Сфера услуг является одной из перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики, основанной на знаниях. Услуги представляют собой целесообразную деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
В настоящее время мы можем наблюдать тенденцию повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству предоставляемых услуг. Качество - ключевой показатель конкурентоспособности [1]. Качество услуг во многом зависит от компетентности, радушия, вежливости сотрудников компании. Важными факторами также являются снижение издержек и снижение рисков. Решением данной задачи может стать внедрение концепции бережливого производства.
Применение принципов бережливого производства в сфере услуг позволяет сделать работу эффективной, снизить затраты, повысить качество оказываемых услуг населению и заинтересованность сотрудников работой, а также справиться с бюджетными ограничениями. Именно это подтверждает опыт зарубежных стран [2].
Применительно к сфере услуг можно выделить следующие виды потерь:
Устранить эти потери можно с помощью такого принципа бережливого производства, как kaizen - непрерывного, постепенного улучшения деятельности с целью увеличения ценности. В данном случае ценность - это восприятие потребителями предоставляемых услуг [2].
В процессе оказания услуг есть много повторяющихся и простых процессов, изменения в которых за короткое время помогут достичь положительных результатов. Необходимо сконцентрировать внимание на стандартизации всех процессов. Первоочередные задачи и этой области включают:
Важнейшим вопросом является переведение данных задач в практическую плоскость, а именно:
Можно добавить, что требуется доработка инструментов, методов и терминологии бережливого производства с учетом особенностей сферы услуг.
В целом, можно сказать, что бережливое производство открывает перед компаниями большие возможности по повышению эффективности и укреплению позиций на рынке и является одной из наиболее перспективных моделей организации бизнеса [4].
Список использованной литературы и электронных ресурсов: