Влияние процесса глобализации на экономику России - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Влияние процесса глобализации на экономику России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни, из чего следует, что данная тема актуальна и  имеет важное значение для всей страны в целом.

Прежде всего, нужно отметить, что глобализация мировой экономики -  это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба. Сегодня в мире, превратившемся в одну большую деревню, промышленное производство носит международный характер, и деньги быстро и беспрепятственно текут из одной страны в другую. На нынешний момент времени в процессе глобализации  в той или иной степени активности участвуют около 197 стран.[1] Глобализация финансовых рынков подчиняет своему влиянию даже те страны, которые слабо связаны с ним, в силу отставания от лидеров в своем развитии. Это напрямую относится и к России. Наиболее значительная связь России с мировыми финансовыми рынками выражается в ее огромном внешнем долге, на 1 января 2011 года составил $482 млрд. 976 млн.[2] Многие западные кредиторы отказываются финансировать проекты в России, т.е. не вкладывают деньги в сектор реальной экономики, из-за высоких страновых рисков. Да и сама российская экономика  не может участвовать в процессе глобализации, так как ей хотелось бы. Это объясняется историческими и экономическими причинами. Приобщению России к глобализации воспрепятствовали долгие годы социалистической ориентации в России, экономические трудности, связанные с переходом от командной экономики к рыночной. Период относительной стабилизации в экономике России до финансового кризиса 17 августа 1998 года не был использован для инвестирования в реальный сектор экономики[3]. В процессе глобализации же главное, то что, Россия должна производить товары высокого качества сначала для внутреннего рынка, затем для регионального рынка, а затем переходить на глобализацию. Но не всё так печально, так же весьма важно и то, что, наша страна - член "восьмерки", и по статусу входит в число государств, принимающих судьбоносные для развития глобализации решения. С другой стороны, остаётся риск, что Россия сама может, в условиях глобализации, оказаться  на обочине мирового прогресса, в ресурсной базе "золотого миллиарда". Таким образом, Россия - имеет возможность стать, одним, а может и единоличным лидером в направлении развития глобализации.

 Говоря о глобализации и пути выхода России на качественно новый уровень в международных отношениях, прежде всего надо знать, что глобализация  - это многоуровневые явления. Она затрагивающет: региональную, национальную экономику (макроуровень) - стремлении государств и к экономической активности вне своих границ за счет либерализации торговли, снятия торговых и инвестиционных барьеров, создания зон свободной торговли и т.п.;  товарные, финансовые и валютные рынки, рынки труда (мезоуровень);  отдельные компании (микроуровень) - расширении деятельности компаний за пределы внутреннего рынка. Ярким примером являются транснациональные корпорации, которые действуют в глобальных масштабах: их рынком становится любой район с высоким уровнем потребления, они должны быть способны удовлетворять спрос потребителей везде, независимо от границ и национальной принадлежности. Компании мыслят в глобальных категориях покупателей, технологий, издержек, поставок, стратегических альянсов и конкурентов[4]. Различные звенья и стадии проектирования, производства и сбыта продукции размещаются в разных странах, унифицируясь в международном масштабе, таким образом транснациональная корпорация - это основа глобализации, ее главная движущая сила[5]. В связи с этим следует уделить большое внимание российским транснациональным корпорациям и развитию транснационализации российских корпораций. В основном, но не на последнем месте от их развития и зависит, как скажется на России процессы глобализации.

    Не может не вызывать изумления, что молодой российский бизнес за 10 лет прошел путь от абсолютного нуля до активной внешней экспансии. Транснационализация российских корпораций продвигается быстрыми темпами, что экономическое и политическое осмысление этого намного отстает от практических проблем, выдвигаемых выходом отечественных транснациональных корпораций на зарубежные рынки. Это в свою очередь препятствует полноценному включению процесса транснационализации, нашего крупного бизнеса в общий комплекс вопросов, на основе которых вырабатывается и реализуется внешнеполитическая стратегия государства.    Кроме того, отстает наработка законодательной и налоговой баз для транснациональных корпораций, выходящих в плавание по бурным волнам мировой экономики, отсутствует стратегическое прогнозирование этих процессов.  Между тем в России пока даже не сформулировано четкое определение транснациональная корпорация. Некоторые полагают, что транснациональная корпорация - это корпорации, которые 20 % своего бизнеса размещают за рубежом, другие ассоциируют транснациональная корпорация только с экспортно-импортными операциями, не придавая значения экспорту капитала[6]. Но, несмотря  на «медлительность» государственной политики на сегодняшний день продвижения наших транснациональных корпораций на зарубежные рынки стало поистине государственным делом. Это, в частности, проявилось при разработке соглашения о сооружении Трансбалтийского газопровода, в стремлении "Газпрома" войти в зарубежные распределительные сети, в справедливом требовании компенсировать Энергетическую хартию допуском наших транснациональных корпораций в высокотехнологичные отрасли европейской экономики и т.д.[7]

