В настоящее время существует множество объективных причин, в результате которых всё большее число университетов, и в том числе, наш университет, стремятся системно управлять качеством. Основные причины необходимости внедрения можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам данного процесса относятся следующие:
Внутренние факторы мотивации разработки и внедрения СМК представляют собой:
Конечно, внедрение СМК в вузах приносит множество преимуществ различных группам потребителей. Для абитуриентов и студентов - это повышение качества учебного процесса, уровня подготовки специалистов-выпускников вуза, рост их спроса на рынке труда. Для работодателей - это гарантия того, что специалисты будут подготовлены с учётом постоянно изменяющихся к ним требованиями. Для руководства и сотрудников - это снижение затраты за счет оптимизации основных и вспомогательных процессов; улучшение контроля над всеми сферами деятельности организации за счет полной прозрачности деятельности. Для государства - это уверенность в целевом и наиболее эффективном использовании выделенных вузу бюджетных средств.
Но, к сожалению, добиться такого результата от внедрения СМК получается далеко не у каждого вуза. Проанализировав опыт различных образовательных учреждений, хотелось бы отдельно выделить и проанализировать следующие проблемные моменты этого процесса.
1. Необходимо время для адаптации к смене стиля руководства. Внедрение технологий, обеспечивающих определенный измеряемый уровень качества образования, означает одновременно и замену авторитарных элементов стиля управления вузом на технологические. Требуется переход от классического приема управления процессом к стратегическому. То есть не решать возникающие проблемы, а пытаться исправить процесс, порождающий эти проблемы. Концентрируя внимание на процессах, возможно улучшать качество образовательных услуг.
2. Необходимо следовать культуре удовлетворения запросов клиентов (студентов, организаций, и т.д.). Преподаватель прочитал лекции и забыл о своих студентах. И как часто бывает, предыдущие полученные знания по предмету не удовлетворяют требованиям следующего учебного курса. Вывод очевиден. Идеология удовлетворения запросов потребителей продукции и услуг должна пронизывать все сферы деятельности вуза.
3. Одним из основных элементов системы менеджмента качества является постоянное наблюдение и анализ результатов учебного процесса. Возникает вопрос: Можно ли сегодня утверждать, что в вузах измеряется качество образования? Ответим достаточно мягко: "Мы делаем вид, что измеряем качество образования в соответствии с международными стандартами". Попробуем обосновать такое суждение, опираясь на мнение ученых и исследователей этой проблемы:
Вывод очевиден - измеряемые сегодня элементы качества образования зачастую не соответствуют международным стандартам и не ориентированы на запросы потребителей продукции и услуг высшей школы.
Основной же причиной неэффективного функционирования СМК является отсутствие хорошей идеологической работы вначале внедрения системы менеджмента. Необходима реальная заинтересованность топ-менеджмента, т.е. ректора и проректоров во внедрении СМК. И каждый вуз - технический, педагогический или классический университет - должен адаптировать принципы всеобщего управления качеством к своим специфическим условиям и особенностям. И это абсолютно правильно, поскольку, внедряя новые социальные технологии, возникшие на Западе, российским университетам необходимо сохранить свои уникальные традиции, ту неповторимую гуманитарную среду и духовную атмосферу, которые создавались десятилетиями.