Драмы М.Ю. Лермонтова - одно из наиболее замечательных явлений русской романтической драматургии. Работа Лермонтова над драматическими замыслами приходится на 1830-36 года. За это время им создано пять пьес: незавершенная стихотворная трагедия «Испанцы» (1830), драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831), «Маскарад» (1835), «Два брата» (1836), а также многочисленные наброски нереализованных сюжетов. Все произведения писателя проникнуты ярко выраженным личностным началом, именно лиризм является определяющей чертой драматургического творчества писателя.
Вершиной драматургии М.Ю.Лермонтова по праву можно считать «Маскарад». «Маскарад» - романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях» [4, С. 24].
В центре внимания автора - проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей. Арбенин - один из тех персонажей Лермонтова, которые, не будучи его положительными героями, вместе с тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки автору и потому, естественно, в соответствии со своим характером нередко выступают как выразители его взглядов. «Ради» Арбенина написана пьеса, как «ради» Печорина написан роман «Герой нашего времени» [2, С.58].
Образ Арбенина органически вырастает из ранней лирики, поэм и драматургии Лермонтова. «Беспокойный, свободный дух, влитый Лермонтовым во всех его отщепенцев и мятежников, от „Демона" до Арсения в „Боярине Орше"; их гордый взор, которым они презрительно оглядывают унылый замкнутый круг человеческого бытования; наконец, их неисходное высокое одиночество, которое они ощущают как единственное условие достойного их „бытия", - все это богатство романтического „Я" Лермонтов, собрав от прежних своих героев, вместил в Арбенина» [6, С. 145].
Герой находится в постоянном конфликте с самим собой и с окружающими его людьми, им овладевает полное разочарование во всем свете, что свойственно лермонтовскому лирическому герою. Евгений Арбенин относится к типу людей, который, по словам Белинского, «вечно находится в борьбе с внешним миром, всегда недовольны, всегда огорчены и желчны» [1, С. 388]. Эти качества роднят героя драмы «Маскарад» с так называемыми «странными людьми» в русской литературе. «Так некоторыми своими чертами (хандра, тоска, «охлажденный ум») в какой-то степени представляет продолжение онегинского типа. В еще большей степени Арбенин- продолжение и развитие образа Чацкого, с его гордой независимостью, «озлобленным умом», готового « на весь мир излить всю желчь и всю досаду» [1, С. 388].
Герой явно ощущает себя избранным среди людей. Он возвышается над толпой, над светской жизнью, исполненной низменных страстей. Лучше, чем кто-либо, он понимает, что в этом обществе вся жизнь основана на обмане, все призрачно, все во власти золота и зла. Это презрение отделяет его от «толпы». Арбенин обличает человеческие пороки и зло, «обличает все то, что жиждится в лицемерии и лжи, жестокости и насилии» [5, С. 21]. Его окружают пустые, бездушные люди, жизнь которых напоминает маскарад. Именно поэтому Арбенин одинок в своей трагедии:
«Напрасно я ищу повсюду развлеченья,
Пестреет и жужжит толпа передо мной...
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!» [3, С. 143]
Лермонтов наделил своего героя силой духа, мужеством, тоской по иной жизни. Но «сознание невозможности достигнуть духовной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире, где смещены понятия добра и зла, порождает трагическое мироощущение Арбенина» [4, С. 274].
Противопоставление себя данному обществу постепенно рождало ненависть, «холодность души». Чувства, царящие в душе главного героя, сближают тем самым образ Арбенина с Демоном Лермонтова, вариантом той же идейно-философской и психологической коллизии. Лермонтову было необходимо наделить героя драмы чертами демонизма «с целью отделения «высокого зла» (носитель Арбенин) от «низкого, порожденного укладом жизни», и «обыкновенной порочности» (носители- Казарин и Звездич)» [4, С. 169]. Однако лермонтовский «демон» способен к духовному возрождению. Эту чудодейственную силу поэт видел в «молитве тихой любви». Именно любовь принесла Арбенину духовное обновление:
«И вдруг во мне забытый звук проснулся,
И в душу мертвую свою
Взглянул... и увидал, что и ее люблю
Опять мечты, опять любою.
В пустой груди бушуют на просторе...» [3, Т. 1. С. 452]
Для лермонтовского героя любовь- «святыня» , выше которой ничего нет. Но Арбенин не способен на возвышенные чувства после пережитого им горького опыта, после того, как он, по собственному признанию «испытал все сладости порока и злодейства света». Ему кажется, что ложь, господствующая вокруг, проникла и в его семью. Достаточно малейшей искры ошибочного подозрения, чтобы в Арбенине разгорелся пожар ревности и мести. Слишком часто видел он ложь в семейных отношениях людей своего круга, слишком легко и часто он обманывал сам; ему легче поверить в измену Нины, чем в ее невиновность. «Он страдает не только от ревности, но и от сознания, что добро оказалось бессильно, что оно поругано, что Нина, как он ошибочно полагает, так же полна обмана, как и все окружающее общество. Пороки света подорвали в Арбенине веру в людей и чистую бескорыстную любовь» [1, С. 393].
Нарастающее чувство ревности, жажда мести за измену и предательство своей жены, накопленные годами желчь и злоба приводят к трагической развязке.
«... О, я ее люблю,
Люблю - и так неистово обманут...
Нет, людям я ее не уступлю...
И нас судить они не станут...
Я сам свершу свой страшный суд...
Я казнь ей отыщу - моя ж пусть будет тут.
(Показывает на сердце.)» [3, Т. 1, С. 495]
Несмотря на столь тяжкое преступление, совершенное лирическим герое, Лермонтов не винит и не казнит Арбенина. Казалось, автор хотел дать ему возможность до конца испить горькую чашу испытаний. Именно поэтому Арбенин - один из самых ярких романтических образов, какие только есть в русской поэзии.
Лермонтов наделил лирического героя собственным духом протеста, каким был полон сам и который так любил, создал романтический тип лирического «Я», единого и неповторимого по своему внутреннему содержанию.
Список литературы: