил в набор жертв при совершении "великого императорского жертвоприношения" (тай лао). В литературе и искусстве философского (даосского) направления бык символизирует огромное живое существо, выступая в качестве метафоры мира как единства всех вещей, своего рода суперорганизма.
В собственно "народной религии" весьма популярен образ Царь-буйвола (Ню-ван). Традиция приписывает его к покровителям домашнего скота.
Проведя анализ анималистических образов в культуре Китая, мы можем сделать вывод о том, что с древнейших времен достаточно большое количество как мифических, так и реально существующих животных становились предметом народного и светского культа этой страны. Религия, философия и абсолютное большинство космогонических мифов традиционного Китая непременно включают в себя большое количество зооморфных символов, каждый из которых взаимосвязан с остальными и выполняет определенные, уникальные функции. Все это неизменно находит отражение в различного рода культурных памятниках: мифах, сказаниях, легендах, монументах и т.п. Подобные проявления анимализма придают культуре Китая определенную уникальность, разнообразие и эстетичность.