СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ХАНТИНГТОНА И БУДУЩЕЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ХАНТИНГТОНА И БУДУЩЕЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Актуальность выбранной темы обусловлено объективной необходимостью изучения развития современной цивилизации и предупреждения глобальных национальных и цивилизациионых столкновений. С глобализационными процессами которые происходят объективно,  мы наблюдаем стремление национальных культур сохранить свою самобытность,  стремлением  противодействовать ассимиляции своей культуры в потоке» макдональдизации». 

Список ключевых слов

Глобализация, цивилизация, культура, геополитика, интеграция, идеология, конфликт, развитие.

Текст

Самюэль Хантингтон видный американский геополитик, автор книги «Столкновение цивилизаций».   В этой книге Хантингтон довольно правдоподобно описывает цивилизационное состояние современного общества и дается прогноз будущего развития всей мировой цивилизации. «Столкновение цивилизаций» вызвало огромный резонанас за всю вторую половину XX века, породив многочисленные споры и обсуждения. По мнению Хантингтона «цивилизационное развитие мира будет проходить через конфликты цивилизаций,  которые будут происходить из за различия в культурах ислама и западного общества»[1].  Говоря о генезисе  понятия цивилизация в истории мысли Хантингтон указывает на то что цивилизация означает культурную целостность везде кроме Германии,уже в  XIX веке немецкие мыслители сразу же отделили понятие цивилизации, которое включало в себя технику, технологию и материальные факторы от понятия культура которая в свою очередь включало в себя «ценности, идеалы и высшие интеллектуальные, художественные и моральные качества общества». «Цивилизация -по Хантингтону- наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов»[2]. Хантингтон выделяет восемь современных цивилизаций которые имеют наиболее обособленный характер своей культуры-китайская, японская, индуистская, исламская, западная, православная, латиноамериканская и возможно африканская цивилизация.

Как уже было сказано  конфликт цивилизаций будет вызван культурными различиями цивилизаций. По Хантингтону главной угрозой Западу является китайская и исламская цивилизации. Именно эти цивилизации внутренно уверены в превосходстве своей культуры над Западом и не будут меняться под натиском Западной цивилизации. Конфликты цивилизаций будут проходить в линиях разлома цивилизаций. По Хантингтону «конфликты по линиям разлома - национально-религиозные, или межобщинные, конфликты между государствами или группами государств, принадлежащими к различным цивилизациям». Примером  конфликтов по линиям разлома являются непрекращающиеся столкновения между Индией и Пакистаном, между Израилем и Палестиной, между Чечней и Россией, конфликт в Боснии и т.д. По нашему мнению конфликт цивилизацией вызван кризисом идеологий. Народы отходят от старых идеологий , а новые ещё не появились. При кризисе идеологии происходит  подъем национального и религиозного сознания, этническое самосознание возвращается к своим истокам чтобы сохраниться как этнос и противостоять ассимиляции своей цивилизации.   

    Будущее России по оценкам Национального совета по разведке США. В 2020 году отношения России с окружающим миром будут оставаться двойственными и противоречивыми. Она будет определять свои интересы путями, которые не всегда гармонизируют с интересами ведущих европейских стран, но возврат к военной и идеологической конфронтации с Западом даже виртуально уже невозможен. В международных отношениях Россия станет близко идентифицировать себя с Европой и, возможно, даже свяжет себя с ней каким-либо видом формального договора или соглашения. Многие в России (возможно, даже большинство) будут сопротивляться включению ее в эту глобальную международную организацию, где Россия не будет ведущим звеном, даже несмотря на возможные экономические выгоды.

  Что же кажется будущего Северо-Кавказских этносов то всё идет к большому межэтническому противостоянию который может привести  к новому подъему этнического самосознания, ведущий  к развалу  России. Примером этого конфликта является осетино-ингушское противостояние, нарастающий конфликт  в Адыгее и т.д. К сожалению эти процессы контролируются и могут быть запушены «заинтересованными силами». По мнению Билалова  этому может противостоять только новая интеллигенция вооруженная  новой методологией  «Субъектом такой стратегии я считаю интеллигенцию, интеллектуальную и политическую элиту, но вооруженную современной методологией. Произнося слово «методология», мы, разумеется, понимаем под этим философскую методологию, поскольку другой, по большому счету, не бывает»[3].

    В заключении хотелось бы отметить, что Хантингтон отдает Западу пальму первенства в процессе придания новых очертаний послевоенному миру. Однако он не отрицает, что западный мир столкнется с новыми вызовами, суть которых будет состоять в различиях между западной и незападными цивилизациями. Западную цивилизацию Хантингтон справедливо считает движущей силой мирового развития. Незападные цивилизации будут иметь большие проблемы в стремлении стать современными. Незападные цивилизации и впредь не оставят своих попыток обрести богатство, технологию, квалификацию, оборудование, вооружение - все то, что входит в понятие "быть современным". Но, при этом, они постараются сочетать модернизацию со своими традиционными ценностями и культурой. От Запада, считает Хантингтон, потребуется более глубокое понимание фундаментальных религиозных и философских основ других цивилизаций. Он должен будет понять, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы, и найти элементы сходства между западной и другими цивилизациями. Только так можно будет свести к минимуму конфликты между цивилизациями. Ибо в обозримом будущем не сложится единой универсальной цивилизации. Напротив, мир будет состоять из непохожих друг на друга цивилизаций, и каждой из них придется учиться сосуществовать со всеми остальными. В противном случае, неизбежны межцивилизационные конфликты, свидетелями которых мы являемся в настоящий момент. Именно по этой причине идеи Хантингтона сегодня имеют особенную ценность, и, хочется верить, что они найдут применение во внешнеполитических курсах западных стран.

Список использованной литературы:

  • 1. Бессонова О.Э. Образ будущего России и код цивилизационного развития /Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2007, 123 с.
  • 2. Билалов М.И. «Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры» (М., 2008)
  • 3. Билалов М.И «Дагестан в культуре и цивилизации» Махачкала 2011
  • 4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.
  • 5. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. - М.: Прогресс-Традиция, 2004.

[1] [Столкновение цивилизаций М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603, [5] с.]

[2] [Там же.]

1. [Билалов М.И «Дагестан в культуре и цивилизации» 2011г. ]

Просмотров работы: 517