   Но, увы, нормальная для западной экономики, абсолютно рыночная модель экспансии наших транснациональная корпорация наталкивается на определенные трудности. Достаточно вспомнить неудачу объединения "Северстали" с люксембургской сталелитейной компанией Arcelor, или шумом, поднятым на Западе после покупки ВТБ 6% акций европейского авиационно-космического холдинга EADS, что ничтожно мало конечно[8]. Примеры можно множить. Однако на данном этапе представляется более конструктивным привлечь внимание к внутренним проблемам российских транснациональных корпораций.

 Мы считаем, что при выходе наших транснациональных корпораций в зарубежные страны и их активная деятельность там, может создать свободные места для отечественного малого и среднего бизнесы, что  благоприятно скажется на экономике России, отраслевой реструктуризации, идущей при поддержке государства. Такими примерами могут служить создание Объединенной авиастроительной корпорации (OAK), которая одной из своих целей ставит борьбу за мировой рынок авиатехники. Объединение крупнейших алюминиевых компаний РУСАЛa и СУАЛа в "Российский алюминий" - весьма удачное слияние, так как уже, с долевым участием швейцарской группы Glinkor.[9]

О том, сколь успешным может быть взаимодействие внешнеполитических органов РФ и наших транснациональных корпораций, свидетельствует успешное решение проблемы раздела дна Каспийского моря, и наоборот, неудачная попытка прорыва "ЮКОСа" на американский рынок нефти говорит об отсутствии стратегического мышления. Завышенные ожидания базировались на чрезмерном увлечении самостоятельной политикой (Руководителя компании принял сам президент США).

Говоря о транснациональной корпорации мы сделали большое упущение забыв сказать об экспорте нашего капитала,  например «ЮКОС» объявил, что намерен до 2/3 своего инвестиционного потенциала - 9 млрд. долларов - вложить за рубежом. "ЛУКОЙЛ" купил в США 1300 бензоколонок сети "Гетти" общей стоимостью 1,5 млрд. долларов[10]. Сделав анализ выше сказанного, мы можем сказать, что инвестиционный потенциал внутри страны в данном случае занижен.

Эти примеры - и позитивный, и негативный - показывают на сколько, насущной является задача гармонизации отношений крупного транснационального бизнеса и внешнеполитических органов государства. И задачу эту надо решать, ведь транснациональная корпорация, создавая анклавы зарубежной собственности, в целом укрепляют позиции России на мировом рынке. И надо использовать преимущества этого внешнеэкономического процесса. Любое государство заинтересовано в том, чтобы как можно больше их компаний становилось транснациональными. В настоящее время ни одна глобальная компания не достигла идеальной модели глобализации. Но процесс глобализации продолжается, и российские компании стараются как можно ближе подойти к идеальной модели, и к сожалению, место России в мировом процессе глобализации, пока ещё, не в стане стран золотого миллиарда. Но она стоит на развилке, и её будущее зависит от тех политических и экономических шагов, которые будут предприняты нашей страной.



 http://www.rae.ru/fs/pdf/2012/3/39.pdf

[2] http://www.rosbalt.ru/business/2011/01/13/808295.html

[3]              http://fmp-gugn.narod.ru/globalizatia.html

[4]              Абрамов В. Л. Мировая экономика: Учебное пособие. М., 2005. С.99

[5]              Мовсесян А. Г, Огнивцев С. Б. Мировая экономика: Учебник. М., 2001. С. 77.

[6]              "Российская газета" - Федеральный выпуск №4279 

[7]              http://www.corpo.su/node/650

[8]              http://mpress-1.hosting.parking.ru/actual.aspx?color=orange&thema=32&sab=777&id=4398

[9]              http://www.rg.ru/2007/01/26/globalizaciya.html

[10]             http://www.rg.ru/2007/01/26/globalizaciya.html

Просмотров работы: 458