АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В настоящее время, когда информация приобрела статус ресурса, когда информация, информационные системы, информационные технологии во многом определяют стратегические направления дальнейшего развития современного общества, очень актуальным становится вопрос о качестве информации и об информационной экологии. Информация становится не менее, а даже более важным фактором социального развития общества, чем вещество, энергия и другие природные ресурсы. Современная информатизация общества кардинально меняет качество и уровень жизнедеятельности человека. [1]

Условием выживания в информационном обществе является необходимость обновления профессиональных знаний, регулярного совершенствования квалификации. Это возможно только при обладании человеком высокой информационной культурой. Современное информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин сможет получать всю необходимую для его жизнедеятельности и решения, стоящих перед ним проблем, информацию.

Исследования американских ученых показали, что за последние 30 лет потребление информации выросло в 5 раз - современный человек в день получает объем информации, эквивалентный содержанию 174 газет. Знание стало главным ресурсом в постиндустриальном социуме. Благодаря развитию медиа (технологий коммуникации) человек обрел новую среду обитания - информационную, разновидность социального, культурного пространств.[2]

Люди все более погружаются в круговорот информации, порожденный СМИ, рекламой, интернет-ресурсами, социальными сетями, что повышает значимость этого вопроса. Информация все более доступна, и информационный круговорот все больше захватывает людей, что приводит не всегда к хорошим последствиям, лишая людей свободы творчества, и внушая общие идеи и всеобщие принципы. Люди перестают быть индивидуальными, так как большой поток не всегда полезной информации просто не оставляет возможности мыслить. Все больше информации навязывается. Процесс человеческого познания  искажается.

Информационная экология понимается многими авторами по-разному, но мы будем подразумевать, что информационная экология - это наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом, на индивидуальные и общественные взаимоотношения с окружающей информационной средой, а также межличностные и межгрупповые информационные взаимодействия. Таким образом, предметом информационной экологии является изучение взаимодействия человека с информационной средой.[3]

В связи с повышением количества информации все более актуален вопрос о загрязнении информации, как ресурса, и все сложнее найти в огромном потоке именно ту информацию, которая нужна. Для борьбы с информационным загрязнением необходимо:

1. Выставить конкретные требования к информации, к процессу ее создания.

2. Управлять и контролировать процесс сбора, хранения и изъятия информации.

3. Оценивать пользование информацией.

Без конкретных требований и контроля над информационным потоком невозможно добиться информационной гигиены. Необходимо ввести общую систему рейтингов авторов и их работ, чтобы в процессе поиска информации человек знал, у кого информация наиболее качественна. Для этого необходимо ввести критерии оценки информации, например такие:

  • чистота информации, или насколько отфильтрована информация;
  • сколько затрачено сил на получение информации (например, человеко-часов, или сколько человек и как долго работали над информацией);
  • широта охвата, или насколько узко взята предметная область;
  • качество (полнота информации);
  • источники;
  • возрастная категория потенциальных пользователей (не только возрастное ограничение, но и для какой возрастной категории предназначена информация).

Эти требования должны предъявляться ко всей информации.

Становится очевидной необходимость социальной адаптации человека, способного жить и действовать в современной информационной среде. Для этого важны не только умение оперировать информацией и использовать информационные ресурсы, но и способность формировать информационное мировоззрение. Так же необходимо широко пропагандировать гуманистические идеи в современном мире, устранить несоответствие между высоким уровнем развития технологий и низким уровнем человеческой культуры.

"Кто владеет информацией - тот правит миром". Близость этого высказывания медиамагната Руперта Мердока к действительности, во многом, зависит от того каков окружающий мир, какие в нем существуют границы и законы распространения информации. Информационные технологии, которые являются современной знамением эпохи, обеспечивают огромные возможности для индивидуальной и массовой коммуникации. И как в случае с природопользованием возникает ситуация, когда возможности идут рука об руку с опасностями. Охрана информационной экологии, необходимого условия настоящего и будущего, является насущной проблемой, которая может решаться посредством правового регулирования, самым "сильным" инструментом которого является уголовное право.[4]


Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. Информационная экология. - М., 2000. - 231 с.

[2] http://newdoctor.ru/

[3] Одум Ю. Экология: в 2-х томах / Юджин Одум. - М.: Мир, 1986.

[4] Жданухин Дмитрий. Информационная экология и трансляционная деятельность: уголовно-правовой аспект. //http://doctrina.da.ru/

Просмотров работы: 236