ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Проанализируем социально-культурные факторы и геополитические условия зарождения русской философии.

Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобра­зия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии, в том числе русскую фило­софию. Мировое значение имеет не только отечественная литература и музыка, но и фило­софия. Рядом с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Глинки, Чайковского по праву должны быть помещены имена философов Чаадаева, Хо­мякова, Гер­цена, Чернышевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосева и многих других. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исхо­дившими из прошлого русского народа, общенациональных особен­ностей русской души. Собственно философская мысль в России формировалась не на пус­том месте, а под влия­нием достижений мировой философии. Но этот источник и не един­ственный, и недостаточ­ный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской фило­софской мысли. Она во мно­гом складывалась под влиянием социально-культурных про­цессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языче­ской Руси, ее христианизация (988 г.) сыграла важную роль в становлении русской философ­ской культуры. До введения христианства господ­ствующее положение на Руси занимало языческое мировоззрение, тесно связанное с обо­жествлением сил природы. Стимулирующее воздействие на развитие образованности по­сле принятия христианской религии имело обще­ние с духовной, в т.ч. философской, куль­турой античности и Византии, восприятие которой явилось важным фактором становле­ния русской философской мысли («Источник знания» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, сб. «Пчела», Диоптра», «Из­борники» Святослава и др. (10-13 вв.). Но и в самой культуре Руси, фольклоре, взглядах на природу и практических знаниях созревали предпосылки возникновения философского соз­нания. Языческие представления были вытеснены не сразу, долгое время сосуществовали и конкурировали с христианст­вом. Важным источником познания средневековой обществен­ной мысли и народного са­мосознания Руси является памятник мировой литературы - поэма «Слово о полку Иго­реве» (12 в.), призывавшая к объединению славян как раз перед монголо-татарским наше­ствием. Мировоззренческие проблемы наряду с правовыми и политическими представле­ниями, соответствовавшими росту социального расслоения и классового неравен­ства в условиях формирования феодализма, нашли отражение в законодательном своде «Рус­ская правда» (11-12 вв.). Русская философская мысль отличалась большим интересом к этиче­ской, нравоучительной проблематике, практической этике («Поучение Владимира Мо­но­маха» (12 в.), «Послания» Климента Смолятича и Никифора (12 в.) и др.). «Повесть вре­менных лет» (11-12 вв.) трактовала о происхождении государства на Руси, о ее месте среди других стран мира. Процессы возвышения Москвы, борьбы против нашествия Орды нашли отражение в «Задонщине» (14 в.), «Сказании о князьях Владимирских» (15 в.) и др. Несмотря на провиденциализм, средневековое осмысление истории характеризовалось социально-по­литической направленностью, заботой об укреплении русского государства («Слово о законе и благодати» Иллариона - 11 в., теория «Москва - третий Рим» - 16 в.). Подъем русской средневековой культуры в 15-16 вв. вызвал усиление интереса к древне­греческой и визан­тийской учености, усложнение философского мышления, повышение внимания к человеку, критику пороков феодального общества (Максим Грек - 16 в.). 17 век поднял процесс разви­тия философского знания на новый уровень. Открылись высшие учебные заведения: Киево-Могилянская (1631) и Славяно-греко-латинская (1687) акаде­мии, где читались систематиче­ские философские курсы. Наметилось сближение филосо­фии с естествознанием, что способ­ствовало позднейшему ее отделению от теологии, пре­одолению средневековых форм фило­софствования, складыванию основных типов фило­софского мышления, характерных для европейской философии Нового времени. Итак, для зарождения собственно русской фило­софской мысли необходим был ряд факторов. В пер­вую очередь, это геополитическое поло­жение России. По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее назы­вали Евразией или Срединным миром, подчерки­вая ее промежуточное положение между Западом и Востоком. По словам П. Чаадаева: «...раскинувшись между двух великих деле­ний мира, между Востоком и Западом...мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы - воображение и разум и объединить в своем просвещении ис­торические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Провидение». Учи­тывая тяжелые географические и климатические усло­вия, низкую по сравнению с Запад­ной Европой плотность населения, сделать огромное про­странство русских земель циви­лизованным было очень сложной задачей. Принятие христи­анства русским народом в 988 г. явилось поворотным пунктом в его развитии. Вместе с хри­стианством Древняя Русь по­лучила из Византии и идею монархической власти, которая бы­стро вошла в политическое самосознание. Эпоха крещения Руси совпала как раз с тем пе­риодом становления и госу­дарственности, когда централизация и установление сильной еди­ноличной власти вели­кого князя стали жизненной необходимостью. Процессы возвышения Москвы, объедине­ния княжеств, монголо-татарское нашествие не могли не отразиться на самосознании на­рода, в зарождающемся философском сознании. Главным социально-куль­турным факто­ром зарождения русской философии поэтому считается ее Крещение. В про­цессе хри­стианизации Древней Руси был выбран византийский вариант (православие), и в соответ­ствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византий­ской философии, в которой преобладали неоплатонические теоцентрические тенденции. Вплоть до реформаторской деятельности Петра 1 русская философия осваивала теоцен­три­ческие представления, что соответствует приблизительно периоду западноевропейской сред­невековой философии. Реформы Петра 1 способствовали более полному ознакомле­нию рус­ских интеллектуалов с западной философией. Началось энергичное освоение ее потенциала. Среди русского дворянства распространилось вольтерианство с его вольно­думством. Многие увлекались идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Таким обра­зом, процессы поли­тического единения Руси, образование русской национальности, укре­пления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию, а при Петре 1 - через Западную Ев­ропу), настойчиво требовавшие глубокого социально-философского осмысления, в немалой степени и обусловили своеобразие русской философской куль­туры.

Литература

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ву­зов. - М.: «Логос», 1997. - 344 с.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2004. - 736 с.

3. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 2-е, пе­рера­ботанное и дополненное). - Ростов нД: « Феникс», 2000. - 576 с.

4.   Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М, 1998. - 576 с.

Просмотров работы: 1038