ГОРНЫЙ ТУРИЗМ, КАК НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ СФЕРА ТУРИЗМА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГОРНЫЙ ТУРИЗМ, КАК НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ СФЕРА ТУРИЗМА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

           Туризм повсеместно выдвигается на лидирующие позиции как одна из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей. При эффективном государственном управлении сфера туризма выступает средством решения многих экономических и социальных проблем, и поэтому во многих странах она  превратилась в стабильно развивающуюся отрасль.

Одним из наиболее перспективных и интенсивно  развивающихся сфер туризма   в мире  на сегодняшний день является горный туризм, который гармонично вписывается в общую тенденцию экологизации общества, возрастания интереса потребителей к активным видам отдыха, к здоровому образу жизни.

Горный туризм - это путешествие в горах по склонам, гребням, ледникам, через перевалы и горные потоки. Чаще всего под горным туризмом подразумевают только альпинизм, а между тем к нему относятся также геотуризм и минерологический туризм. Альпинизм считают экстремальным видом спорта, поскольку он связан с реальными опасностями - преодолением крутых склонов и гребней, щелей, трещин.

В России наиболее популярны все виды горного туризма в Карачаево-Черкесской республике. В пределах же региона, пожалуй, трудно найти горный район, лучше сочетающий в себе легкодоступность и живописность, чем Архыз. Многие живописные места легкодоступны туристам, путешествующим на личном транспорте. Здесь разветвлённая сеть хороших автомобильных дорог. Описываемый район республики очаровывают своим неповторимым разнообразием. Сама же Карачаево-Черкесская республика, которая расположена на живописнейших склонах Кавказского хребта, в настоящее время является одним из крупнейших туристических центров Северного Кавказа.

О красоте горных районов известно далеко за их пределами. Исторические, культурные и природные достопримечательности привлекают сюда бесконечный поток людей в любое время года. Эти места восхищают туристов великолепной симфонией заснеженных вершин кавказских гор, бескрайних лугов, горных рек, водопадов и многочисленных пещер. Разнообразный климат и минеральные источники делают эти места привлекательной санаторно-курортной зоной. Здесь чудесный воздух - животворящий и пьянящий, насыщенный озоном в хвойных лесах и альпийских высокогорных лугах. Природа, сохранившая свою первозданную чистоту, одаривает путника своей магической силой, мощным энергетическим импульсом, дает ему ощущение радости бытия.

На сегодняшний день очень актуальна тематика сущности и особенностей горного туризма на Северном Кавказе, которая достаточно слабо изучена, поэтому необходимо систематизировать и накапливать знания об особенностях туризма в регионе.

Следует отметить, что более половины всех доходов от горных видов туризма создается горнолыжным туризмом. Регионы, имеющие или создающие на своей территории центры горнолыжного туризма, получают весомый вклад в доходы своих бюджетов в виде налогов от туристической деятельности и отраслей, обслуживающих индустрию горнолыжного туризма.

На процессы формирования потоков туристов-горнолыжников оказывают главенствующее влияние ряд факторов: ценовые факторы (стоимость тура, абонемента, сервиса), характеристика трасс (уровни сложности, оснащенности), транспортная доступность (прямые чартеры, время перелета), природно-климатические факторы (устойчивость погоды, катание на глетчерах, характеристики снежного покрова), прочие факторы (валютные курсы, таможенные формальности и т.д.).

Анализ развития горного туризма показывает, что формирование рынка услуг горнолыжного туризма определяется  следующими особенностями сферы горнолыжного туризма как отрасли региональной экономики:

-на уровень спроса на туристские услуги горнолыжных курортов оказывают значительное влияние уровень оснащенности и длина трассы, комплекс дополнительных услуг, предлагаемых на курорте туристам, транспортная доступность;

-большая степень влияния  на объем туристического потока  погодных условий;

-товары и услуги в горном туризме определяются тремя составляющими - природными ресурсами,  ресурсами инфраструктуры, содержанием и характером самого процесса оказания туристских услуг;

-высокая фондоемкость отрасли, низкая эластичность спроса;

-комплексность, функциональность и интегрированность туристической услуги (услуги размещения, питания, проката, транспортирования).

На рисунке 1 представлены результаты проведенного социологического опроса туристов, пребывающих в регион, целью которого явилась индификация наиболее значимых факторов, определяющих выбор ими того или иного региона для отдыха. Респондентам было предложено оценить  различные составляющие турпродукта горнолыжного курорта, расположив по мере значимости такие факторы, как цена тура, протяженность горнолыжных трасс, уровень сервиса в гостиницах, apre-ski.

Как видно из рисунка, большинство опрошенных придавали огромное значение такому фактору, как уровень сервиса в гостиницах - 35%, на втором месте по значимости для горнолыжников находится длина и протяженность трасс, а такие факторы как транспортная доступность, apre-ski, цена тура туристы поставили примерно на одном уровне.

Обзор горнолыжной индустрии России показывает слабую конкурентоспособность основных локальных курортов на мировых рынках.

Мы считаем, что в условиях неблагоприятной конъюнктуры Российский горный туризм  может развиваться только на основе комплексной программы, учитывающей как внешние, так и внутренние особенности и тенденции развития отрасли.

В этих условиях перед сферой горного туризма в России встает задача смягчения действия неблагоприятных факторов и максимального использования ресурсов развития отрасли. Мы предлагаем с одной стороны, целесообразно перераспределить бюджетные ресурсы в сторону увеличения доли расходов на туристские услуги с учетом современных тенденций: переход от пассивного отдыха к активному, специализация и индивидуализация спроса, интенсификация туристского отдыха, экологизация спроса населения на  туристские услуги. С другой, необходимо так построить маркетинговую политику в этой сфере, чтобы переориентировать российских потребителей  туристских продуктов с зарубежного на внутренний туристский рынок, создать атмосферу безопасности и политической  стабильности для иностранных туристов.

Список литературы

1. Концепция развития туризма в КЧР до 2015 года.

2. Маркетинговый план развития туристской отрасли Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года

3. Тарасенко Е.Т., На ладонях гор, Черкесск 2004.

4. Вишнякова С.М., Профессиональное образование словарь, М., 1997.

Просмотров работы: 245