МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Система менеджмента качества (СМК) - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству[1]. Цель СМК - достижение долгосрочного успеха организации путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Цель эта достигается посредством постоянного улучшения качества продукции и снижения потерь. Первостепенная роль при этом отводится персоналу. От его вовлечения в процесс улучшения деятельности во многом зависит успех организации. Вовлеченность можно определить как состояние эмоциональной и интеллектуальной приверженности компании, которая побуждает сотрудника выполнять его работу как можно лучше. Вовлеченность достигается через мотивацию сотрудников.

Мотивация - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация чаще всего обусловлена необходимостью что-то сделать. Под мотивами в психологии понимаются движущие силы, определяющие поведение человека. Поведение человека всегда мотивировано: либо внутренними побуждениями, либо внешними стимулами.

Первые систематические исследования влияния мотивации работников на результаты труда были проведены в 20-х годах двадцатого века в США на заводах компании «Вестерн Электрик» в Хоторне. Изучались внешние условия: климат, освещение, окраска рабочих помещений и машин, организация рабочего места, регулирование интервалов в рабочем процессе и т. д. Были созданы условия для оценки результатов экспериментов. В результате были установлено, что ни деньги, ни наказания не являются достаточными мотиваторами хорошей работы. Людям нравится ощущать свою значимость - так может быть сформулирован итог проведенных исследований[2].

Из этого утверждения А. Маслоу сделал ряд выводов, на многие годы предопределивших исследования в области мотивации труда. Согласно Маслоу, существует пять основных уровней (этажей) человеческих потребностей, стремление удовлетворить которые является мотивом, определяющим деятельность[3]:

  • основные физиологические (базовые, витальные) потребности;
  • потребности в безопасности;
  • потребности в социальной общности;
  • потребности в уважении и самоуважении;
  • потребности в самореализации.

Знание пирамиды потребностей позволяет найти достаточно эффективные способы мотивации людей на труд.

Еще одно исследование проблем мотивации в менеджменте, ставшей классическим, принадлежит Фредрику Херцбергу [4]. Все факторы организационной среды, влияющие на мотивацию работников и, следовательно, на эффективность их деятельности, Ф. Херцберг разбил на две группы: пассивные мотиваторы (или, по терминологии автора, гигиенические факторы) и активные мотиваторы (или собственно мотивационные факторы).Пассивные мотивационные факторы имеют преимущественно психологический характер и непосредственно с процессом труда не связаны. Наличие пассивных факторов не повышает мотивации, но их отсутствие приводит к ее снижению. Наличие активных мотивационных факторов (всех или хотя бы одного) ведет к росту удовлетворенности человека работой и, следовательно, усиливает мотивацию, а их отсутствие снижает мотивацию. В соответствии с теорией Херцберга, менеджеру следует, обеспечив наличие пассивных мотивационных факторов, включать (сразу или постепенно) факторы активные. На основе этой теории фактически строится вся современная практика мотивирующей организации в управлении качеством.

При создании системы мотивации важно знать психологические теории мотивации и сочетать разные формы мотивации с целью пробудить у работника интерес к работе. Наличие постоянного интереса к работе - это главный субъективный критерий эффективности работы системы качества[5].

Список использованной литературы и электронных ресурсов:

  • 1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Национальный стандарт Российской Федерации Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  • 2. Вересов Н.Н. Психология управления: Учеб.пособие / Н. Н. Вересовв.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МЩДЭК», 2006. - 304 с. - (Серия «Библиотека менеджера»). В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496
  • 3. Вудкок, Майк. Раскрепощенный менеджер : Для руководителя-практика : пер. с англ. / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. - М. : Дело, 1994. - 320 с.
  • 4. Руководитель и коллектив : практическое пособие / под ред. А. В. Жуплева. - Ставрополь : Ставропольское кн. изд-во, 1989. - 221 с. : ил.
  • Адлер Ю.П. Мотивация в системах качества// ITeam-портал [Электронный ресурс]. - режим доступа:http://www.iteam.ru/publicationsquality/section_60/article_232/
Просмотров работы: 46