ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отли­чается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

I. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики. 

II. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - оп­ределяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Пла­тона, Аристотеля.

III. - конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философ­ских направлений и школ.

IV. - I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. 

Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.

Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исклю­чительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фраг­ментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, на­пример, в работе Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов», а также трудах Платона [1], Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В частности, Платон «цитирует» весьма вольно и часто придает мыслям других авторов (Кратила, Парме­нида) такое значение, которое, по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие ав­торы.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, фило­софия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, ко­торый не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифо­логического мышления. Возникновение философии связано с определенным уровнем абст­рактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у исто­ков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы опреде­ляют его развитие. 

Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих филосо­фов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренче­скую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало - из чего все произошло [2]. Для обозначения первоос­новы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии упот­реблялись два термина: стойхейон, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова [3].

Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - к проблеме познания.

Сказанное позволяет сделать вывод о некоторых общих чертах древнегреческой фи­лософии первого (досократовского) этапа.

Во-первых, эта философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками кон­кретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естест­воиспытателями [4]. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. 

Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствова­ния на достаточно длительный последующий период.

В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: ТЕИС,1996.-504с.

2. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Политиздат,1988.-592с.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995.-304 с.

Просмотров работы: 283