Автономные учреждения - не новый термин российского законодательства. С момента принятия Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ прошло уже больше трех лет. За это время на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в России создано весьма значительное число автономных учреждений. Получен практический опыт работы государственных и муниципальных учреждений в «автономном статусе» - как положительный, так и негативный.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разделившего действующие бюджетные учреждения на казенные учреждения и бюджетные учреждения (нового типа), изменились и «правила жизни» для автономных учреждений.
Именно ФЗ № 83 дает государственным учреждениям право становится автономными, то есть получить больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которое выделяет государство. В дополнение к этому, на вполне законных основаниях получать внебюджетный доход.
Но процесс внедрения механизма автономных учреждений сталкивается с определенными трудностями, характерными для многих российских реформационных процессов, - слабого и недостаточного грамотного информационно-правового сопровождения. Это, вероятно, стало главной причиной того, что появление автономных учреждений с самого начала обросло разными мифами.
В первую очередь это касается, так называемого, перехода на самоокупаемость автономных учреждений. В связи с этим в обществе шли продолжительные дискуссии о том, что школы, больницы, поликлиники, перейдя на эту самую «самоокупаемость» перестанут быть доступными для населения, а станут вводить все больше платных услуг для того, чтобы, как минимум, покрыть свои операционные расходы.
Основываясь на Федеральном законе № 83, применительно к финансово - экономической деятельности, особенности организационно-экономического статуса автономного учреждения состоят в следующем:
-финансовое обеспечение основной деятельности на выполнение заказа, установленного учредителем, осуществляется в виде субсидий, то есть бюджетных средств, предоставляемых учреждению на условиях долевого финансирования целевых расходов;
-автономное учреждение вправе оказывать платные услуги, относящиеся к его основной деятельности для граждан и юридических лиц; может привлекать иные, не запрещенные федеральным законом источники;
-доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и использование им для достижения целей, ради которых оно создано;
-автономное учреждение может открывать счета в кредитных организациях, брать кредиты.
До этого бюджетные средства заранее четко расписывались по статьям. И в учреждениях деньги, выделенные на закупку оборудования (даже которые пока не нужны), нельзя было пустить на строительство и ремонт здания. Получалось, деньги есть, а потратить их на то, что необходимо в данный момент, нельзя.
Применительно к системе образования, новый Федеральный закон кардинально меняет дело, позволяя школам, профессиональным учебным заведениям более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами.
Став автономными, многие образовательные учреждения уже сейчас почувствовали на себе преимущества данной организационно-правовой формы: полученные из бюджета деньги можно тратить именно на то, что необходимо в данный момент; в условиях автономности есть возможность заключать крупные сделки, минуя аукционы и конкурсы, где "рейтинг" подрядчика никак не гарантирует реального соотношения цена-качество (раньше школы, ВУЗы вынуждены были выбирать подрядчика из тех компаний, которые участвовали в конкурсах на госзакупки, и не факт, что среди них все были порядочными и добросовестными).
По ФЗ №83 школа сможет открывать у себя дополнительные кружки, секции - за отдельную плату. Но в этом законе не говорится о том, что платными станут предметы обязательной школьной программы. Эти мифы передавались из уст в уста на протяжении долгого времени. Государство обязуется, как и прежде, обеспечивать детям бесплатное образование в том же объеме. Это значит, что ни один предмет обязательной школьной программы не будет платным.
Главное отличие автономных учреждений от прежних бюджетных заключается в финансировании. Казённые учреждения, как и раньше, будут финансироваться по смете и, в отличие от автономных, не будут отвечать по своим обязательствам имуществом. Автономные учреждения будут получать бюджетные субсидии на соответствующее госзадание. Субсидии будут учитывать все расходы на содержание зданий, имущество, стоимость услуг, оплату персонала и т.д. Фактически это означает только то, что будут легализованы платные услуги. Поскольку, выполнив госзадание, подкрепленное соответствующими субсидиями, учреждение будет «вброшено» в рынок, и будет нести ответственность своим имуществом. Но есть два условия:
Должны заработать рыночные (конкурентные) механизмы, которые можно рассмотреть на примере сферы здравоохранения:
Такая свобода требует навыков финансового планирования достаточно высокого уровня и значительно увеличивает ответственность лиц, принимающих решения. В целом, как показывает практика, в рыночных условиях выживают те организации:
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в условиях смешанной экономики практическая проблема состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание механизма государственного регулирования и действия рыночных принципов в сфере образования, создать новую структуру связей между отдельными звеньями образования и внешней средой. В развитых странах высокая степень присутствия государства в сфере образования сосуществует с частным финансированием и коммерческой деятельностью образовательных учреждений.
Наша страна уже 20 лет переходит к рыночному функционированию экономики, принятие Федерального закона № 83 всего лишь очередной шаг к достижению этой цели.