Современные якутские мультфильмы с точки зрения экологического воспитания - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Современные якутские мультфильмы с точки зрения экологического воспитания

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье мы постараемся изучить использование экологических символов традиционной культуры народа саха в современных якутских мультфильмах.

Причиной обращения именно к этой форме передачи информации и воспитания детей стало то, что наши дни мультфильмы как визуальное развлечение и информационный источник очень популярны. Начала свое развитие эта отрасль, мультипликация, в Республике Саха (Якутия) сравнительно недавно и набирает обороты. Хороший мультфильм для ребенка - незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии, он может оказать родителям неоценимую помощь в воспитании ребенка. Уроки, которые в доступной и увлекательной форме преподносит малышу мультфильм, легко запоминаются и не выглядят нравоучениями, они наглядны и понятны.

Учитывая такую характерную черту мультфильма, можно привлечь внимание детей к окружающему миру, к проблемным вопросам защиты природы, понятиям, закладывающим базисные основы взаимоотношения человека и окружающей среды.

В основном большая часть мультфильмов основана на сказках, былинах, народных преданиях, словом, фольклоре и устном народном творчестве. Они, как часть культуры народа, отражают его основные мировоззренческие понятия, человеческие ценности, народную мудрость. Велика при этом роль символов.

 Основываясь на многочисленных исследованиях, можно сделать заключение, что человеческая культура начинается там и тогда, где проявляется способность сознания к символизации. Культура предстает как смысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь и в знаках и в символах. С помощью символа человек нашел способ передачи информации средствами, превосходящими возможности языка. Например: гербы, эмблемы, знамена, ордена, полумесяца или образы, голубь мира и т.п. Помимо наглядно-образной формы они передают абстрактные идеи и понятия. Причем, формы материальной культуры могут со временем меняться, но символы сохраняются (иногда даже на протяжении тысячелетий). Смысл символа чаще всего является многоуровневым, в него могут быть включены различные историко-культурные представления, знание которых облегчает понимание этого смысла.

На основе трудов различных ученых, изучающих традиционную культуру народа саха, мы можем привести следующие самые основные символы, несущие в себе экологическую компоненту:

- Дух-хозяйка Земли, Дойду Иччитэ Аан Алахчин Хотун. Земное и природное пространство все считалось владением изначальной госпожи-богини Аан Алахчин Хотун. Она близко к сердцу принимает судьбу-благополучие людей, живущих на ее земле. Аан Алахчин Хотун олицетворяется всей окружающей природной средой, которая любит и оберегает человека. Осмысление этой богини напоминает родную землю или ассоциируется с понятием «родина-мать». Аан Алахчин Хотун снабжает богатыря народного эпоса олонхо мудрыми и пророческими советами о том, как вести себя в чужой стороне. Кроме того, дает напиться молока из своей груди, благотворное влияние которого равносильно волшебной оживляющей воде. Расставаясь с родиной, богатырь просит ее, чтобы она заботилась об оставленном доме и скоте; просьба охотно принимается и выполняется. В старых мифических преданиях и сказках говорится о том, что живет Аан Алахчин Хотун на роскошном восьмиствольном дереве Аар Кудук Мас, соединяющее все три мира. Современные якуты остерегаются рубить слишком крупное дерево, растущее близ жилья, считая, что в нем живет Дойду иччитэ. До недавнего времени в некоторых улусах с достаточным количеством пахотной земли не портили сохой почву, в особенности на больших красивых ланях, боясь причинить боль хозяйке Дойду Иччитэ. Ведь Аан Алахчин Хотун никому вреда не делала, а бывает лишь разочарована, когда люди портят любимое ее дерево или поле и плачет. Она любит гулять в виде маленького вихорька, которого якуты не трогают. У нее двое детей (Эрэкэ и Дьэрэкэ), которые двигаются в виде амбры или испарения. В подарок им якуты развешивают на деревьях пучки конских волос, цветные тряпочки. Аан Алахчин Хотун, ее космогонический образ относится к земным богам, поддерживающим космический порядок на земле. На сегодняшний день ее образ в виде красивой, зрелой, доброй женщины достаточно широко используется в изобразительном искусстве, к ней обращаются при исполнении традиционных ритуалов.

