ВОПЛОЩЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО «Я» В ДРАМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОПЛОЩЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО «Я» В ДРАМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Драмы  М.Ю.  Лермонтова  - одно из наиболее замечательных явлений русской  романтической  драматургии. Работа Лермонтова над драматическими замыслами приходится на 1830-36 года. За это время им создано пять пьес: незавершенная стихотворная трагедия «Испанцы» (1830), драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831), «Маскарад» (1835), «Два брата» (1836), а также многочисленные наброски нереализованных сюжетов. Все произведения писателя проникнуты ярко выраженным личностным началом, именно лиризм является определяющей чертой драматургического творчества писателя.

Вершиной драматургии М.Ю.Лермонтова по праву можно считать «Маскарад». «Маскарад» - романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России, об их порывах к действию и роковых заблуждениях» [4, С. 24].

  В центре внимания автора - проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей. Арбенин - один из тех персонажей Лермонтова, которые, не будучи его положительными героями, вместе с тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки автору и потому, естественно, в соответствии со своим характером нередко выступают как выразители его взглядов. «Ради» Арбенина написана пьеса, как «ради» Печорина написан роман «Герой нашего времени» [2, С.58].

            Образ Арбенина органически вырастает из ранней лирики, поэм и драматургии Лермонтова. «Беспокойный, свободный дух, влитый Лермонтовым во всех его отщепенцев и мятежников, от „Демона" до Арсения в „Боярине Орше"; их гордый взор, которым они презрительно оглядывают унылый замкнутый круг человеческого бытования; наконец, их неисходное высокое одиночество, которое они ощущают как единственное условие достойного их „бытия", - все это богатство романтического „Я" Лермонтов, собрав от прежних своих героев, вместил в Арбенина» [6, С. 145].

Герой находится в постоянном конфликте с самим собой  и с окружающими его людьми, им овладевает полное разочарование во всем свете, что свойственно лермонтовскому лирическому герою. Евгений Арбенин относится к типу людей, который, по словам Белинского, «вечно находится в борьбе с внешним миром, всегда недовольны, всегда огорчены и желчны» [1, С. 388]. Эти качества роднят героя драмы «Маскарад» с так называемыми «странными людьми» в русской литературе. «Так некоторыми своими чертами (хандра, тоска, «охлажденный ум») в какой-то степени представляет продолжение онегинского типа. В еще большей степени Арбенин- продолжение  и развитие образа Чацкого, с его гордой независимостью, «озлобленным умом», готового « на весь мир излить всю желчь и всю досаду»  [1, С. 388].

Герой явно ощущает себя избранным среди людей. Он возвышается над толпой, над светской жизнью, исполненной низменных страстей. Лучше, чем кто-либо, он понимает, что в этом обществе вся жизнь основана на обмане, все призрачно, все во власти золота и зла. Это презрение отделяет  его от «толпы». Арбенин обличает человеческие пороки и зло, «обличает все то, что жиждится в лицемерии и лжи, жестокости и насилии» [5, С. 21]. Его окружают пустые, бездушные люди, жизнь которых напоминает маскарад. Именно поэтому Арбенин одинок в своей трагедии:

«Напрасно я ищу повсюду развлеченья,

Пестреет и жужжит толпа передо мной...

Но сердце холодно, и спит воображенье:

Они все чужды мне, и я им всем чужой!»  [3, С. 143]

Лермонтов наделил своего героя силой духа, мужеством, тоской по иной жизни. Но «сознание невозможности достигнуть духовной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире, где смещены понятия добра и зла, порождает трагическое мироощущение Арбенина» [4, С. 274].

Противопоставление себя данному обществу постепенно рождало ненависть, «холодность души». Чувства, царящие в душе главного героя, сближают тем самым образ Арбенина с Демоном Лермонтова, вариантом той же идейно-философской и психологической коллизии. Лермонтову было необходимо наделить героя драмы чертами демонизма «с целью отделения «высокого зла» (носитель Арбенин) от «низкого, порожденного укладом жизни», и «обыкновенной порочности» (носители- Казарин и Звездич)» [4, С. 169]. Однако лермонтовский «демон»  способен к  духовному воз­рождению. Эту чудодейственную силу поэт видел в «молитве тихой любви». Именно любовь  принесла Арбенину духовное обновление:

«И вдруг во мне забытый звук проснулся,

И  в душу мертвую свою

Взглянул... и увидал, что и ее люблю

Опять мечты, опять любою.

В пустой груди бушуют на просторе...» [3, Т. 1. С. 452]

Для лермонтовского героя любовь- «святыня» , выше кото­рой ничего нет. Но Арбенин не способен на возвышенные чувства после пережитого им горького опыта, после того, как он, по собственному признанию «испытал все сладости порока и злодейства света». Ему кажется, что ложь, господствующая вокруг, проникла и в его семью. Достаточно малейшей искры ошибочного подозрения, чтобы в Арбенине разгорелся пожар ревности и мести. Слишком часто видел он ложь в семейных отношениях людей своего круга, слишком легко и часто он обманывал сам; ему легче поверить в измену Нины, чем в ее невиновность. «Он страдает не только от ревности, но и от сознания, что добро оказалось бессильно, что оно поругано, что Нина, как он ошибочно полагает, так же полна обмана, как и все окружающее общество. Пороки света подорвали в Арбенине веру в людей и чистую бескорыстную любовь» [1, С. 393].  

Нарастающее чувство ревности, жажда мести за измену и предательство своей жены, накопленные годами желчь и злоба приводят к трагической развязке.

«... О, я ее люблю,

Люблю - и так неистово обманут...

Нет, людям я ее не уступлю...

И нас судить они не станут...

Я сам свершу свой страшный суд...

Я казнь ей отыщу - моя ж пусть будет тут.

(Показывает на сердце.)» [3, Т. 1, С. 495]

Несмотря на столь тяжкое преступление, совершенное лирическим герое, Лермонтов не винит и не казнит Арбенина. Казалось, автор хотел дать ему возможность до конца испить горькую чашу испытаний. Именно поэтому Арбенин - один из самых ярких романтических образов, какие только есть в русской поэзии.

Лермонтов наделил лирического героя собственным духом протеста, каким был полон сам и который так любил, создал романтический тип лирического «Я», единого и неповторимого по своему внутреннему содержанию.

Список литературы:

  • 1. История русской драматургии XVII-первая половина XIX века/Отв. ред. Л.М.Лотман. Л., 1982. с.393.
  • 2. Лермонтов М.Ю. в русской критике: сб. статей/Сост., вступ. ст. и примеч. К.Н.Ломунова. М.,1985.С. 58
  • 3. Лермонтов М. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. Л., 1989. Т. I. с.443.
  • 4. Лермонтовская энциклопедия/ Гл.редактор. В.А. Мануйлов. М., 1981. с.274.
  • 5. Тарханова Д. А.Романтическая драма //Литература. 2006. №1.с.21.
  • 6. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.С.145.
Просмотров работы: 985