Предромантизм (преромантизм) - это период истории культуры и литературы (XVIII - начало XIX вв.), отмеченный появлением романтических идей, еще не отрефлексированных эстетическим сознанием настолько, чтобы они могли сложиться в целостную художественную систему, имеющую философско-методологическое обоснование. Уже в первой половине XVIII века в Англии появляются быстро обретающие общеевропейский статус термины «романтизм», «романтическое», вокруг которых постепенно формируется сложный комплекс определенных понятий, внеположенных рационалистической эстетики [5; 237-238].
Поэт-предромантик открывает в себе «внутреннего человека» и воплощает его в своем лирическом герое. Несмотря на свои жизненные потери, этот герой счастлив дружбой, любовью верных друзей. В основе его отношений с миром лежит руссоистский идеал, влекущий его к идеальной жизни вне цивилизованного общества. Он ищет идеал «там», в идеальном историческом прошлом, пытаясь через его обретение «здесь» воссоздать «идеальное настоящее». Но, вместе с тем, как отмечает исследователь, «индивидуалистический герой произведения писателя-предромантика вступает в противоречие с нормами морали, которые навязывала сентиментальная литература» [5; 244]. Этот герой отстаивает свободную любовь, не зависящую ни от каких условий, ни от какой социальной предписанности. И в этом заключается вызов, внутреннее противление традиционным общественным устоям, в том числе и моральным.
Но, говоря о литературе конца XVIII- начала XIX вв. и о предромантизме с его комплексом ранних романтических идей, нельзя не упомянуть и о другом явлении, широко распространённом в литературных ( и не только) кругах этого периода и тесно связанным с понятием «предромантизм». Речь идёт о неоклассицизме. Согласно Краткой литературной энциклопедии, неоклассицизм в литературе - стилистический принцип, основанный на использовании мифологических образов и мотивов, античных тем и сюжетов [7; 14]. Иногда неоклассицизмом называют последний, завершающий этап в развитии русского классицизма [9]. Так или иначе, неоклассицизм имеет непосредственную связь с созданием литературных произведений в духе античных традиций. Это и возвращение к «первоначальным формам» античной поэзии, и стремление к воссозданию античного мира как такового. В самом духе античности многие поэты-предромантики обретали основу для воспевания идей грядущей свободы. Это, кстати, объясняет, почему пафос литературы предромантизма обычно облекается в форму античных идеалов. Е. А. Баратынский в своем стихотворении "Последний поэт" провозгласил: "Для ликующей свободы // Вновь Эллада ожила, // Собрала свои народы // И столицы подняла..."
Среди поэтов популярным становится создание антологических стихотворений - поэтических текстов, написанных на античные темы и мотивы, а также по образцу античных стихов. В этом же русле располагаются и многочисленные переводы античных авторов. Самыми заметными антологическими опытами в русской поэзии первой трети XIX века, несомненно, являются опыты К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского и А. С. Пушкина. Именно в их антологических стихах искания лирического героя, сформированные всем комплексом предромантических идей, наиболее ярко представлены в форме античного культа свободной любви, верной дружбы, весёлого дружеского пира и блаженного отдохновения в уединённых хижинах с прекрасными девами.
Они активно используют в своих стихотворениях античные образы и мотивы: "Но невзначай к нему в обитель постучится // Затейливый Эрот младенческой рукой, // Хор смехов и харит в приют певца слетится, // И слава с громкою трубой..." (А. А. Дельвиг "К Пушкину"); "Вижу Фетиду; мне жребий благой // Емлет она из лазоревой урны..." (Е. А. Баратынский "Пироскаф"); "... любимец Аполлона, // Лежащий на цветах // В забвенье сладострастном меж нимф и нежных граций..." (К. Н. Батюшков "Мечта"); "Какое счастье! Вакх весёлый // Густое здесь вино нам нальёт, // А тут, в одежде тонкой, белой // Эрата нежная поёт..." (К. Н. Батюшков "Совет друзьям"); "Тебя и нимфы ждут, объятья простирая, // И фавны дикие, кроталами играя. // Приедешь, и все к тебе на встречу прибегут: // Из древ Гамадриады, // Из рек обмытые Наяды..." (К. Н. Батюшков "Н. И. Гнедичу"); "Амур, бог возраста младого! // Я твой служитель верный был..." (А. С. Пушкин "Старик"); "Морфей, до утра дай отраду // Моей мучительной любви" (А. С Пушкин "К Морфею").
