Год от года во многих сферах человеческой деятельности применяются все более новые и совершенные технологии. В начале двадцать первого века широкое распространение получила глобальная система позиционирования - GPS (англ. Global Positioning System) и ее российский аналог - Глобальная Навигационная Спутниковая Система (ГЛОНА́СС). Первые системы глобального позиционирования GPS разрабатывались исключительно для военных целей, однако в дальнейшем GPS-системы стали широко использоваться не только для решения военных, но и гражданских навигационных задач.
Рассматривая сущностные характеристики GPS-системы, можно сказать, что принцип ее работы в улавливании сигнала от нескольких спутников, обработке данных и расчете географических координат местонахождения (долготы, широты и высоты над уровнем моря). Таким образом определяется местоположение приемного устройства. Процессор GPS приемника соотносит полученные данные с загруженными картами и показывает их на экране. Система позиционирования при наличии сигнала непрерывно поддерживает связь со спутниками, поэтому может показывать передвижение обладателя GPS устройства. Основными возможностями системы являются определение местонахождения абонента, определение скорости движения (максимальная, средняя, минимальная), определение обратного маршрута, определение наиболее короткого и удобного пути до пункта назначения, определение времени в пути и т.д. Не удивительно, что при таких возможностях, системы получили широкое распространение во многих сферах хозяйственной деятельности человека. Не обошла это тенденция стороной и бизнес.
Поскольку в России автомобильный транспорт оказывает сильное влияние на развитие социально-экономической сферы ввиду его незаменимости при перевозках на средние и малые расстояния или при перевозках пассажиров в пределах населенного пункта, то оптимизация расходов на обслуживание автомобилей является актуальной задачей как для крупных предприятий, имеющих внушительный автопарк, так и для средних и малых фирм, контролирующих расходы своего растущего бизнеса.
Особенностью России является высокая доля транспортных издержек в конечной стоимости товара. В первую очередь, это является следствием неэффективности логистических бизнес-процессов. Нерационально спланированные маршруты и отсутствие контроля транспорта увеличивает расходы предприятий. Поскольку в России наблюдается дефицит специалистов в области логистики, то задачу оптимизации расходов на автопарк можно решить с помощью внедрения в организации системы спутникового мониторинга автомобилей. Система мониторинга, или другими словами - трекинга, может быть интегрирована в любые корпоративные системы автоматизации, например в систему 1С. Это позволяет автоматизировать документооборот; планировать и распределять объем работ в зависимости от заказов и имеющегося транспорта; автоматически выписывать и учитывать путевые листы и товарно-транспортные накладные; отслеживать прохождение контрольных точек по путевому листу; учитывать расход ГСМ и рабочее время водителей; формировать табели учета отработанного времени; начислять зарплату по отработанному времени; выявлять причины простоя.
Не секрет, что основными проблемами практически любого российского предприятия, так или иначе связанного с транспортировкой грузов, являются «левые» рейсы, слив топлива, низкая трудовая дисциплина водителей и приписки, нарушение режимов эксплуатации транспортных средств. Сюда же можно отнести частое создание аварийных и опасных ситуаций на дорогах и хищение груза. Все эти факторы сводят «на нет» саму идею точного планирования и наносят огромный экономический урон предприятиям, создают социальную напряженность. Внедрение систем ГЛОНАСС/GPS-мониторинга позволяет свести к минимуму издержки, связанные с этими проблемами. Кроме того трекинг позволяет снизить трудозатраты. Например, для диспетчерских такси введение таких систем позволяет вести работу практически автономно. Система сама находит автомобиль, располагающийся ближе всех к клиенту, оповещает клиента, доводит такси до точки, контролирует оплату, позволяет водителю оперативно извещать о неполадках и прибытии.