 - Главой экологически-тотемного значимых растений является Аар Кудук Мас (Величественное дерево), которое по преданию якутов находится в центре земли или мироздания. Символизирует вечность, долголетие. Такое дерево можно считать вратами в царство мирового растительного мира. Именно на нем живет дух-хазяйка Земли Аан Алахчин Хотун, которая управляет всей природной стихией на земле. Это дерево связывает нижний, средний и верхний миры. Иногда считают, что это мировое дерево, раскинутое по восьми горизонтальным направлениям мира, является восьми-лучистым ослепительно белым солнцем. В стволах дерева древние богатыри или путешественники находили источник живой священной воды, которая оживляет мертвых. Образ священного дерева якуты устанавливают на месте летнего празднества ысыах, прямо в центре поля в виде восьмиствольного сэргэ-коновязи. По некоторым представлениям якутов, существуют три дерева, олицетворяющие природу: священное дерево Аар Кудук чэчик масс, дерево с оруком ветвистое и дерево кэрэх почитаемое.

            - Дух леса и покровитель охоты Баай Байанай, который представляется в виде мудрого старца, одетого в различные меха животных. Он ведает удачей на охоте, следит за благосостоянием животного мира леса. Каждый охотник перед охотой должен «умилостивить» Байаная, исполнив специальный ритуал поклонения - алгыс, преподнести дары через священный огонь костра. Подобное действо требуется исполнить и после хорошей охоты. Нам же важно отметить тот аспект, что данный образ прививает рачительное, бережное и уважительное отношение к диким живым ресурсам природы.

            - Образ белого журавля стерха (кыталык по-якутски) впоследствии своей естественной красоты олицетворяет  чистоту, счастье, удачу, расцвет весенней природы, а также невинных юных девушек. Данный вид птиц, прилетающий на территорию Якутии из стран Средней и Южной Азии уже давно находится под охраной как исчезающий вид, при том, что местное население на него изначально не охотится.

             - Кроме дерева Аар Кудур Мас из растительного мира еще одним символом красоты родной природы выступает лилия даурская (сардаана по-якутски).  По якутским поверьям цветок сардааны являлся гордостью Творца. Решил Он дать людям Счастье, разбросав его по всему свету. На самой северной земле Счастье обернулось прекрасным огненным цветком. Таким образом символика этого образа также передает сочетание божественности с природным компонентом.

            - Наконец, мы также хотели бы отметить алаас, эдакую колыбель коренного якутского наслега. Алаас представляет собой вытянутую с севера на юг пологосклонную и плоскодонную ложбину овальной формы диаметром до нескольких километров и глубиной до 30 м. Образуется при вытаивании подземных льдов, усадке грунта и горных пород. Низина аласа обычно покрыта заболоченным озером, а склоны - лугово-степной растительностью. Алас являет собой автономный биотоп. Характерны торфонакопления. Сухие ареалы аласа обычно используются в качестве сельскохозяйственных угодий. Самый крупный алас - Мюрю, находится в Усть-Алданском улусе Якутии. В силу своей «впечатанности» в геологическую, историческую реалию Якутии, данное природное явление также может быть местным природным символом.

Перейдем же теперь к рассматриваемым мультфильмам.

Анализируемые в данной статье мультфильмы представлены в сборнике «Якутские мультики» (Сахалыы мультиктар), где собраны мультипликационные фильмы по мотивам якутских народных сказок. Диск вышел в продажу с 2008 г.  года и имеет 7 мультфильмов, созданных разными авторскими коллективами в течение последних 10 лет. Для удобства ознакомления с ними информацию представляем в виде следующей таблицы:

 

Название мультфильма

ФИО творческого коллектива

Основное содержание

Язык

1

«Алаа-Могус»

Режиссер, аниматор Константин Тимофеев

Дети старика Чахачаана убегают в лес, где их съедает чудище по имени Алаа-Могус. Оно хочет съесть и самого старика, но благодаря своей смекалке ему удается спасти от чудища и себя, и сыновей.

На якутском, на русском.

2

«Таал-таал эмээхсин» («Старушка Таал-таал»)

Режиссер Зинаида Борисова, аниматоры Анджелика Евдокимова-Ефремова, Николай Ефремов

Старушка Таал-таал идет зимой за водой на озеро там нечаянно падает на лед и прилипает к нему. Чтобы выйти из этой ситуации она обращается за помощью ко Льду,Солнцу, Туче, Ветру, Скале, Мышке. В итоге выясняется, что сам человек может найти выход и оказать помощь.

На якутском с русскими субтитрами.

3

«Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» («Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами»)

Режиссер Сардана Иванова, Анатолий Кириллин; аниматоры Ариана Куличкина, Алексей Татаринов

У бездетной старушки Бэйбэрикээн, имеющей только пять коров, чудесным образом появляется из волшебного цветка прекрасная девушка-дочка, ее берет в жены удалой охотник Бэргэн и везет к себе домой, но по пути оставляет ее и идет охотиться. В итоге девушка забредает к злой ведьме, которая взяв ее обличье едет вместо нее в дом жениха. Но тот ее обличает и уничтожает. Затем возвращается к старушке, у которой вновь из цветка воплотилась девушка и они остаются вместе.

На якутском.

4.

«Карась комар»

Режиссер, аниматор Роберт Лабидас

Бедняк-воин влюбляется в дочку богача, и чтобы иметь право взять ее в жены на состязании воинов-боотуров идет в лес и у духов леса берет силу. Победив всех на турнире он женится на богатой девушке, но в семейной жизни она уже не кажется ему такой прелестной и милой, а «толстобока, как карась, зудит, как комар». Герой отправляется в различные путешествия по миру и Мирам, но так и не становится мудрым.

На русском.

5.

«Алаа-могус и птичка Токку»

Режиссер Светлана Сивцева, аниматор Ариана Куличкина

Чудище Алаа-могус стало поедать всех подряд в лесу, но маленькая удалая и смелая птичка Токку справляется с чудищем и оно убегает.

На русском.

6.

«Круговорот»

Режиссер, аниматор Роберт Лабидас

Созданный по мотивам якутских сказок, мультфильм повествует об отношениях между человеком и его домашним животным (лошадь), о лености, о мечтательности, о смене времен года и событий в жизни человека.

Без слов.

7.

«Ааныс» («Аннушка»)

Режиссер, аниматор Константин Тимофеев

Легенда о том, откуда на Луне стал виден силуэт девушки с ведрами - в давние времена сиротка Ааныс взмолила Луну взять ее к себе от несчастной жизни.

На якутском, на русском.

Теперь рассмотрим, насколько в них использованы экологические символы и образы. На первый взгляд, они как будто бы есть в достаточной мере, ведь все мультфильмы (как и породившие их народные сказки) имеют природу как основной фон для событий. Но если присмотреться тщательнее, то их весьма не много.

Образ мирового дерева, Аал Кудук Мас - ни в одном из мультфильмов оно не представлено в полной своей сути, только как заключительный кадр показано в мультфильме «Круговорот». Однако из-за высокой философской нагрузки этого произведения у детей младшего возраста может не возникнуть ассоциаций, почему оно там показано, в силу каких своих особенностей.

Священная тотемная птица белый журавль стерх (кыталык) - представлена также только в одном из мультфильмов, в том же «Круговороте», когда весной герой радуется приходу тепла, приросту деревьев. Именно тогда прилетает стая журавлей-стерхов, чей образ полон нежности, торжества момента. Поэтому тут можно проследить четкую ассоциативную связь «прилет стерхов-весна-расцвет природы-радость-счастье».

Дух лесной охоты Байанай - его образ представлен тоже только в одном мультфильме, «Карась комар» (хотя тема охоты есть и в другом мультфильме, «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами»). Там Байанай появляется на пару с духом народной сказительности Сэркээн Сэхээном и по просьбе героя они дают ему волшебную силу. По своей щедрости они готовы были дать ему и мудрость, но герой из-за глупости свой отказывается от этого второго дара. В силу особенностей аниматорского стиля образ Баяная не очень соответствует традиционно принятому (изменен в сторону перегрузки цветом, некой комичности) и по сюжету нет четкого отражения его изначальной функции - заведовать лесом, животным миром. Но тем не менее, его нахождение в лесу, его волшебная суть сохранены. Также показан и ритуал обращения к нему посредством подношения к огню костра.

