OСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

OСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы как западного, так и восточного типа. С самого начала в истории русского народа играли ог­ромную роль их соседи. Именно поэтому первое большое историческое сочинение "Повесть временных лет" XI века начинает свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседствует Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы - варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, "англяне"). На юге Руси главные соседи - греки, жившие не только в собственно Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов - хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане.

Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность.

Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно-угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие). Многие вхо­дили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью, призывали, по лето­писи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами, коми-зырянами и т.д. Государство Русь с самого на­чала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси.

Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия Рос­сии определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мос­том между народами. Мостом, прежде всего, культурным. Этот мост, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления госу­дарственной власти.

Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси X-XIII веков, общей праматери трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее вселенскость, универсализм. Эта черта вселен­скости, универсализма, часто искажается, порождая, с одной стороны, охаивание всего сво­его, а с другой - крайний национализм. Как это ни парадоксально, светлый универсализм по­рождает темные тени.

Воплощение христианских идеалов в историческом процессе Западной Европы за­труднено рационалистическим искажением их и горделивым самомнением ее народов. Рос­сия получила от Византии христианское учение в его "полной чистоте и целости", свободной от односторонности рационализма; смирение русского народа, преданность вере, любовь к идеалу святости, склонность к общинному строю, основанному на долге взаимной помощи, в форме земледельческой общины и трудовой артели, дает надежду на то, что Россия пойдет дальше Европы по пути осуществления социальной справедливости, в частности найдет пути для примирения интересов труда и капитала. В XIX в. на новом витке развития России Рус­ская идея стала предметом пристального внимания русских мыслителей. Это было время ги­гантов русской литературы, и каждый из них в той или иной мере касался темы о месте Рос­сии в ряду других стран и ее исторической миссии. Особенно много места и времени этой теме уделяли славянофилы. Все они были ярко выраженными демократами и считали славян, особенно русских, наиболее способными к воплощению в жизни демократических начал. Правда, они были защитниками самодержавия и невысоко ценили политическую свободу. В этом отношении славянофилы резко расходились с западниками, которые хотели, чтобы по­литическое развитие России шло тем же путем, как и в Западной Европе. Учение славянофи­лов действительно содержало в себе три принципа, провозглашенные, как основа жизни Рос­сии, министром народного просвещения при Николае I графом Уваровым: православие, са­модержавие, народность. Одним из лидеров славянофильства был Хомяков А.С. Его рассу­ждения, в основном, сводились к следующему.

Западная Европа не воплотила христианского идеала целостности жизни вследствие чрезмерного преобладания логического знания и рассудочности, а Россия до сих пор не осу­ществила его, во-первых, вследствие того, что всесторонняя цельная правда по природе своей развивается медленно, и, во-вторых, потому что русский народ до сих пор слишком мало уделял сил разработке логического знания, которое необходимо сочетать с сверхлоги­ческим постижением бытия. Тем не менее, Хомяков верит в великую миссию русского на­рода, когда он вполне осознает и выразит "все духовные силы и начала, лежащие в основе Святой Православной Руси". "История", говорит он, "призывает Россию стать впереди все­мирного просвещения: она дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное историею народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов". Ее идеальное назначение состоит не в том, чтобы стать самым могучим или самым богатым го­сударством, а в том, чтобы стать "самым христианским из всех человеческих обществ".

Литература

1. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсо­люта. Часть 1: И.И. Евлампиев - СПб.: Алетейя, 2000.- 416 с.

2. Русская религиозная философия: Кирилл Фараджев. - М.: Весь Мир, 2002.- 208 с.

3. Русская религиозная философия: С.М. Половинкин. - СПб.: Издатель­ство Русской Христианской гуманитарной академии, 2010 .- 416 с.

Просмотров работы: 22