ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ АПК - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ АПК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Важными стратегическими направлениями развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса являются научно-исследовательский прогресс и инновационные процессы, позволяющие вести непрерывное обновление производства на основе освоения достижений науки и техники. До начала реформ в роли нормативно-финансового регулятора инноваций выступала государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации полностью осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией, концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и технологий. Ныне считается, что наиболее верным путем выхода АПК из кризисного состояния является максимальное использование возможностей научно-технического прогресса и ориентация реального сектора экономики на инновационное развитие.

Далее хотелось бы  высказать несколько достаточно простых, но не теряющих от этого своей существенности идей, касающихся возможных путей инновационного развития агропромышленных комплексов на уровне регионов.

 С появлением отечественной системы ГЛОНАСС стала доступной возможность оснащения ее приемными аппаратными частями не только, скажем, транспортных единиц для перевозки продукции АПК. но и оперативного отслеживания состояния засеянных озимыми площадей, состояния накопления влаги на территориях региона со сведением всей информации в некую Региональную информационную систему сельского хозяйства (РИССХ). В частности, в региональных органах управления должны появиться такие вычислительные системы и средства коммуникации для сбора и оперативного решения многих вопросов по прогнозированию, планированию и, главное, полноценной информационной поддержке местного сельхозпроизводителя. Такие меры могли бы существенно усилить конкретную помощь и поддержку сельскому производителю в форме точных прогнозов, агротехнических советов и рекомендаций, оперативных решений проблем в сфере животноводства и т.п.

 Определенная подсистема или же «союзная» система для вышеуказанной РИССХ должна сопровождать процессы реализации продукции АПК в целях оптимизации транспортных потоков по доставке продукции к перерабатывающим центрам, учету в экономических целях произведенной продукции и обеспечения действенного санитарно-гигиенического контроля за продуктовыми потоками. Стоит здесь же отметить, что такая система обязана быть сопряженной с системой региональной экологической безопасности.

 Система макрорегулирования IT-средствами продовольственного снабжения и запасов на региональном уровне призвана обеспечивать органы управления на муниципальном, районном, региональном и федерально-окружном уровнях оперативной информацией для среднесрочного и долгосрочного планирования, в частности, в аграрной политике. В частности, с помощью именно такой системы можно эффективно заниматься, например, как регулированием государственных зерновых интервенций на рынке, так и сдерживать, сглаживать негативные тенденции на рынках продуктов и агропромышленных товаров первой необходимости. В систему, в качестве входного потока, должна проступать информация о состоянии запасов, прогнозах по запасам и актуальном состоянии самого сельхозпроизводства, а на выходе должны получаться наборы стратегий и политик на базе трендового анализа для рекомендаций не только органам управления регионального, районного и муниципального уровней, но и в первую очередь, самим сельхозпроизводителям. Значит IT и инноватика обязаны внедряться в АПК в целях достижения лучшей результативности, более высокой производительности, более гибкого управления и современных уровней обеспечения граждан страны высококачественной продукцией по вполне реальным ценам. Тем самым может возникнуть полезный системный интерфейс для сглаживания и кратко- и среднесрочного прогнозирования и планирования экономики.

 Продвижение методов быстрого и эффективного экономического анализа для овладения такими технологиями управления фермерами и руководителями среднего и высшего звена в АПК. В качестве методов оптимизации расходов могут выступать известные методики и технологии решения экономических проблем методами задач линейного программирования (симплекс-метод и его различные модификации). Весьма очевидно, что такая «переподготовка» должна проводиться на базе компьютерных технологий, с привлечением эффективных разработчиков решений конкретных экономических задач, при возможности создания ресурсов удаленного образования в этой сфере через интернет-конференции и с созданием доступных методических мультимедийных материалов. Проясняет нашу позицию история этого вопроса. Еще с середины прошлого XX века в некоторых странах (в частности, в Италии. Португалии) стали появляться группы и сообщества мелких предпринимателей, которые изучали технику решения задач линейного программирования симплекс-методом для последующего применения к своим конкретным задачам управления малым бизнесом. Известные результаты показала эффективность такой подготовки и самоподготовки руководителей и предпринимателей для оптимизации своих расходов и доходов, для повышения экономической эффективности своих предприятий и т.п. Поэтому, как нам представляется, в сфере малого предпринимательства, и в частности, в сфере агропромышленного производства такой подход к оптимизации и модернизации этих сфер в части экономического управления должен оказаться весьма эффективным и экономически, а значит и политически.

В заключении,  хотелось бы отметить, что до сих пор вероятно отсутствующая или мало заметная четкая национальная политика по внедрению новых технологий и продвижению модернизации в таком важном секторе национального хозяйства, каким является его агропромышленный комплекс в целом, может не только не дать достойно развиться этой важнейшей части экономической жизни страны (особенно с учетом вытекающих проблем национальной продовольственной безопасности), но и повлечь увеличение отставания от уровня развитых стран. При этом хочется особо подчеркнуть, не имеет особого смысла дожидаться принятия достаточно больших решений на федеральном уровне, ибо именно на окружном, региональном и даже районном уровне такие решения не только существенно упрощаются  но и. в итоге, могут оказаться более оперативными и эффективными. 

Просмотров работы: 4