Академическая мобильность студентов - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Академическая мобильность студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одной из задач современной российской высшей школы является усовершенствование процесса образования, а так же повышение его доступности, качества и эффективности. В решении данной задачи важную роль имеет развитие академической мобильности студентов. Поэтому и возникает необходимость в изучении и анализе всех сторон этого процесса с целью дальнейшего использования.

 Существует несколько определений академической мобильности. Специалисты в области международного образования понимают под ней период обучения студента в стране, гражданином которой он не является. Этот период ограничен во времени, включает также возвращение студента в свою страну по завершении обучения за рубежом. Термин «академическая мобильность» не отражает процесса миграции из одной страны в другую.
    Согласно другому варианту определения, академическая мобильность - неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей.

Следовательно, она является одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство.

Для студентов эта программа - исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый его участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и "чужой" культуры. Это автоматически и зачастую подсознательно развивает в нем определенные качества: умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к межкультурной коммуникации; способность признавать недостаточность знания, которое определяет мотивацию к учебе; способность изменять самовосприятие; способность рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте; знание о других культурах, изученных изнутри и др. академическая мобильность для студентов - это возможность самим формировать свою образовательную траекторию.

Что касается финансовой составляющей академической мобильности для студентов, то, с одной стороны, существует поддержка со стороны различных организаций (ERASMUS, COMMETT, LINGUA, TEMPUS), либо оплату осуществляют университеты, в которых учатся студенты-участники, но, с другой стороны, академическая мобильность может осуществляться и на коммерческой основе, то есть  оплату производят сами студенты. Практика показывает, что в реальности студенты больше сталкиваются со вторым вариантом. Им приходится самостоятельно оплачивать дорогу, проживание, питание, городской общественный транспорт внутри страны, культурно-ознакомительные мероприятия: экскурсии, мастер классы, а так же свой досуг и другое. Несмотря на это, участники программы могут получить стипендии от принимающей стороны при условии хорошего знания языка страны, в которой собираются учиться. Знания эти должны быть подкреплены сертификатом после прохождения специального теста. Если же язык на низком уровне, то на стипендию и на другие выплаты можно не рассчитывать, все вышеперечисленные расходы за свой счет.

Кроме того, существуют другие проблемы. Например, могут возникнуть сложности при оформлении визы или задержка разрешения от принимающей стороны.

Зачастую приходится доказывать консульству, что студент располагает достаточной суммой денег (так называемый прожиточным минимумом) для проживания на территории страны. Например, в Германии  прожиточный минимум на месяц равен 659 евро, а если ехать по академической мобильности туда на семестр - это около 5 месяцев, то полученная сумма (примерно 132 тысячи рублей) доказывает нам, что участие в рассматриваемой программе на коммерческой основе не так уж и доступно для простых студентов, даже при условии отличной учебы.

Кто же решает, в какую зарубежную страну поехать студенту? Это решает сам студент, так же, он самостоятельно выбирает город, ВУЗ (из тех, у которых есть договоренность с университетом студента), причем, на момент подачи заявления можно указать несколько мест в порядке значимости, но ближе к поездке необходимо определяться с одним.  Что касается выбора факультета, то тут не однозначно: когда сам студент выбирает, когда международный отдел, возможно, у студента не всегда есть право выбора. Кроме того, во многих зарубежных ВУЗах студенты сами выбирают желаемые для изучения предметы, что дает участником данной программы  возможность открыть для себя новые дисциплины, ранее не изучаемые в своем учебном заведении.

На мой взгляд, оптимальное время для поездки это 3 курс первый семестр, 3 курс второй семестр и 4 курс первый семестр. К этому времени студент уже обладает достаточной  теоретической базой, представляет собой уже вполне сформированную личность с конкретными целями и способен максимально эффективно провести семестр, участь в иностранном университете.

Право выбора места жительства остается за студентом, но принимающая сторона связывается с ним заранее и договаривается о предпочтительных условиях жилья (будет ли это общежитие при университете, возможное количество соседей, и другое)

Вопрос о Безопасности проживания и гарантии жизни и здоровья, решается приобретением обязательной при поездке медицинской страховки.

Подводя итог, можно сказать, что академическая мобильность это реальный шанс столкнувшись со студенческой жизнью другой страны повысить свой образовательно-научный статус, изучить новые дисциплины; данная программа это возможность для серьезной практики языка. В добавление можно постичь местную культуру, ценности туземцев, взгляды на жизнь; завести новых друзей и другое. Иными словами, пробрести незаменимый жизненный опыт. На мой взгляд, по причине всего вышеперечисленного участие студентов в этой программе считается достаточно престижным, а зарубежная практика помогает при написании диплома и в дальнейшем ценится работодателями.

Академическая мобильность стала неотъемлемой чертой современного образования в России и, хочется верить, что ее развитие в последующие годы будет все более эффективным, даст положительные результаты и откроет новые возможности для российских студентов.

Просмотров работы: 9