ВЕЖЛИВОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЕЖЛИВОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вежливость  -  термин, традиционно используемый для обозначения разнообразных средств языкового выражения социальных отношении между говорящим, слушающим и людьми, о которых идет речь. Эти социальные отношения могут быть многообразными и далеко не сводятся только к вежливости в обиходном смысле этого слова. Однако, так или иначе вежливость является неотьемлимой частью успешного общения. Формирование вежливости в людях - трудная задача. Она предполагает, в первую очередь, не просто знание формальных правил поведения и приличий, хотя это очень важно, а опирается на совершенствование духовного мира личности, умения сочувствовать другим людям. Вежливый человек не просто знает, а чувствует, как нужно поступить в каждом конкретном случае, чтобы всем было хорошо и никому не было обидно. Ценность этого морального качества трудно переоценить. Как писал Сервантес, "ничто не ценится другими так дорого и не стоит нам так дешево, как вежливость", имея в виду, что для культурного и воспитанного человека потребность в вежливости становится его собственной натурой, не требующей дополнительных усилий для соблюдения своих требований [3, c. 42].

 Вежливость в основном относится к внешней, формальной стороне нравственно-эстетической культуре поведения человека и предполагает в первую очередь уважительное и внимательное отношение к людям, учтивость, доброжелательность и красоту в обращении с ними [2].

Но следует также отметить, что вежливость предполагает  множество оттенков в поведении человека. Это - учтивость, то есть мягкость, сдержанность и почтительность в разговоре, манерах и обращении с другим человеком, призванными продемонстрировать уважение и доброжелательность к человеку и свидетельствующее о собственной воспитанности. Это - любезность, то есть подчеркнуто внимательное и обходительное обращение с собеседником, проникнутое доброжелательной готовностью быть полезным, помочь в каком-либо деле, оказать ту или иную услугу. Сюда же относится и корректность, являющаяся по большей части внешним проявлением вежливости, строго официальным и поэтому несколько холодным соблюдением формальных правил приличия. При этом излишне и сознательно подчеркнутая формальная корректность, то есть правильность поведения, может даже служить превращению вежливости из средства установить доброжелательные и искренние отношения между людьми в способ их испортить. Здесь вежливость может быть холодной и даже язвительной, превращаясь в средство подчеркнуть свое превосходство и тем самым унизить другого человека, поставить его в неловкое положение. Такая чисто внешняя, формальная и бездушная, вежливость в сочетании с чувством собственного превосходства и недостаточно уважительным отношением к другим характеризуется как снобизм [4].

Эти нормы нравственности сформировались на протяжении длительного времени становления взаимоотношений между людьми. На этих нормах поведения базируются политические, экономические, культурные отношения, потому что существование без соблюдения определенных правил невозможно.

Манеры человека являются индикатором богатства внутреннего мира человека, они отображают моральное и интеллектуальное развитие [2].

В современном мире вежливое, а значит культурное, поведение имеет очень большое значение: оно помогает устанавливать контакты между людьми, общаться и создавать стойкие взаимоотношения.

Современная международная обстановка обусловливает вовлечение все возрастающего числа специалистов разных областей науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и речевым этикетом, т.е. детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранным языкам [4].

Далеко не последнее место в обучении иностранному языку играет занятие по речевому этикету, которое может включать в себя целый ряд различных социально-бытовых ситуаций поведения носителей разных языковых культур согласного правилам вежливости.

В государственном стандарте уровня обученности по иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано не только со страноведческими знаниями, но и  с социокультурными. Иными словами, как бы с «вторичной социализацией». Без знания социокультурного фона,  основу которого представляет именно вежливость, нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. В этой связи необходимо придерживаться принципа: только культура в различных ее проявлениях содействует формированию личности человека.

К тому же, незнание или невыполнение правил местного речевого этикета, неправильное понимание речевых действий  может привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам. Из всего выше изложенного можно сделать вывод: изучение культуры изучаемого языка является необходимостью на пути к успешной реализации полученных знаний при усвоении иностранного языка. С другой стороны, знание культуры, речевого этикета  страны изучаемого языка - это то, к чему учащиеся  интуитивно тянутся в силу увлекательности темы, что играет далеко не последнюю роль в повышении мотивации при обучении иностранному языку.

Таким образом, в современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус иностранного языка как учебного предмета. Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость усиления коммуникативных аспектов изучения языка, составляющей которых является адекватное, вежливое общение. Именно поэтому большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранному языку с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение [Текст]: Мораль и поведение / С.Ф Анисимов. - М.: Мысль 1985- 621с.
  • 2. Данкел, Ж. Деловой этикет [Текст]: Учебное пособие для вузов / Ж. Данкел. - Феникс. Ростов-на-Дону, 1997-121с.
  • 3. Иванова, Е. Н. Эффективное общение и конфликты [Текст]: Эффективное общение и конфликты / Е. Н. Иванова. - С-П., 1997-53с.
  • 4. Курбатов, В. И. Искусство управлять общением [Текст]: Искусство управлять общением / В. И. Курбатов. - Ростов-на-Дону, 1997-379с.
  • 5. Леонтьев, А. А. Потребности, мотивы, эмоции [Текст]: Конспект лекций / А. А. Леонтьев. - М.: Издательство МГУ, 1971 - 328с.
Просмотров работы: 421