Для отображения настроения лирического героя, как героических, так и чувственных его сторон, поэты-предромантики также обращаются к античным темам и сюжетам. Е. А. Баратынский сравнивает участь борца нового времени с судьбой античного героя - Ахилла: "Влага Стикса закалила // Дикой силы полноту // И кипящего Ахилла // Бою древнему явила // Уязвимым лишь в пяту. // Обречён борьбе верховной, // Ты ли долею своей // Равен с ним, боец духовный, // Сын купели новых дней?" ("Ахилл"). К. Н. Батюшков в стихотворении "Вакханка" подхватывает и развивает мифологическую тему преследования нимф богами, только у него преследователем оказывается сам лирический герой, поэтическое аlter ago самого автора: "В чаще дикой и глухой // Нимфа юная отстала; // Я за ней - она бежала // Легче серны молодой... // Я настиг - она упала! // И тимпан над головой!"
Поэзия поэтов-предромантиков наполнена "эллинским миросозерцанием", предполагающим гуманность и оптимистичность. Например, в центре стихотворения К. Н. Батюшкова "Стихи г. Семёновой" находится идеальный женский образ как воплощение эллинского стремления к гармонии: "Я видел красоту, достойную венца, // Дочь добродетельну, печальну Антигону... // Скажу: красот собор в ней явно съединён: // Душа небесная во образе прекрасном // И сердца доброго все редкие черты...".
Поэты-предромантики спасают своего лирического героя от суетного и меркантильного быта современной жизни, поселяя его в неком идеальном мире, в золоченых античных декорациях, где царит жизнелюбие и культ красоты, где прокламируются и воспеваются жизненные страсти и наслаждения: "Выпили? Ещё! Веселье // Пышет розой по щекам, // И беспечное похмелье // Уж манит Эрота к нам..." (А. А. Дельвиг "Дифирамб"); "Венчали розы, розы Леля, // Мой первый век, мой век младой: // Я был счастливый пустомеля // И девам нравился порой. // Я помню ласки их живые, // Лобзанья, полные огня... // Но пролетели дни младые; // Они не смотрят на меня! // Как быть? У яркого камина, // В укромной хижине моей, // Накрою стол, поставлю вина // И соберу моих друзей" (Е. А. Баратынский "Старик"); "Бурун ищет удовольствия, // Ездит, скачет... увы! - нет его! // Оно там, где Лиза нежная // Скромно, мило улыбается?.." (К. Н. Батюшков "К Фелисе"); "Ах! Должно ли всегда вздыхать // И в майский день не улыбаться? // Нет, станем лучше наслаждаться, // Плясать под тению густой // С прекрасной нимфой молодой, // Потом, обняв её рукою, // Дыша любовию одною, // Тихонько будем воздыхать // И сердцу к сердцу прижимать" (К. Н. Батюшков "Совет друзьям"); "Эван, эвое! Дайте чаши! // Несите свежие венцы! // Невольники, где тирсы ваши? // Бежим на мирный бой, отважные бойцы! // Вот он! вот Вакх! О час отрадный! // Державный тирс в его руках; // Венец желтеет виноградный // В чернокудрявых волосах..." (А. С. Пушкин "Торжество Вакха"); "Благословляю новоселье, // Куда домашний свой кумир // Ты перенёс - а с ним веселье, // Свободный труд и сладкий мир. // Ты счастлив; ты свой домик малый, // Обычай мудрости храня, // От злых забот и лени вялой // Застраховал, как от огня" (А. С. Пушкин "Новоселье").
Итак, мы находим много схождений между предромантизмом и неоклассицизмом. И в этом нет ничего удивительного. Винкельман, стоящий у истоков раннего немецкого романтизма, провозгласил: «Единственный путь для нас сделаться великими и, если можно, даже неподражаемыми - это подражание древним». Но это подражание, по Винкельману, должно быть не рабским, но творческим, таким, чтобы древние образцы в новом произведении воплощали «новую натуру» [6; 65, 86]. Ю. М. Лотман, характеризуя антологическую поэзию Батюшкова, писал: "...Батюшков не считает свой поэтический мир пиров и изящных наслаждений ни нормативным (то есть общеобязательным, истинным для всех людей...), ни реальным..." [8; 154].
Думается, что и немецкий мыслитель конца XVIII века, и современный исследователь, мыслили в одном русле. Неоклассицизм, как принцип подражания древним, у предромантиков становится универсальным способом построения нового искусства. Античные мотивы и образы становятся для них своего рода художественным обрамлением, «формой», которая позволяет наиболее адекватно передать идейные веяния своего времени.
Источники
Литература