Система менеджмента качества (СМК) - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству[1]. Цель СМК - достижение долгосрочного успеха организации путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Цель эта достигается посредством постоянного улучшения качества продукции и снижения потерь. Первостепенная роль при этом отводится персоналу. От его вовлечения в процесс улучшения деятельности во многом зависит успех организации. Вовлеченность можно определить как состояние эмоциональной и интеллектуальной приверженности компании, которая побуждает сотрудника выполнять его работу как можно лучше. Вовлеченность достигается через мотивацию сотрудников.
Мотивация - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация чаще всего обусловлена необходимостью что-то сделать. Под мотивами в психологии понимаются движущие силы, определяющие поведение человека. Поведение человека всегда мотивировано: либо внутренними побуждениями, либо внешними стимулами.
Первые систематические исследования влияния мотивации работников на результаты труда были проведены в 20-х годах двадцатого века в США на заводах компании «Вестерн Электрик» в Хоторне. Изучались внешние условия: климат, освещение, окраска рабочих помещений и машин, организация рабочего места, регулирование интервалов в рабочем процессе и т. д. Были созданы условия для оценки результатов экспериментов. В результате были установлено, что ни деньги, ни наказания не являются достаточными мотиваторами хорошей работы. Людям нравится ощущать свою значимость - так может быть сформулирован итог проведенных исследований[2].
Из этого утверждения А. Маслоу сделал ряд выводов, на многие годы предопределивших исследования в области мотивации труда. Согласно Маслоу, существует пять основных уровней (этажей) человеческих потребностей, стремление удовлетворить которые является мотивом, определяющим деятельность[3]:
Знание пирамиды потребностей позволяет найти достаточно эффективные способы мотивации людей на труд.
Еще одно исследование проблем мотивации в менеджменте, ставшей классическим, принадлежит Фредрику Херцбергу [4]. Все факторы организационной среды, влияющие на мотивацию работников и, следовательно, на эффективность их деятельности, Ф. Херцберг разбил на две группы: пассивные мотиваторы (или, по терминологии автора, гигиенические факторы) и активные мотиваторы (или собственно мотивационные факторы).Пассивные мотивационные факторы имеют преимущественно психологический характер и непосредственно с процессом труда не связаны. Наличие пассивных факторов не повышает мотивации, но их отсутствие приводит к ее снижению. Наличие активных мотивационных факторов (всех или хотя бы одного) ведет к росту удовлетворенности человека работой и, следовательно, усиливает мотивацию, а их отсутствие снижает мотивацию. В соответствии с теорией Херцберга, менеджеру следует, обеспечив наличие пассивных мотивационных факторов, включать (сразу или постепенно) факторы активные. На основе этой теории фактически строится вся современная практика мотивирующей организации в управлении качеством.
При создании системы мотивации важно знать психологические теории мотивации и сочетать разные формы мотивации с целью пробудить у работника интерес к работе. Наличие постоянного интереса к работе - это главный субъективный критерий эффективности работы системы качества[5].
Список использованной литературы и электронных ресурсов: