ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗАХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время существует множество объективных причин, в результате которых всё большее число университетов, и в том числе, наш университет, стремятся системно управлять качеством. Основные причины необходимости внедрения можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам данного процесса относятся следующие:

  • глобализация и интернационализация рынка образования;
  • обострение и усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг и на рынке труда;
  • переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
  • выход на рынок иностранных поставщиков услуг с отлаженным менеджментом качества;
  • предложение новых форм и технологий обучения.

Внутренние факторы мотивации разработки и внедрения СМК представляют собой:

  • развитие системы самоконтроля;
  • достижение и поддержание требуемого качества образовательных услуг;
  • повышение эффективности и внутренней координации работ вуза;
  • определение рейтинга кафедр и профессорско-преподавательского состава.

Конечно, внедрение СМК в вузах приносит множество преимуществ различных группам потребителей. Для абитуриентов и студентов  - это повышение качества учебного процесса, уровня подготовки специалистов-выпускников вуза, рост их спроса на рынке труда. Для работодателей - это гарантия того, что специалисты будут подготовлены с учётом постоянно изменяющихся к ним требованиями. Для руководства и сотрудников  - это снижение затраты за счет оптимизации основных и вспомогательных процессов; улучшение контроля над всеми сферами деятельности организации за счет полной прозрачности деятельности. Для государства - это уверенность в целевом и наиболее эффективном использовании выделенных вузу бюджетных средств.

Но, к сожалению, добиться такого результата от внедрения СМК получается далеко не у каждого вуза. Проанализировав опыт различных образовательных учреждений, хотелось бы отдельно выделить и проанализировать следующие проблемные моменты этого процесса.

1. Необходимо время для адаптации к смене стиля руководства. Внедрение технологий, обеспечивающих определенный измеряемый уровень качества образования, означает одновременно и замену авторитарных элементов стиля управления вузом на технологические. Требуется переход от классического приема управления процессом к стратегическому. То есть не решать возникающие проблемы, а пытаться исправить процесс, порождающий эти проблемы. Концентрируя внимание на процессах, возможно улучшать качество образовательных услуг.

2. Необходимо следовать культуре удовлетворения запросов клиентов (студентов, организаций, и т.д.). Преподаватель прочитал лекции и забыл о своих студентах. И как часто бывает, предыдущие полученные знания по предмету не удовлетворяют требованиям следующего учебного курса. Вывод очевиден. Идеология удовлетворения запросов потребителей продукции и услуг должна пронизывать все сферы деятельности вуза.

3. Одним из основных элементов системы менеджмента качества является постоянное наблюдение и анализ результатов учебного процесса. Возникает вопрос: Можно ли сегодня утверждать, что  в вузах измеряется качество образования? Ответим достаточно мягко: "Мы делаем вид, что измеряем качество образования в соответствии с международными стандартами". Попробуем обосновать такое суждение, опираясь на мнение ученых и исследователей этой проблемы:

  • большая часть вузов придерживается традиционной технологии оценки результатов обучения, при которой учитель сам оценивает результаты своего труда, выставляя студентам оценки без четкого доказательства истинного уровня знаний;
  • большая часть вузов пытается оценивать знания и не обращает должного внимания на оценку уровня компетентности учащихся (умение творчески мыслить, умение учиться, умение вести диалог и т.п.);
  • в оценках деятельности вуза слишком примитивно отражается степень удовлетворения запросов клиентов высшей школы. Вузы объективно не показывают даже такие элементарные оценки, как уровень трудоустройства выпускников;
  • в системе высшего образования не принято измерять уровень «антикачества» вуза, то есть количество дефектов в образовательной, научной и хозяйственной сферах деятельности. Здесь пока полнейшая пустота.;
  • в оценках деятельности вуза слишком ограниченно измеряется качество ресурсов вуза. Что касается качества технического, методического, программного и информационного обеспечения образовательной деятельности, то здесь самым уязвимым местом является поиск эталона для сравнения и алгоритм сравнения качества ресурсов с этим эталоном.

Вывод очевиден - измеряемые сегодня элементы качества образования зачастую не соответствуют международным стандартам и не ориентированы на запросы потребителей продукции и услуг высшей школы.

Основной же причиной неэффективного функционирования СМК является отсутствие хорошей идеологической работы вначале внедрения системы менеджмента. Необходима реальная заинтересованность топ-менеджмента, т.е. ректора и проректоров во внедрении СМК. И каждый вуз - технический, педагогический или классический университет -  должен адаптировать принципы всеобщего управления качеством к своим специфическим условиям и особенностям. И это абсолютно правильно, поскольку, внедряя новые социальные технологии, возникшие на Западе, российским университетам необходимо сохранить свои уникальные традиции, ту неповторимую гуманитарную среду и духовную атмосферу, которые создавались десятилетиями.

Просмотров работы: 159