Система спутникового мониторинга транспортных средств состоит из следующих компонентов:
- транспортное средство, оборудованное GPS/ГЛОНАСС трекером, который получает данные от спутников и передаёт их на сервер мониторинга посредством GSM связи. Также используются контроллеры, которые накапливают данные во внутренней памяти устройства. Затем эти данные переносятся на север по проводным каналам, либо беспроводными через Bluetooth или Wi-Fi;
- сервер с программным обеспечением для приёма, хранения, обработки и анализа данных полученных с GPS/ГЛОНАСС трекера;
- компьютер пользователя, осуществляющего самостоятельно мониторинг своего транспорта.
Для получения более подробной информации о транспортном средстве на него могут быт установлены дополнительные датчики. Например, датчики расхода и уровня топлива, датчики открывания дверей и капота, датчик температуры в рефрижераторе, тревожная кнопка, датчиков работы механизмов и т. п.
Большинство систем мониторинга транспорта имеют схожие характеристики. Различия заключаются только в программном обеспечении, сопровождающем эти системы. Однако некоторые компании предлагают отличные от большинства разработки. Например, компания «Русские навигационные технологии» предлагает системы, в которых обработка данных осуществляется непосредственно на бортовом блоке транспортного средства и только потом передается в диспетчерский центр. Это делает дороже каждый блок в отдельности, но позволяет снизить затраты на поддержание диспетчерского центра.
При внедрении систем спутникового мониторинга при организации товародвижения и построения эффективной логистики на предприятии решаются такие задачи, как:
- мониторинг и контроль местоположения, скорости и направления движения, времени стоянок транспортного средства;
- контроль своевременного посещения точек доставки товаров;
- контроль отклонения от маршрутов;
- оптимизация маршрута;
- выявление нецелевого использования транспорта и «левых» маршрутов;
- обеспечение безопасности водителя и перевозки грузов;
- контроль использования топлива;
- контроль работы марчандайзеров, водителей, экспедиторов;
- контроль температурных режимов при перевозке грузов;
- контроль доставки отправлений и грузов «точно в срок»;
- водитель может сигнализировать о внештатных ситуациях, поломках техники, ДТП, с помощью системы голосовой связи с диспетчером.
Таким образом, экономическая эффективность предприятия повышается за счет снижения эксплуатационных расходов, снижения количества порожняковых пробегов, сокращения пробегов и простоев, предотвращение не производственных расходов, повышение инвестиционной привлекательности бизнеса.
Разумеется, внедрение системы спутникового мониторинга транспорта требует финансовых вложений. Для предприятий малого бизнеса такие вложения по началу могут показаться не маленькими. Например, у одного из лидеров российского рынка систем мониторинга и контроля автотранспорта, компании «РНТ» полная стоимость базового подключения одного автомобиля под ключ составляет около 7,5 тысяч рублей плюс абонентское обслуживание 800 рублей в месяц. Однако опыт показывает, что после внедрения системы расходы на транспорт сокращаются на 10-30%, а качество и эффективность работы транспорта увеличивается в разы. К тому же все у этой же компании уже существует решение для среднего и малого бизнеса в виде продукта «AutoTrackerOne». Суть продукта заключается в том, что клиент не заказывает диспетчерский центр, а имеет доступ к личному кабинету на сервере компании. По мнению руководства компании, появление этой услуги является частью общего тренда к снижению стоимости продукта и, следовательно, к снижению издержек конечных пользователей.
Не эффективная логистика, хищение грузов, низкая трудовая дисциплина водителей, простои и холостые пробеги, все это ведет к значительным издержкам, которые несут предприятия оптово-розничной торговли в процессе своей деятельности и негативно сказывается на результатах работы предприятий. Системы спутникового мониторинга транспорта способны решить эти задачи. Системы спутниковой навигации являются идеальным способом контроля над использованием коммерческого транспорта. Именно благодаря им, руководство предприятий может отслеживать передвижения всех своих автомобилей в режиме реального времени в любом уголке нашей планеты. Система спутникового слежения ГЛОНАСС/GPS позволяет осуществлять контроль поведения водителей и расхода ГСМ, а также весьма повышает уровень безопасности. Кроме этого, системы слежения помогают решить ряд и других транспортных проблем, которые еще совсем недавно казались неразрешимыми.
Источники и литература: