Влияние художественного искусства зарубежных сюрреалистов на современную молодежь - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Влияние художественного искусства зарубежных сюрреалистов на современную молодежь

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обозначенная тема, «Влияние художественного искусства зарубежных сюрреалистов на современную молодежь», несомненно нуждается в раскрытии. И так, сюрреализм - это (фр. surréalisme - сверхреализм) направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х прошлого столетия во Франции. Это направление отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Однако энциклопедический словарь живописи, под редакцией Мишеля Лаклотта (директора музея Лувра), дает более глубокую трактовку данному художественному направлению. Сюрреализм - это моральная и эстетическая доктрина, ведущая свое происхождение от символизма, трансформированного психоанализом.

Актуальность темы заключается  в том, что среди современной молодежи данное направление в искусстве довольно популярно. Однако совсем не хочется, чтобы глубокие, психологические, философские произведения таких именитых художников, как Сальвадор Дали, Джорджо де Кирико, Ив Танги и Рене Магритта, становились поп-культурой.

Цель работы - выявить степень влияния сюрреализма на современных подростков.

Многочисленные футболки с изображением известных картин, сережки или часы с портретом Дали, татуировки, браслеты, вещи для домашнего интерьера - все это уничтожает духовную составляющую любого искусства, сюрреализм - не исключение. Поэтому сформулирована задача - превратить бездумный интерес молодежи в сознательную увлеченность, при условии определения влияния сюрреалистичного искусства на современную молодежь.

Cюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).

Об оторванности от реальной жизни говорит название направления: "сюр" по-французски "над"; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения "над" реальностью, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Например, работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги.

Основной принцип направления - отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности.

Поэтому выставки произведений сюрреалистов часто сопровождались скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали, что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты, в свою очередь, обвиняли зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества "передовых" художников.

Общими особенностями искусства сюрреализма является: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращались к имитации первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

 Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание отталкивающих образов, эклектику и китч.

Сегодня идея сюрреализма - из ошибок делать искусство, дошла до абсурда: теперь ошибки называют искусством и сюрреализмом. Признаки жанра впитались в моду, коммерцию.

Большинство признаков «первоначального» сюрреализма утрачено. Художники потеряли  заветное чувство меры и пропорции, они забывают добавить уникальность и другие немаловажные составляющие.

Новые картины в этом стиле оригинальные и мастерски выполненные. Но, к сожалению, не уникальны и даже бессмысленны. Подобных сюжетов, можно придумать тысячу. Следовательно, на сегодняшний день, загадка и тайна сюрреализма постепенно вымирает.

По мысли теоретиков сюрреализма, целью творчества должно быть не отражение или отображение окружающей реальности, а контакт с "высшей реальностью", областью бессознательного. Сюрреализм верит в существование не придуманных структур, в то, что художник может быть посредником между высшей и обыденной реальностью.

Поскольку препятствие, стоящее между высшей реальностью и "чистым" сознанием, - это знания, приобретенные представления, правила и установки.  То носителями чистого видения могут быть дети, "дикари" и душевнобольные.  По мнению  Бретона (французский писатель и поэт, основоположник теории сюрреализма.), - «дети ближе всего к подлинной жизни... Благодаря сюрреализму эти с возрастом утраченные способности могут быть восстановлены».

Цель сюрреалистичных произведений - понять и приблизиться к подлинной сущности бытия.

Социологический опрос, проведенный с целью выявить популярность данного направления среди молодежи, показал, что 80% из числа опрошенных знакомы с понятием сюрреализм, но не многие оказались способны назвать имена выдающихся художников-сюрреалистов. Однако были и таки, кто перечислил современных последователей сюрреализма. Из чего можно сделать вывод: целенаправленно увлекающиеся подростки не потеряны в современном мире, и такое приобщение к искусству, несомненно, важно, так как не утратит, а, следовательно, и передаст знания прошлого наше поколение следующему.

На вопрос: «Какого Ваше отношение к тиражированию работ в предметах широкого потребления?», мнения разделились почти поровну, с небольшим преобладанием  «положительного отношения» подростков к коммерческой составляющей. Мы считаем, что это все же не плохой результат, так как вероятность превратить бездумный интерес молодежи в сознательную увлеченность возрастает. В начале исследования, думалось, что процент таковой будет гораздо ниже.

Цель работы достигнута. Степень влияния сюрреализма на современную молодежь определена: уровень влияние не высок, так как большинство молодых людей не задумываются, о ценном вкладе сюрреализма в современное общество. Не многие способны задуматься о том, что старался передать художник, но, как говорил Бретон, и что было сказано выше - «Благодаря сюрреализму с возрастом утраченные способности могут быть восстановлены". А это, несомненно, поможет заполнить духовный вакуум молодежи в настоящее время.

Список литературы:

  • Энциклопедический словари ЖИВОПИСИ под ред. Мишеля Лаклотта и Жан - Пьера Кюзена, Мск «Терра» 1997
  • Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007
  • http://www.fomiash.ru/material16.htm
  • http://www.arthit.ru/surrealism/surrealism-r.html
Просмотров работы: 149