Сегодня все большее значение приобретает необходимость внедрения эффективной системы управления на промышленных предприятиях, которая обеспечивала бы постоянное улучшение производственного процесса и реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, товара и организации в целом.
Принципиальным в проведении постоянных улучшений является вовлечение в них сотрудников организации. Поэтому важную роль играют декларации и действия руководства, связанные с последствиями результатов улучшений в организации для персонала, с гарантиями занятости, которые готово обеспечить руководство. Иллюстрация этого - «цепная реакция Деминга», рис. 1 [1].
Конечным результатом улучшений должно быть умножение рабочих мест в компании, а не увольнение персонала. В противном случае руководители, скорее всего, получат тихий саботаж персонала: никто не против улучшений, но никто ничего не делает.
Существует множество методов для улучшения деятельности организации. Они предполагают совершенствование продукта, совершенствование процесса, а также совершенствование персонала.
Можно разделить методы улучшения деятельности в соответствии с уровнями организации работы по управлению качеством организации [2]:
Уровни качества |
Методы улучшения деятельности [3-5] |
Процветание и долговременный успех |
Методика Lean Production |
Полнокровная жизнь и конкурентоспособность |
Метод «6 сигм» |
Оздоровление |
Методика FMEA (Failure Mode and Effect Analysis), Метод «Диаграмма Исикавы» |
Борьба за выживание |
Модель качества Нориаки Кано, стандарты серии ИСО 9000 |
Реанимация |
Принципы 5S |
Улучшение качества продукции - это, в конечном итоге, добавление ценности для людей, а значит, улучшение качества жизни. Улучшение качества жизни, в свою очередь, порождает новые потребности и ожидания в отношении продукции и инициирует инновации и улучшение ее качества. Улучшение качества жизни включает, естественно, и сохранение или улучшение окружающей среды.
Улучшение - не просто требование стандарта. Это естественный глубинный смысл деятельности любой организации. Всегда следует помнить, что пока мы раздумываем над необходимостью улучшений, этого уже хотят наши потребители и это уже делают наши конкуренты.
Список использованной литературы:
1. Нив, Генри Р. Пространство доктора Деминга : в 2 кн. : пер. с англ. / Г. Р. Нив. - М. : Стандарты и качество, 2003-. Кн. 2. - 2003. - 152 с.
2. Лапидус, Вадим Аркадьевич. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В. А. Лапидус. - М. : Новости, 2000. - 431 с.
3. Игнатюк А.А. Методика эффективного управления бизнес-процессами // Методы менеджмента качества, 2011, №4 - с.10-16.
4. Кончиц А.В. Методика ЛИС-ХИН как эффективный способ исследований несоответствий в современном автомобильном производстве // Методы менеджмента качества, 2011, №7 - с.29-33.
5. Попов С.Г. Применение методик концепции «Бережливого производства» // Методы менеджмента качества, 2011, №3 - с.13-14.