ЗАДАЧИ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НАРУЖНЫХ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННО-ОТДЕЛОЧНЫХ СИСТЕМ «ШТУКАТУРНОГО» ТИПА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЗАДАЧИ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НАРУЖНЫХ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННО-ОТДЕЛОЧНЫХ СИСТЕМ «ШТУКАТУРНОГО» ТИПА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение в действие Федерального закона РФ № 261 - ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стало поворотным пунктом стратегического развития страны в этом важнейшем направлении. Целью принятия закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Реализация намеченной программы энергосбережения в сфере строительства и ЖКХ позволит сберегать до 205-250 млн. тонн условного топлива в год, что составляет более 60% все­го возможного потенциала экономии энергоресурсов по всем отраслям и секторам экономики.

За последние десять лет Минстроем и Минрегиона России были существенно уже­сточены нормативные требования к тепловой защите зданий, более чем в 3 раза повышены требуемые сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций (например, для стен - с 0,9 - 1,1 кв. м °С/Вт до 3 - 3,5 кв. м °С/Вт). За короткий период времени были разработаны и внедрены целые комплексы стандартов, которые позволили использовать в отечественной строительной отрасли прогрессивные российские и зарубежные теплоизо­ляционные материалы и системы наружного утепления. Многократно уве­личилось применение современных эффективных теплоизоляционно-отделочных систем, к которым относятся навесные фасады и решения «мокрого» типа. В связи с меньшей начальной стоимостью последних объ­емы их использования в жилищном гражданском строительстве постоянно возрастают. Однако, закономерно возникает вопрос о реальной долговеч­ности их эксплуатации в российских условиях, которая и позволит оконча­тельно установить целесообразность и экономичность их применения. Специфика российских условий связана не только со сложными природно-климатическими факторами, но и в значительно большей степени с качест­вом их фактического исполнения подрядной организацией.

Опыт применения систем «штукатурного» типа в Европе показал возмож­ность их эксплуатации (практически безремонтной) в течении 20-25 лет, а в ряде случаев и 30-35 лет. К сожалению, в условиях России исполнение работ не специализированными фирмами приводит к значительно более раннему появлению дефектов. Низкое качество выполнения работ за последние годы стало серьезным фактором, влияющим на конкурентоспособность большинства Российских фирм. Для решения этой проблемы разрабатываемые СНиП и другие нор­мативные материалы все более жестко определяют вопросы, связанные с производственным контролем качества и надзором со стороны контроли­рующих организаций. Такая политика в целом определена законом РФ «О техническом регулировании» и разрабатываемыми в его развитие техниче­скими регламентами. Так, к проектированию поставки материалов, изде­лий и конструкций, а также возведению объектов первой и второй катего­рий сложности предполагается допускать только организации с сертифи­цированной и соответствии с ИСО 9000 системой менеджмента качества. Важным элементом обеспечения качества строительства является своевре­менное и правильное оформление документов, подтверждающих фактиче­ское качество выполненных работ - исполнительной технической доку­ментации. Для повышения значимости исполнительной технической доку­ментации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. «Об осуществлении строительного надзора в Российской Федерации» раз­работаны руководящие документы, направленные на обеспе­чение качества строительства (РД 11-02-2006, РД 11-05-2007, РД 11-04-2006, РД 11-03-2006).

Специфической сложностью реализации положений этих РД при создании наружных теплоизоляционно-отделочных систем является новизна этого вида работ и отсутствие нормативной документации общероссийско­го масштаба. Допуск каждой конкретной системы для применения в строи­тельстве на территории Российской Федерации подтверждается техниче­ским свидетельством ФГУ «Федеральный центр технической оценки про­дукции в строительстве» (ФЦС) на основе представленных претендентом документов и материалов, а также результатов дополнительно проведен­ных испытаний в аккредитованных центрах и организациях. Соответствие фактически поставляемой продукции указанной в наименовании показате­лей, установлены в техническом свидетельстве, подтверждаются сертифи­катом соответствия или декларацией о соответствии, или документом о ка­честве. Каждый такой документ содержал комплекс требований к материаловедческим, конструкционным и технологическим решениям, включая вопросы контроля качества работ.

Наиболее качественно и подробно у всех систем проработаны материаловедческие и конструкционные решения. Достаточно полно прописана и технология исполнения работ, включая детальное описание всех звеньев цепочки технологических операций, рассчитанное на уровень исполнителя - рабо­чего. Однако, качество подачи глобальных технологических и организаци­онных моментов существенно отличаются у различных фирм, причем час­то отсутствуют принципиально важные вопросы по организации производ­ства теплоизоляционно-отделочных работ на конкретном объекте (правила по составлению ПНР на данный вид работ). Постоянные изменения в технолого-организационной части документации из года в год все более и бо­лее выхолащивают требования к ПНР, упрощая и уменьшая задачи под­рядной организации по технологическому проектированию, однако нега­тивно влияют на качество конечной продукции. Достаточно наглядно это прослеживается при анализе изменений альбомов технических решений систем наружной теплоизоляции фасадов «Сэнарджи».

Наиболее слабо решены вопросы производственного контроля качест­ва работ и оформление соответствующей документации. У многих фирм при наличии инструктивных материалов по порядку создания системы с перечнем контролируемых параметров отсутствуют данные о том, на ка­ких стадиях требуется оформлять акты на скрытые работы, и о, тем более, форме и правильном оформлении этих актов. Нерешенность этих вопросов затрудняет деятельность служб технического надзора Заказчика-Застройщика, авторского надзора, а также государственного строительного надзора по контролю и надзору за выполнением теплоизоляционно-отделочных систем «штукатурного» типа. Так, если в части производственного контроля качества работ по системе «Сэнерджи» особое внимание обра­щено на необходимость составления актов скрытых работ при приемке строительного основания, после приклейки и дюбелирования плит тепло­изоляционного слоя и после нанесения базового армирующего слоя, то в немецкой системе «Ceresit» необходимость оформления соответствующих актов нигде не прописана. Отсутствуют требования к оформлению актов, за исключением общих фраз о необходимости отразить сведения об использованных в работе материалов и выдачи разрешения на выполнение последующих операций.

Нерешенными является и целый ряд вопросов испытания систем. В ряде технических документов на теплоизоляционно-отделочные системы имеется ссылка на ГОСТы, которые подробно описывают и процесс испы­тания, и требуемые машины, и статистическую обработку результатов, но при этом очень часто встречаются случаи когда подобная отсылка к более «узким» и специализированным нормативам просто ошибочна или, по крайней мере, некорректна (особенно часто встречается неверное опреде­ление методики испытаний, и как следствие отсылка к государственному стандарту, который предусматривает либо иной тип и метод испытания, либо испытание других, близких по названию и характеристикам материа­лов, но не входящих в данную систему). Однако нужно отметить, что по­добные случаи встречаются еще и по причине отсутствия необходимой нормативной базы, а те регламенты, которые были разработаны ранее, не полностью охватывают проблемные места систем.

В связи с выше изложенным в настоящий момент назрела острая не­обходимость для обеспечения качества, надежности и долговечности теп­лоизоляционно-отделочных систем штукатурного типа разработать общероссий­ский документ, нормирующий общие подходы к методикам контроля ка­чества производственных процессов и оформления необходимой техниче­ской документации.

Просмотров работы: 1