Вежливость в основном относится к внешней, формальной стороне нравственно-эстетической культуре поведения человека и предполагает в первую очередь уважительное и внимательное отношение к людям, учтивость, доброжелательность и красоту в обращении с ними [2].
Но следует также отметить, что вежливость предполагает множество оттенков в поведении человека. Это - учтивость, то есть мягкость, сдержанность и почтительность в разговоре, манерах и обращении с другим человеком, призванными продемонстрировать уважение и доброжелательность к человеку и свидетельствующее о собственной воспитанности. Это - любезность, то есть подчеркнуто внимательное и обходительное обращение с собеседником, проникнутое доброжелательной готовностью быть полезным, помочь в каком-либо деле, оказать ту или иную услугу. Сюда же относится и корректность, являющаяся по большей части внешним проявлением вежливости, строго официальным и поэтому несколько холодным соблюдением формальных правил приличия. При этом излишне и сознательно подчеркнутая формальная корректность, то есть правильность поведения, может даже служить превращению вежливости из средства установить доброжелательные и искренние отношения между людьми в способ их испортить. Здесь вежливость может быть холодной и даже язвительной, превращаясь в средство подчеркнуть свое превосходство и тем самым унизить другого человека, поставить его в неловкое положение. Такая чисто внешняя, формальная и бездушная, вежливость в сочетании с чувством собственного превосходства и недостаточно уважительным отношением к другим характеризуется как снобизм [4].
Эти нормы нравственности сформировались на протяжении длительного времени становления взаимоотношений между людьми. На этих нормах поведения базируются политические, экономические, культурные отношения, потому что существование без соблюдения определенных правил невозможно.
Манеры человека являются индикатором богатства внутреннего мира человека, они отображают моральное и интеллектуальное развитие [2].
В современном мире вежливое, а значит культурное, поведение имеет очень большое значение: оно помогает устанавливать контакты между людьми, общаться и создавать стойкие взаимоотношения.
Современная международная обстановка обусловливает вовлечение все возрастающего числа специалистов разных областей науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и речевым этикетом, т.е. детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранным языкам [4].
Далеко не последнее место в обучении иностранному языку играет занятие по речевому этикету, которое может включать в себя целый ряд различных социально-бытовых ситуаций поведения носителей разных языковых культур согласного правилам вежливости.
В государственном стандарте уровня обученности по иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано не только со страноведческими знаниями, но и с социокультурными. Иными словами, как бы с «вторичной социализацией». Без знания социокультурного фона, основу которого представляет именно вежливость, нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. В этой связи необходимо придерживаться принципа: только культура в различных ее проявлениях содействует формированию личности человека.
К тому же, незнание или невыполнение правил местного речевого этикета, неправильное понимание речевых действий может привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам. Из всего выше изложенного можно сделать вывод: изучение культуры изучаемого языка является необходимостью на пути к успешной реализации полученных знаний при усвоении иностранного языка. С другой стороны, знание культуры, речевого этикета страны изучаемого языка - это то, к чему учащиеся интуитивно тянутся в силу увлекательности темы, что играет далеко не последнюю роль в повышении мотивации при обучении иностранному языку.
Таким образом, в современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус иностранного языка как учебного предмета. Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость усиления коммуникативных аспектов изучения языка, составляющей которых является адекватное, вежливое общение. Именно поэтому большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранному языку с ярко выраженной коммуникативной направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