Исследованию проблемы технологической подготовки студентов ВТУЗов в истории отечественной педагогики уделяется достаточно большое внимание. И это не случайно, так как технология в условиях современного общества становится своеобразным регулятором научно-практического мышления, прогнозирования и проектирования деятельности на научной основе, мобилизации достижений науки для получения ее высокого результата.
Потребность общества в профессионалах, способных к созидательной и позитивной преобразовательной деятельности, обусловливает необходимость подготовки будущего специалиста к решению эксплуатационно-технологических, организационно-управленческих, проектно-конструкторских, производственно-технологических и научно-исследовательских задач.
Технологическая подготовка, понимаемая как процесс достижения студентами определённого уровня технологических знаний и умений, предполагает формирование технологического мышления, технического интереса, способностей к выполнению измерительных, расчётных, монтажных и технологических операций, планированию технологических процессов, решению творческих задач.
Процесс формирования технологических знаний и умений у студентов длителен и сложен, начинается на первых курсах при изучении базовых технологических дисциплин и заканчивается при изучении специальных технических дисциплин.
В настоящее время, когда на первое место в процессе обучения в высшей школе выдвигаются задачи не столько максимального усвоения научной информации, сколько формирования умения творчески мыслить и самостоятельно приобретать новые знания, аудиторные занятия (лекции, лабораторные и практические занятия, технологический практикум) являются только основой для получения требуемых знаний, студенты же играют лишь относительно пассивную роль, что недостаточно. Для развития умения практического использования знаний большое значение имеет активная самостоятельная работа, на которую учебным планом предусмотрена половина отводимого на изучение дисциплины времени.
Таким образом, технологическая подготовка студентов требует многопланового и целостного подхода. Однако, в настоящее время учебный процесс (в том числе и учебные пособия) обнаруживает несоответствие этому требованию.
Следовательно, актуальной задачей является обеспечение эффективности технологической подготовки студентов на основе полноты и разнообразия используемых методов, форм и технологий обучения, а также включения студентов в самостоятельную познавательную деятельность при организации аудиторной и внеаудиторной работы.
Литература:
1. Клещ С.А. Технологическое проектирование АТП и СТО. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию / С.А. Клещ. - Вологда: ВПИ, 1996. - 36 с.
2. Методика оценки уровня и степени подготовки специалиста в механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава АТП. - М.: Минавтотранс, 1989. - 101 с.
3. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии и педагогики. Кн. 1. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1997.
4. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Ростов - н/Д: Феникс, 2001.