Лилия даурская (сардаана) - этот почитаемый редкий вид растения также есть только в одном мультфильме, «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами». Будучи ярким представителем местной флоры этот цветок своей красотой прочно вошел в культуру как образ красоты, нежности, женственности. Поэтому в данном мультфильме (как изначально в сказке) прекрасная девушка появляется из этого цветка. Ее душа, ее жизнь - это есть цветок, сардаана. Бережной отношение к ней старушки, любовь ее и молодого охотника символизируют любовь к родному краю, притяжение к красоте, стремление ее оберегать. Таким образом, подчеркивается мысль, что красивые воплощения в природе призывают нас оберегать их, восхищаясь.

Алаас (округлая поляна в лесу, с озером, результат таяния мерзлоты) - образ этой замкнутой экосистемы представлен уже не только в вышеуказанном мультфильме, но также и в «Карась-комар», «Круговорот», поскольку он является и по сей день основным местом проживания людей в сельской местности. Он не несет в себе особой смысловой экологической нагрузки, просто показан как фон, место действий.

Таким образом, половина из указанных современных якутских мультфильмов имеют в себе экологические символы, присущие культуре народа саха. Это происходит от того, что традиционная народная культура и в сказительстве опирается на Природу как основополагающую, жизнеутверждающую суть, тем самым оживляет ее, выражает уважение к ней, подчеркивает и ценит ее.

Отсутствие же экологических символов в других мультфильмах объясняется их сюжетной канвой, где их не может быть по сути. Основная цель тех мультфильмов - отразить житейскую мудрость, показать отрицательные свойства характера и пр.

Тем не менее, озадачивает тот факт, что в вышеуказанных мультфильмах не отражен главный экологический образ - дух-хозяйка природы Аан Алахчин Хотун. На первый взгляд, это может быть объяснено тем, что ее нет в сюжете основ-сказок. Но поскольку почти все сказки имеют место природную среду, то она там представлена, так сказать, «по умолчанию». Поэтому, на наш взгляд, создателям мультфильмов в дальнейшем нужно будет иметь это в виду.

Обращает внимание и то, что выбор сказок для создания мультфильмов был скорее всего сделан по желанию самих творческих коллективов,  не по заказу каких-либо ведомств, вне совещания с целевой аудиторией, народными лидерами в сфере образования или педагогики. Что не является чем-то не приемлемым, отнюдь. Эти мультфильмы пользуются довольно хорошим спросом и любовью у зрителей, населения. Время от времени их показывают на республиканском телеканале «НВК «Саха», но большей частью в данное время они распространяются в виде сборника на DVD, что конечно делает их более доступными. Учитывая этот факт, а также все более разрастающийся творческий ресурс по созданию мульфильмов с помощью компьютерных технологий, интерес к ним детей и не снижающуюся проблему охраны природной среды, поднятия экологической культуры при дальнейшем создании современных якутских мультфильмов можно учесть, по нашему мнению,  следующие рекомендации:

- сделать анализ народных якутских сказок на предмет поиска тех, которые отражают экологические проблемы, показывают взаимоотношения человека и природы, этим самым воспитывая любовь к ней, чувство патриотизма. Данные сказки возможно пустить на создание мультфильмов по ним в первую очередь;

- при создании данного анализа можно сделать опрос населения, в первую очередь, группы детей;

- наибольший эффект может также быть, если грамотно организовать мотивацию дизайнеров и аниматоров к созданию подобных мультфильмов (провести встречи и беседы с педагогами, экологами; образовательные и информационные тренинги).

 

Символ и образ как активные компоненты культуры имеют и в наши дни великую роль, и нужно это учитывать при воспитании детей, а также при создании визуальных рядов мульфильмов.

 

Литература:

Васин А.С. Культурология. - М.: Фобос, 2004

Ефремов К. Теория и практика экологизации образования / Народное образование. 2005. - №8. - С. 110-120.

Попов Н.С., «Экологическая культура якутов», монография, СкП, 2009.

Романов Ю.М. Культурология. - С-П.: Юристь, 2006

Просмотров работы: 153